3.2. Особенности внимания
Особенности восприятия напрямую связаны также с такой характеристикой психической деятельности, как внимание. Именно в соответствии с состоянием и направленностью внимания из сочетания представлений, ощущений, эмоций, находящихся в подсознании и актуализирующихся (то есть, переходящих на уровень сознания) складывается духовная жизнь человека. Под вниманием можно понимать определенное состояние сознания, выражающееся в его нацеленности на определенный объект (то есть, осуществлении выбора данного объекта из некоторых данных). Внимание различается как непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Второй и третий типы внимания проявляются при сознательном, преднамеренном выборе объекта, сопровождающемся определенными волевыми усилиями (произвольное внимание) или при отсутствии волевых усилий, но наличии цели (послепроизвольное внимание). Непроизвольное же (или пассивное) внимание сопровождает непреднамеренный выбор объекта без заранее поставленной цели. Если при первом же воздействии рекламы на воспринимающее сознание не включается механизм непроизвольного внимания, то содержание рекламного текста остается невоспринятым. Реклама же, содержащая некоторые психологические «ловушки», вызывает каскад различного рода ассоциаций - от бытовых до художественных, активизирующих внимание. Различные особенности внимания определяются такими его характеристиками, как объем, распределение, избирательность, устойчивость, переключение.
Объем внимания определяется количеством объектов, которое может быть одновременно воспринято человеком. Емкость оперативной памяти человека составляет от 5-ти до 9-ти простых объектов (знаки, буквы, цифры) - так называемый, «эффект Миллера» или от 2-х до 6-ти сложных объектов (доводы, сравнения, символы) - т.н. «эффект Эльштейна».
Распределение проявляется в способности человека одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов, разнородных по своим характеристикам. Поскольку этот тип внимания достаточно сложен, в рекламной практике он используется относительно редко. В случае невозможности концентрации памяти одновременно на нескольких объектах, внимание переносится с одного на другой. Подобное переключение внимания осуществляется и произвольно, в соответствии с целями и потребностями субъекта.
Избирательность внимания связана с установкой восприятия - то есть, общепсихологической готовностью личности к восприятию объекта и реализации его потребностей. Согласно наблюдениям советского психолога Д.Н.Узнадзе, «основная закрепленная в жизни установка личности» (Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 496.) является той доминантой, которая структурирует частные установки и дифференцирует их в соответствии с центральной, ведущей. Основная установка личности влияет не только на стиль жизни субъекта и ее цель, но и определяет тип восприятия. (Данные о нелинейном характере соответствия раздражения и реакции на него при наличии установки восприятия были получены в середине нашего столетия С.Стивенсоном, а впоследствии - подтверждены английскими исследователями Йерксом и Додсоном и отечественным ученым Леонтьевым. (С.С.Стивене. Математика, измерение и психофизика//Экспериментальная психология/Под ред. С.Стивенса. М., Изд. Иностр. Лит., т.1, 1963. С.19-87).) Подобная нацеленность на конкретные сферы действительности определяет характер избирательности потенциальным потребителем самих товаров, а также рекламы на эти товары. Причем, совпадение установки на потребление с характером самого предмета потребления, как правило, многократно усиливает интенсивность воздействия рекламного сообщения.
Приемы, рассчитанные на привлечение внимания, могут быть принципиально разными - от неприметного фирменного знака до броских и ярких текстов. С этим механизмом воздействия рекламы на человека связаны и ее эстетические особенности. Реклама, действие которой основано на ассоциациях, связанных с ранее проведенными рекламными мероприятиями, можно условно именовать ассоциативной. К ней относятся такие виды рекламы, как марка, этикетка, товарный знак, упаковка. Примером ассоциативной рекламы также могут являться фирменные ручки, блокноты, календари, при пользовании которыми марка или товарный знак данной фирмы будут являться источником ассоциаций с ранее приобретенными товарами или услугами.
Таков же механизм воздействия лейтмотивных (повторяющихся) персонажей (или принципов оформления), где один или несколько героев от рекламы к рекламе представляют качества объекта рекламы. Такова продукция Nesquick - какао, шоколад и т.п., представляемая кроликом Quicky, это экономная свинка на продукции серии Дося, улыбающийся Мой Додыр на моющих средствах фирмы МиФ. Подобную функцию выполняет и розовый цвет на упаковке косметики Mary Кау и сине-белая гамма, характеризующая косметику Nivea. Таким образом, ассоциативная реклама может не обладать художественной сенсационностью, она действует через скрытые ассоциативные механизмы, активизирующие внимание.
Иные механизмы восприятия характерны для прямой рекламы - то есть, такой, где способ действия ее на человека непосредственен, а время этого воздействия определяется началом и завершением восприятия рекламного текста. (Данная терминология отличается от предложенной Международной торговой палатой, где под прямой рекламой подразумевается представление товара при непосредственном личном контакте - а также по телефону, телеграфу или почте - рекламодателя и покупателя). К прямой рекламе можно отнести витрину, аудиообъявление, статичное объявление - в газете или журнале, а также городской рекламный плакат. Короткое время восприятия, неотчетливость ассоциаций, отсутствие заранее поставленной цели - то есть, направленности сознания - все это определяет такие эстетические особенности прямой рекламы как броскость, контрастность, оригинальность, достигаемые яркостью, размерами, новизной формы и цвета. С другой стороны, на активизацию внимания, которое может завершиться волевым актом - покупкой, оказывают влияние и такие факторы, как совокупность вызываемых рекламой положительных идей и ощущений: воодушевления, доверия, симпатии и т.п., а также красота рекламного произведения и его соответствие эстетическому идеалу потребителя.
Характерно, что эстетическую окраску носят и оценки жизненных явлений, выступающие в виде представлений, воспоминаний, ассоциаций, эмоций радости или печали, удовольствия или неудовольствия. Реклама иногда привлекает внимание только потому, что красива, поэтому эстетическое наполнение рекламы, выступающее как эмоциональное, является подчас даже более существенным, чем рациональное, рассудочное, приводя к волевой готовности совершить покупку.
К слову говоря, интенсивную эмоциональную реакцию провоцируют не только прекрасные и возвышенные образы, вызывающие каскад положительных эмоций, но и низменные, безобразные, напрямую связанные с негативными переживаниями. Тем не менее, реклама за очень редким исключением использует последние в своем арсенале средств, так как эмоциональные переживания, связанные с восприятием рекламы, имеют способность идентифицироваться с потребительскими качествами самого товара.
Точно так же избирательность внимания активизируется в случае использования в ней неожиданных эффектов, ракурсов, спектров рассмотрения, ассоциирующихся с новизной предметов и соответствующих чувству любопытства и изумления. В свою очередь удивление влечет к сближению и контакту - эмоциональному и прагматическому - с объектом рекламы. Здесь взаимодействие объекта рекламы и ее субъекта уподобляется игровой деятельности, где постижение субъектом предмета рекламы и его качеств (пока неопределенных) не регламентировано правилами, стереотипами, традициями и может быть смоделировано. Здесь вещь предстает как бесконечно вариабельная по своему функциональному наполнению, а потому - привлекательная.
Устойчивость внимания проявляется в способности длительной концентрации на предмете и удержании его в центре сознания в течение длительного времени. Эта сосредоточенность на предмете может быть связана, в частности, с увеличением интенсивности воздействия на субъекта во времени. Однако здесь необходимо учитывать нелинейную зависимость между ростом нтен-сивности раздражения и величиной субъективных его ощущений. Эта зависимость известна достаточно давно как закон Вебе-ра-Фехнера (назван по имени исследователей Эрнеста Вебера (1795-1878 гг.) и Густава Теодора Фехнера (1801-1887 гг.). Согласно этому закону, для равномерного увеличения яркости и интенсивности ощущений необходим не прямопропорциональный рост воздействия, а превышающий предыдущие во много раз( Более подробно об этом см.: Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relation. Спб., 1998. С. 96-98.)
Здесь начало графика соответствует начальному уровню воздействия, когда оно получает способность быть воспринимаемым человеком, а его завершение - максимально допустимому уровню этого воздействия, определяемому нормами безопасности человека. Из схемы видно, что рост силы воздействия необходим не только для возрастания ощущений, но и для сохранения их величины и качества. Закон Вебера-Фехнера рационально объясняет, в частности, принцип конструкции текстов драматической жанровой направленности, сохраняющих динамику развития вплоть до финала благодаря отнесению кульминации к завершающей фазе развития. В произведениях же с эпическим типом драматургии, где устремленность к развязке в значительной мере сглажена, для поддержания интенсивности развития требуются дополнительные средства, в частности, за счет увеличения масштаба описываемых явлений.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература