13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
Как правило, это простые по структуре образные знаки с высокой сигнальной активностью. Знаки с горизонтально-вертикальной формой воспринимаются как более статичные, стабильные, консервативные, диагональные композиции имеют, по преимуществу, движения динамические, агрессивные, мобильные, наступательные по духу. Примером первого и второго типа сим-: волов могут служить тевтонский крест и свастика. Чаще всего в динамических знаках, символизирующих активность, присутствуют острые углы, стрелы, ломаные линии, предметы с заостренными краями: три стрелы социал-демократов, серп в серпе и молоте - эмблеме российского рабоче-крестьянского государства, звезда. В качестве политических символов фигуры зверей используются достаточно редко (в отличие от геральдических систем) и чаще имеют шутливый характер: осел как символ демократов и слон как символ республиканцев в США.
Орел и лев - имперские символы, выражающие превосходство, силу, обновление, созерцательность, царственность. Орел в геральдической стилистике часто имеет две головы. Античная I зоология приписывала орлу не мигая смотреть на Солнце и до-Встигать не доступных для человека просторов неба. Как победитель змей и драконов - символ победы света над силами тьмы.
Грифон - сказочное животное, символизирующее господство над двумя сферами бытия: землей (посредством львиного туловища) и воздухом (посредством орлиных головы и крыльев). В Греции грифоны символизировали уверенное в своих силах, но при этом бдительное, проницательное могущество. У Данте становится символом божественной и человеческой природы Христа, вследствие его владычества на земле и на небе. В геральдике - символ ума и силы.
Знамена (флаги, хоругви) - символы чести военных подразделений, залог победы и величия, а также символ и атрибут богов. Со знаменем часто изображается воскресший Христос как преодолевший силы тьмы, также архангел Михаил, победитель Люцифера, и воинствующие святые (Жанна д'Арк, Георгий Победоносец, герцог Леопольд Святой).
Кентавр - символ двойственности, олицетворение грубой природной силы и господства инстинктов. В христианском учении - символ еретика, знающего учение христианства, но применяющего его неверно и тем самым остающегося двойственным. В средневековой символике - противоположность благородного рыцаря, а также олицетворение порока высокомерия.
Ключ - означает власть открывать и закрывать. В масонских системах - символ звания мастера или казначея. Передача ключа осажденного города врагам - символ капитуляции. Ключи от города символически вручаются почетным гостям. В народе говорят о «ключе к сердцу возлюбленной». «Ключ» - это и обозначение способа прочтения тайнописи или разгадки символов. Ключи на гербе указывают на доверие и верность к своему господину и повелителю.
Жезл Эскулапа - палочка, вокруг которой обвивается змея - эмблема аптек, символ врачебной профессии. В его основе - ежегодная смена кожи у змеи, что воспринимается как символ омоложения. Жезл Эскулапа не следует путать с кадуцеем, обвитым двумя змеями - крылатым жезлом бога Гермеса (Меркурия).
Животные, птицы, насекомые, растения.
Аист. В библейской символике - символ счастья, вопреки традиции рассматривать всех ходульных птиц как «нечистых животных». Это связано с тем, что аист поглощает змей - сатанинских созданий. Возвращение аиста весной в северных странах толковалось как символ воскресения. Спокойное стояние на ноге делает его образом медитации и созерцания. Психоаналитическое толкование символа осуществляется через олицетворение клюва как знака фаллоса, «источника детей».
Носорог - его рог ценится как средство, повышающее потенцию, и является Носорог фаллическим символом.
Бабочка - способность к превращениям и красота, а также - преходящий характер радости. В Японии - символ молодой женщины и семейных радостей.
Бык - олицетворение жизненной силы и мужской власти. Двойственность символики: если сила и дикость - позитивные черты, то тупая бессмысленность и жестокость нападений внушали ужас. Отсюда - религиозные ритуалы, где игры и победа над быком олицетворяли победу над животной силой (древне-критские культы, бой быков в юго-западной Европе). Религиозно-историческая роль - в культах быка, где высокая половая потенция символизирует природные жизненные силы.
Волк - олицетворение диких и сатанинских сил, символ алчности и жестокости. В психологическом учении о символах волк олицетворяет большой поток чуждой энергии, вторгающийся в культурную часть души. В школе К.Г.Юнга волк рассматривается как указание на угрозу со стороны не связанных с сознанием сил. В геральдике волк рассматривается в положительном смысле и имеет значение бдительности и осмотрительности.
Жаба - символически рассматривается преимущественно негативно из-за своего непривлекательного вида и едких выделений. Представляются демоническими существами и описываются как «домашние животные» ведьм. В сказаниях она нередко выступает как хранительница сокровищ.
Паук - в мифах - символическое существо с негативным смыслом. В христианской символике «злой» паук противостоит «добрым» пчелам и представляет греховные побуждения, которые высасывают кровь из человека.
Слон - воплощение наследственной мудрости и неагрессивной мощи. Из-за долгожительства символизирует долголетие, преодоление смерти. Сожжение шерсти или кости слонов употреблялось для защиты от демонических, злых сил.
Собака - олицетворение верности и бдительности, нередко выступает стражем ворот в потусторонний мир (как трехглавый пес Цербер). Собаки считались «духовидцами» и использовались в качестве животных, предупреждающих человека о незримых опасностях. В пластических искусствах собака символизирует безоглядную готовность к вере, а в негативном аспекте - является воплощением неукротимого гнева.
