14.6. Печатная реклама
Преимуществом печатной рекламы является возможность ее многократного использования, значит, более глубокого осмысления качеств предлагаемого продукта. Печатную рекламу составляют разновидности, объединяемые здесь по признаку единства технологии изготовления. Из всех видов печати - высокой, плоской и глубокой - наиболее распространена первая, самая экономичная, где количество цветов не превышает трех. Здесь типографская краска наносится на металлическую поверхность, имеющую рельеф, к которой прижимается поверхность печатного листа. Высокая печать применяется при производстве этикетки и оберточной бумаги, для публикации газетных объявлений, для нанесения изображения на фирменные полиэтиленовые пакеты.
Для упаковки, несложных по технологии изготовления проспектов и каталогов, плакатов и листовок используется плоская печать, по принципу плоскопечатного станка действует и ротапринт, на котором могут быть выполнены работы небольшого масштаба. Здесь типографская краска наносится на обработанную специальным составом пластину, благодаря которому некоторые ее участки остаются невосприимчивыми к краске.
Глубокая печать по принципу изготовления противоположна высокой - ее литеры и клише имеют вид углублений, и краска, предварительно нанесенная на печатающую поверхность, стирается и остается только в углублениях. С помощью глубокой печати воспроизводятся открытки, праздничные издания - адреса, грамоты, плакаты, каталоги.
ОФсетная печать - одна из разновидностей плоской печати, где предполагается использование офсетного полотна, помещаемого между пластиной и бумагой - резиновой поверхности, на которую краска передается с печатной формы и переносится на бумагу или другой материал, даже шероховатый; применяется для печатания всех типов изданий. Термография или термокопирование - способ печати, основанный на свойстве некоторых материалов поглощать инфракрасные лучи, при этом темные элементы изображения нагреваются и передают тепло термочувствительной бумаге, на которой копируется изображение оригинала. Шелкогоафия применяется для печати на объемных объектах и кривых поверхностях.
В печатной рекламе различаются следующие подвиды:
1. Прессовая реклама, (Айзенберг М. Менеджмент рекламы. М., 1993.) включающая всю периодическую печать (газеты, журналы, дайджесты) - отличается лаконичным оформлением, ясной композицией и простыми шрифтами; текст подобных объявлений также может обладать различными жанровыми признаками (Более подробно см.: Кохтев Н.Н. Реклама: Искусство слова. М., 1997.):
- рекламное объявление - содержит предложение товара или услуги;
- рекламная заметка - излагает более подробную, чем в рекламном объявлении, информацию о товаре, фирмах-производителях, услугах и новейших тенденциях в определенных секторах рынка;
- рекламная статья, характеризуемая широтой практических и теоретических обобщений и часто научным характером изложения;
- рекламное интервью - отличается особой убедительностью, так как основано на изложении мнения компетентного лица - непосредственного потребителя или производителя товара;
- рекламный репортаж, где основную ценность приобретает документально точное изложение объективных фактов, которым автор был свидетелем, а также особая эмоциональность, связанная с изложением точки зрения автора;
- рекламный отчет обычно содержит сообщение о каком-либо событии - конференции, выставке, презентации и т.п.;
- рекламная рецензия, имеющая целью через анализ какого-либо объекта рекламы - фильма, спектакля, выставки - привлечь к их посещению потенциального потребителя;
- рекламное письмо - напрямую сообщает потенциальным потребителям информацию о товаре или услуге;
- рекламный рассказ - отличается интересным и несложным сюжетом, в который вовлечен рекламируемый объект.
2. Каталог - достаточно дорогое рекламное средство, содержащее перечень товаров, производимых или продаваемых предприятием или фирмой, с их изображением, кратким описанием и условиями продажи, а иногда - и более подробными сведениями технического или иного содержания. Как правило, каталоги не содержат указателей цен - они бывают обозначены в прайс-листах, выполняющих функцию вкладыша. Каталог также содержит руководство по эксплуатации предложенных в нем товаров, краткие сведения о фирме и истории ее создания, обозначает научный статус ее руководителей (кандидат наук, выпускник МГУ и т.п.). Каталоги различаются как главный, содержащий информацию общего плана, и специальный, имеющий более профилированный характер (например, каталог запчастей к автомобилю определенной марки).
3. Буклет - 3.1 - очень престижное, дорогое специальное издание, многоцветное, отпечатанное на лучшей бумаге и представляющее определенный перечень товаров с их характеристиками или посвященное какой-либо организации. Если в каталоге подобная информация является краткой, конспективной, то в буклете составляет ее основное содержание. Как правило, представление первых лиц сопровождается их фотографиями, а также теми сведениями, которые могли бы привлечь внимание к фирме потенциальных клиентов: краткой биографией, содержащей эпизоды из их частной жизни, рассказом о хобби и предпочитаемом виде спорта, о любимом животном. Кроме того, в буклете излагается подробная история развития фирмы с перечнем различных акций - социально-гражданских, культурных, благотворительных, в которых организация принимала участие, ее место в политической жизни страны, а также, профессиональная деятельность: международные ярмарки, выставки, конференции и т.п.
3.2. - непериодическое издание, напечатанное на одном листе и сложенное параллельными сгибами в виде ширмы; таким образом представляются услуги туристических агентств, такой облик часто имеют путеводители, детские издания, рекламные и информационные листки.
4. Проспект - рекламное издание справочного, научно-технического характера, обычно карманного формата, выпускаемое в виде брошюры объемом 4-10 страниц или листовки, содержит перечень предметов, предназначенных к выпуску или продаже и условия их приобретения. Проспект рассчитан на широкий круг потребителей, поэтому его содержание отличается простотой изложения, доступностью, понятностью, что предполагает отсутствие иностранных слов и специальных профессиональных терминов. Для повышения рекламной активности проспекта применяется его ароматизация, ассоциирующаяся с предлагаемыми товарами - кофе, чаем, цитрусовыми, кондитерскими изделиями и т.п. Расширенный проспект - брошюра - имеет объем не менее 20 страниц и представляет более подробную информацию о товаре. Часто брошюра выступает в виде приложения к журналам, газетам, покупкам.
5. Рекламная листовка - печатается на одном листе в монохромном или цветном варианте и содержит один текст или дополняется иллюстрацией. Как рекламное средство используется на выставках, презентациях, фестивалях, ярмарках, раздается зрителям и покупателям в магазинах, распространяется на улице, рассылается по почте. Основной функцией листовки является информирование населения о ценах на товары, формах и местах обслуживания, торговых акциях, поступающих в продажу новых товарах, дополнительных услугах и т.п.
6. Этикетка и наклейка. На упаковке часто присутствует этикетка, изготовленная чаще из бумаги, реже - из ткани, фольги, соответствующая по размеру упаковке. Как правило, форма этикетки бывает круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной, овальной, иногда этикетка имеет неправильную форму. Содержание этикетки, по преимуществу, совпадает с содержанием упаковки, но здесь может быть ярче выделен товарный знак. Наклейка - разновидность этикетки - широко применяется на транспорте (на авиалиниях), в гостиницах (наклейка на багаж), в туризме (для идентификации членов экскурсионной группы). Наклейка может включать изобразительный ряд, но может ограничиваться текстом - названием, фирменным знаком и т.п.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература