logo
Эстетика рекламы

13.6. Геральдические символы. Символика политических партий

Как правило, это простые по структуре образные знаки с высокой сигнальной активностью. Знаки с горизонтально-верти­кальной формой воспринимаются как более статичные, стабиль­ные, консервативные, диагональные композиции имеют, по преимуществу, движения динамические, агрессивные, мобильные, наступательные по духу. Примером первого и второго типа сим-: волов могут служить тевтонский крест и свастика. Чаще всего в динамических знаках, символизирующих активность, присут­ствуют острые углы, стрелы, ломаные линии, предметы с заост­ренными краями: три стрелы социал-демократов, серп в серпе и молоте - эмблеме российского рабоче-крестьянского государст­ва, звезда. В качестве политических символов фигуры зверей ис­пользуются достаточно редко (в отличие от геральдических сис­тем) и чаще имеют шутливый характер: осел как символ демо­кратов и слон как символ республиканцев в США.

Орел и лев - имперские символы, выражающие превосход­ство, силу, обновление, созерцательность, царственность. Орел в геральдической стилистике часто имеет две головы. Античная I зоология приписывала орлу не мигая смотреть на Солнце и до-Встигать не доступных для человека просторов неба. Как победитель змей и драконов - символ победы света над силами тьмы.

Грифон - сказочное животное, символизирующее господст­во над двумя сферами бытия: землей (посредством львиного ту­ловища) и воздухом (посредством орлиных головы и крыльев). В Греции грифоны символизировали уверенное в своих силах, но при этом бдительное, проницательное могущество. У Данте становится символом божественной и человеческой природы Христа, вследствие его владычества на земле и на небе. В геральди­ке - символ ума и силы.

Знамена (флаги, хоругви) - символы чести военных под­разделений, залог победы и величия, а также символ и атрибут богов. Со знаменем часто изображается воскресший Христос как преодолевший силы тьмы, также архангел Михаил, победитель Люцифера, и воинствующие святые (Жанна д'Арк, Георгий По­бедоносец, герцог Леопольд Святой).

Кентавр - символ двойственности, олицетворение грубой природной силы и господства инстинктов. В христианском уче­нии - символ еретика, знающего учение христианства, но при­меняющего его неверно и тем самым остающегося двойствен­ным. В средневековой символике - противоположность благо­родного рыцаря, а также олицетворение порока высокомерия.

Ключ - означает власть открывать и закрывать. В масон­ских системах - символ звания мастера или казначея. Передача ключа осажденного города врагам - символ капитуляции. Клю­чи от города символически вручаются почетным гостям. В наро­де говорят о «ключе к сердцу возлюбленной». «Ключ» - это и обозначение способа прочтения тайнописи или разгадки симво­лов. Ключи на гербе указывают на доверие и верность к своему господину и повелителю.

Жезл Эскулапа - палочка, вокруг которой обвивается змея - эмблема аптек, символ врачебной профессии. В его основе - еже­годная смена кожи у змеи, что воспринимается как символ омо­ложения. Жезл Эскулапа не следует путать с кадуцеем, обвитым двумя змеями - крылатым жезлом бога Гермеса (Меркурия).

Животные, птицы, насекомые, растения.

Аист. В библейской символике - символ счастья, вопреки традиции рассматривать всех ходульных птиц как «нечистых животных». Это связано с тем, что аист поглощает змей - сата­нинских созданий. Возвращение аиста весной в северных стра­нах толковалось как символ воскресения. Спокойное стояние на ноге делает его образом медитации и созерцания. Психоаналити­ческое толкование символа осуществляется через олицетворение клюва как знака фаллоса, «источника детей».

Носорог - его рог ценится как средство, повышающее потен­цию, и является Носорог фаллическим символом.

Бабочка - способность к превращениям и красота, а также - преходящий характер радости. В Японии - символ молодой жен­щины и семейных радостей.

Бык - олицетворение жизненной силы и мужской власти. Двойственность символики: если сила и дикость - позитивные черты, то тупая бессмысленность и жестокость нападений вну­шали ужас. Отсюда - религиозные ритуалы, где игры и победа над быком олицетворяли победу над животной силой (древне-критские культы, бой быков в юго-западной Европе). Религиоз­но-историческая роль - в культах быка, где высокая половая по­тенция символизирует природные жизненные силы.

Волк - олицетворение диких и сатанинских сил, символ алч­ности и жестокости. В психологическом учении о символах волк олицетворяет большой поток чуждой энергии, вторгающийся в культурную часть души. В школе К.Г.Юнга волк рассматривает­ся как указание на угрозу со стороны не связанных с сознанием сил. В геральдике волк рассматривается в положительном смыс­ле и имеет значение бдительности и осмотрительности.

Жаба - символически рассматривается преимущественно негативно из-за своего непривлекательного вида и едких выделе­ний. Представляются демоническими существами и описывают­ся как «домашние животные» ведьм. В сказаниях она нередко выступает как хранительница сокровищ.

Паук - в мифах - символическое существо с негативным смыслом. В христианской символике «злой» паук противостоит «добрым» пчелам и представляет греховные побуждения, кото­рые высасывают кровь из человека.

Слон - воплощение наследственной мудрости и неагрессив­ной мощи. Из-за долгожительства символизирует долголетие, преодоление смерти. Сожжение шерсти или кости слонов упо­треблялось для защиты от демонических, злых сил.

Собака - олицетворение верности и бдительности, нередко выступает стражем ворот в потусторонний мир (как трехглавый пес Цербер). Собаки считались «духовидцами» и использовались в качестве животных, предупреждающих человека о незримых опасностях. В пластических искусствах собака символизирует безоглядную готовность к вере, а в негативном аспекте - являет­ся воплощением неукротимого гнева.

Цветы - символы молодой жизни, из-за звездообразной структуры лепестков - символы Солнца, всего мира или его сере­дины. Часто - эротические символы (роза в эпоху Средневеко­вья). В христианской символике открытая кверху чашечка цвет­ка указывает на получение Божьих даров, радость от природы в раю, а также на непостоянство земной красоты. В Христианстве цветовая символика разнообразна: лилия олицетворяет чистоту Девы Марии, ирис - ее величие, клевер и анютины глазки - Тро­ицу, подорожник и маргаритки - смирение, колючие же расте­ния и насекомые символизируют адские силы.

Роза - символ побеждающей смерть любви и возрождения. В христианстве - символ крови Христа и, одновременно, небесной любви, упоминаемой Данте в «Божественной комедии» как «бе­лая роза». В алхимии красная и белая роза являются символом дуалистической системы «красное / белое» - первоначал серы и ртути. Связь креста и пятилепестковой розы образует символ ро­зенкрейцеров. При погребении члена масонского братства клали в могилу три розы (свет, любовь, жизнь). В геральдике роза при­сутствует в гербах Йорков (белая роза) и Ланкастеров (красная), в «Розе Тюдоров» - обе розы.

Лавр - символ мира, следующего за победой над врагом. Ла­вровые листья ритуально очищали от пролитой крови. Лавру приписывалась целительная сила и сила очищения от душевно­го осквернения.

Металлы. Драгоценные и полудрагоценные камни - в ас­трологической символике соответствуют двенадцати знакам зо­диака, где Овну соответствует камень цвета крови, Тельцу - изу­мруд, Близнецам - разноцветные камни, Раку - адуляр, Льву - рубин или алмаз, Деве - берилл, Весам - агат, Скорпиону - аме­тист, Стрельцу - бирюза, Козерогу - оникс, Водолею - янтарь, Рыбам - кораллы. С определенными драгоценными камнями считались символически связанными планеты. Солнцу соответ­ствовали алмаз, горный хрусталь, турмалин, Луне - жемчуг, адуляр, агат, Марсу - рубин, гранат, кораллы, сердолик, Мерку­рию - берилл, тигровый глаз, топаз, агат, янтарь, циркон, Юпи­теру - изумруд, жадеит, змеевик, малахит, Венере - лазурит, сапфир, аквамарин, Сатурну - аметист, темные виды оникса и сапфир.

Алмаз - («адамас» или «адамант») - «королева жемчуга» - имеет значение совершенства, чистоты и неприкосновенности. В традиционной символике соответствует солнцу, свету и жиз­ни, постоянству в любви и страдании, честности и чистоте. По народным поверьям, алмаз сообщает невидимость, отпугивает призраков и завоевывает благосклонность женщин.

Жемчужина - в символике рассматривается как драгоцен­ный камень, который из-за нежно мерцающего блеска считается «лунным» и женским, а его круглая форма обозначает совершен­ство. В Греции - символ родившейся из морской пены Афроди­ты, в древнем Китае - драгоценности, добродетели и чистоты.

Железо - подвластно богу войны Марсу, а цвет его ржавчи­ны напоминает кровь. В' античности считалось отпугивающим злых духов, из него делались амулеты. Железная подкова как символ счастья возникла благодаря вере в свойства железа, свя­зана с самой формой изделия, напоминающего Луну, а также за­висит от контакта с лошадью, чье символическое значение было всегда существенно.

Итак, обобщим, что символ есть определенный тип знака, поэтому культура, в принципе, функционирует не только как со­вокупность знаков, но и как система символов. Изучая их, мож­но изучить саму культуру, так как именно символ - как средст­во реализации ценностей и смыслов культуры - выступает ее де­миургом, превратившим homo gabilis - человека умелого - в homo sapiens - человека разумного. Немецкий философ-идеа­лист Эрнст Кассирер в качестве символических форм - автоном­ных и самодостаточных - рассматривал язык, миф, религию, ис­кусство, науку, историю, человек же в этой концепции предста­вал как «животное, создающее символы».

Символы как воплощение исторического опыта одинаково легко читаемы представителями различных культур, и именно они, а не рационально представленная ценность товара, вос­принимаются в первую очередь. В рекламе постоянно воспро­изводятся ставшие классическими символы «золотого века», «доброго старого времени», «русской души», «рога изобилия» и т.п. Многие из символов русской православной церкви, став­ших сегодня одновременно символами российской государст­венности (Георгий Победоносец, Сергий Радонежский, храм Христа Спасителя, Собор Покрова-на-рву), выступают как об­щепринятые и равнодоступные для восприятия практически во всех культурах.

Характерно, что одни из символов - земли, огня, неба, вес­ны, дня, дома, солнца, верха - в рекламе маркированы, в це­лом, положительно, другие же - влаги, ночи, луны, низа, дале­кого, черного - отрицательно. Эта же бинарная логика мышле­ния выделяет еще одну важную семантически противополож­ную пару - мужчины как воплощения инициативы, носителя этических ценностей и креативного мышления и менее пози­тивно оцениваемой женщины. Роль символов в рекламе огром­на: через символизацию предмета можно вызвать позитивные ассоциации, связанные с предлагаемым товаром или услугой, дать представление о стране-производителе, выделить товар среди конкурентов, помочь потребителю осознать его высокую престижность, напомнить о хорошо знакомом предмете из ос­военной среды.