Цветы - символы молодой жизни, из-за звездообразной структуры лепестков - символы Солнца, всего мира или его середины. Часто - эротические символы (роза в эпоху Средневековья). В христианской символике открытая кверху чашечка цветка указывает на получение Божьих даров, радость от природы в раю, а также на непостоянство земной красоты. В Христианстве цветовая символика разнообразна: лилия олицетворяет чистоту Девы Марии, ирис - ее величие, клевер и анютины глазки - Троицу, подорожник и маргаритки - смирение, колючие же растения и насекомые символизируют адские силы.
Роза - символ побеждающей смерть любви и возрождения. В христианстве - символ крови Христа и, одновременно, небесной любви, упоминаемой Данте в «Божественной комедии» как «белая роза». В алхимии красная и белая роза являются символом дуалистической системы «красное / белое» - первоначал серы и ртути. Связь креста и пятилепестковой розы образует символ розенкрейцеров. При погребении члена масонского братства клали в могилу три розы (свет, любовь, жизнь). В геральдике роза присутствует в гербах Йорков (белая роза) и Ланкастеров (красная), в «Розе Тюдоров» - обе розы.
Лавр - символ мира, следующего за победой над врагом. Лавровые листья ритуально очищали от пролитой крови. Лавру приписывалась целительная сила и сила очищения от душевного осквернения.
Металлы. Драгоценные и полудрагоценные камни - в астрологической символике соответствуют двенадцати знакам зодиака, где Овну соответствует камень цвета крови, Тельцу - изумруд, Близнецам - разноцветные камни, Раку - адуляр, Льву - рубин или алмаз, Деве - берилл, Весам - агат, Скорпиону - аметист, Стрельцу - бирюза, Козерогу - оникс, Водолею - янтарь, Рыбам - кораллы. С определенными драгоценными камнями считались символически связанными планеты. Солнцу соответствовали алмаз, горный хрусталь, турмалин, Луне - жемчуг, адуляр, агат, Марсу - рубин, гранат, кораллы, сердолик, Меркурию - берилл, тигровый глаз, топаз, агат, янтарь, циркон, Юпитеру - изумруд, жадеит, змеевик, малахит, Венере - лазурит, сапфир, аквамарин, Сатурну - аметист, темные виды оникса и сапфир.
Алмаз - («адамас» или «адамант») - «королева жемчуга» - имеет значение совершенства, чистоты и неприкосновенности. В традиционной символике соответствует солнцу, свету и жизни, постоянству в любви и страдании, честности и чистоте. По народным поверьям, алмаз сообщает невидимость, отпугивает призраков и завоевывает благосклонность женщин.
Жемчужина - в символике рассматривается как драгоценный камень, который из-за нежно мерцающего блеска считается «лунным» и женским, а его круглая форма обозначает совершенство. В Греции - символ родившейся из морской пены Афродиты, в древнем Китае - драгоценности, добродетели и чистоты.
Железо - подвластно богу войны Марсу, а цвет его ржавчины напоминает кровь. В' античности считалось отпугивающим злых духов, из него делались амулеты. Железная подкова как символ счастья возникла благодаря вере в свойства железа, связана с самой формой изделия, напоминающего Луну, а также зависит от контакта с лошадью, чье символическое значение было всегда существенно.
Итак, обобщим, что символ есть определенный тип знака, поэтому культура, в принципе, функционирует не только как совокупность знаков, но и как система символов. Изучая их, можно изучить саму культуру, так как именно символ - как средство реализации ценностей и смыслов культуры - выступает ее демиургом, превратившим homo gabilis - человека умелого - в homo sapiens - человека разумного. Немецкий философ-идеалист Эрнст Кассирер в качестве символических форм - автономных и самодостаточных - рассматривал язык, миф, религию, искусство, науку, историю, человек же в этой концепции представал как «животное, создающее символы».
Символы как воплощение исторического опыта одинаково легко читаемы представителями различных культур, и именно они, а не рационально представленная ценность товара, воспринимаются в первую очередь. В рекламе постоянно воспроизводятся ставшие классическими символы «золотого века», «доброго старого времени», «русской души», «рога изобилия» и т.п. Многие из символов русской православной церкви, ставших сегодня одновременно символами российской государственности (Георгий Победоносец, Сергий Радонежский, храм Христа Спасителя, Собор Покрова-на-рву), выступают как общепринятые и равнодоступные для восприятия практически во всех культурах.
Характерно, что одни из символов - земли, огня, неба, весны, дня, дома, солнца, верха - в рекламе маркированы, в целом, положительно, другие же - влаги, ночи, луны, низа, далекого, черного - отрицательно. Эта же бинарная логика мышления выделяет еще одну важную семантически противоположную пару - мужчины как воплощения инициативы, носителя этических ценностей и креативного мышления и менее позитивно оцениваемой женщины. Роль символов в рекламе огромна: через символизацию предмета можно вызвать позитивные ассоциации, связанные с предлагаемым товаром или услугой, дать представление о стране-производителе, выделить товар среди конкурентов, помочь потребителю осознать его высокую престижность, напомнить о хорошо знакомом предмете из освоенной среды.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература