14.2. Наружная реклама
Наружная реклама является одним из наиболее действенных рекламных средств, так как предполагает ее недифференцированное восприятие вместе со всеми средствами организации городской среды: архитектурой (домами, павильонами ожидания городского транспорта, павильонами, справочными киосками), самим транспортом, мостами, путепроводами, городской мебелью, дорожными указателями, домовыми знаками и т.п. Ведущей функцией наружной рекламы является представление новых товаров при введении их на рынок, формирование новых потребительских навыков и закрепление прежних, информирование о расположении различных объектов в городской среде.
Плакат - от нем Plakat - один из видов графики, представляющий собой крупный лист с броским изображением и кратким текстом, имеющий рекламные, агитационные, информационные или просветительские цели. По технике изготовления плакаты различаются как типографские, живописные и рисованные - то есть, бывают и машинного и ручного производства. Печатный плакат как вид рекламного искусства известен в Европе с XV века - со времени изобретения печатного станка Гутенбергом, однако в Китае произведения аналогичного типа появились значительно раньше, первые же авторские плакаты появились в 1850 году и принадлежали Жюлю Шере.
Плакаты различаются как внутренние (располагаются внутри интерьеров зданий - в вестибюлях, торговых залах, аэропортах, гостиницах, поликлиниках, спортивных клубах) и внешние (помещаются на щитах, тумбах, информационных стендах, крышах и стенах зданий, на опорах освещения и контактной сети). Самый дешевый вид наружной рекламы - щитовая реклама-по-явилась в Америке около 100 лет назад, где пространство на деревянных досках («биллов») дало начало термину «биллборд». Отдельно стоящие биллборды (чаще размером Зм х 6м) устанавливаются на самых оживленных трассах и магистралях, охватывая таким образом максимальное количество потенциальных потребителей. Одним из показателей действенности рекламных щитов является площадь плакатных щитов на 1000 жителей. В Бельгии в 1982 году этот показатель составил 89,7 кв.м, в Австрии - 49, во Франции - 35, в ФРГ - 16, в Испании - 7,8, в Швеции - 8,4, в ВНР - 9,1 кв.м. (Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск, 1994. С.121.)
Изменение стиля жизни российских городов, проявившееся в стремительном росте транспортных потоков, привело к трансформации характера восприятия городского пространства, лишенного детализированного представления о таковом. Для большого количества потребителей время восприятия ограничивается несколькими секундами, поэтому для многих недоступными становятся такие традиционные рекламные средства, как тумба, павильон ожидания городского транспорта и т.п., а вниманием охватывается лишь то, что лаконично, лапидарно, крупномасштабно. Функцию, аналогичную щитовой рекламе, выполняет и реклама над проезжей частью в виде тканевых перетяжек, монтирующихся с помощью тросов, а также пластиковые или металлические рекламные конструкции, устанавливаемые на мостах и путепроводах.
Искусство этого типа рекламы весьма специфично: оно связано, в первую очередь, с характером ее расположения в пространстве - на большом расстоянии - 15-20 м - от воспринимающего субъекта и особенностями восприятия, резко ограниченного во времени - на автостраде до 5 сек. Особенности зрения заключаются в ограничении угла охватываемого им поля до 30 градусов вверх по вертикали от горизонта, 45 градусов - вниз по вертикали и 130 - по горизонтали. При этом угол нормального восприятия предметов равен 30 градусам, удовлетворительного - до 60. При этом объект в целом воспринимается при угле зрения в 27 градусов, детали в объектах - 45, объект со средой - 18-20. (Устин В.Б. Визуальная информация в эстетическом формировании городской среды. Диссерт. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения. М., 1984. С. 35.) Отсюда - такие особенности этого вида наружной рекламы, как:
• простота и выразительность текста, ограниченного, как правило, 4-5 словами;
• отсутствие разного рода подробностей - адреса магазина, перечня дополнительных услуг, особенностей эксплуатации и т.п. - и акцентирование основных черт;
• простота, высокая читаемость шрифтов, определяемая на расстоянии по формуле: H=Lx2,5, где Н - высота букв в мм, L - расстояние до зрителя в м.;
• крупный масштаб изображения, отсутствие побочных, мелких деталей;
• лаконичная хроматическая палитра, содержащая не более 8-10 цветов;
• возможность размещения через определенные интервалы пространства-времени - к примеру, на каждой второй опоре освещения, что повышает «читаемость» рекламных текстов;
• создание серий плакатов (представительских серий по 50 штук, но доходящих по количеству до 3000, или, напротив, «целевых серий» с точечным размещением в заранее выбранных объектах), позволяющих достичь коммулятивного эффекта повторяемости.
В принципе, все эстетические особенности плаката присущи в равной степени таким видам наружной рекламы, как рекламные установки на крышах зданий, виниловые панно на стенах зданий, реклама на дисплеях и установках «Prismavision».
Самый престижный и дорогой вид наружной рекламы - световые крышные установки, выполняющие функцию имиджевой рекламы и свидетельствующие о финансовой устойчивости и процветании фирмы. Световая реклама - яркая и красочная, приобретающая большую выразительность вследствие использования различных световых динамических режимов - доминирует над центральными транспортными артериями города и акцентирует наиболее выразительные его элементы. Часто для изменения ракурса световую рекламу устанавливают на зданиях, расположенных под углом к магистрали или торцом к ней. Рекламные установки на крышах зданий максимально привлекают внимание также ввиду оригинальности их технологического художественного решения, всегда индивидуального и неповторимого, что связано с необходимостью увязки этого типа рекламы с особенностями архитектуры.
С развитием компьютерных технологий, позволяющих создавать полноцветные изображения любого масштаба и наносить их на поверхности из винила, связано появление такого типа рекламы, отмеченной эстетикой максимализма, как виниловые панно на стенах зданий. Эта реклама обладает такими несомненными достоинствами - и эстетического и чисто утилитарного свойства, как:
• долговечность - максимальный срок эксплуатации - 5 лет;
• устойчивость к атмосферным воздействиям (основа полотна - плотный и пластичный материал из винила - панафлекс);
• прочность красок, не имеющих тенденции к выцветанию до трех лет;
• большие (около 200 кв.м), иногда - колоссальные размеры (до 2000 кв.м), ограниченные лишь площадью стены одного или нескольких зданий;
• разнообразная цветовая палитра (более 6 млн. цветов и оттенков);
• возможность решения проблемы реконструкции фасадов зданий, предохраняемых от деформации виниловыми панно;
• способность к декорированию городской среды, созданию яркой, праздничной атмосферы.
Столь же широкие возможности эстетического оформления присущи и рекламе на дисплеях, основными факторами художественного и психологического воздействия которой стали динамика изображения (движущийся объект замечает более 85% наблюдателей), наличие сюжета, хроматическая интенсивность (цветовая гамма электронных экранов на основе полноцветных газоразрядных панелей, способных отражать любую видеоинформацию, около 4000 оттенков, ламповые дисплеи более ограничены в возможностях, здесь для демонстрации в большей степени подходят графические изображения). Основным фактором воздействия этой рекламы становится непрерывность, где повторяемость сюжета осуществляется, в среднем, через каждые 10 минут, что позволяет его демонстрировать около 50-ти раз в сутки и охватывать максимальное количество потребителей.
Та же идея о том, что активизация внимания достигается в момент восприятия движущихся объектов (рекламный эффект увеличивается при этом в 5 раз), лежит в основании рекламы на установках «Prismavision», состоящих из плотно прилегающих трехгранных призм. Простота конструкции сопрягается с ее комбинаторной емкостью, где модификации подвергается и форма (не только плоскость, но и объем), и композиция (смена изображения как всего панно, так и его смыслового центра - этикетки бутылки, марки сигарет и т.п.). Ведущим художественным средством воздействия рекламы является контраст:
• сюжетный, связанный с непредсказуемостью сменяющихся эпизодов;
• колористический, где каждый из трех фрагментов выдержан в особой цветовой тональности;
• композиционный, позволяющий сопоставлять разные планы, ракурсы, количество объектов в композиции и т.п.;
• темповый, связанный с изменением скорости вращения призм.
Рассмотренные эстетические особенности присущи крупномасштабным рекламным установкам. Реклама же на тумбах, на павильонах ожидания городского транспорта и на самом транспорте функционирует иначе - время ее восприятия определяется временем ожиданием транспорта (в среднем - 10 мин) или пребывания в нем, а также скоростью пешехода или самого транспортного средства, на борту которого размещено рекламное изображение. Первые рекламные тумбы для расклейки афиш и объявлений появились в Лондоне еще в XVII веке и первоначально украшались резьбой. Позже форма тумбы была трансформирована в «колонну», разделенную на три части: цоколь, барабан и карниз, часто завершаемый скульптурой. Форма тумб разнообразна - в Англии, Франции, Австрии, Германии, Венгрии распространены круглые тумбы, в странах Скандинавии - трехгранные.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература