12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
Сегодня разнообразные культурные знаковые системы - жилище, одежду, пищу, болезни, лекарства, проблемы тендера и геронтологические проблемы, словарный тезаурус культуры, этикет, отдых, спорт - последовательно представляет и обогащает именно реклама, благодаря которой, в частности, в наш язык и сознание самым естественным образом входят не только названия новых товаров, услуг и фирм, но по-новому представляются, переименовываются старые. При этом прежнее семиотическое пространство неизбежно и достаточно стремительно заменяется новым, обладающим иными характеристиками и закономерностями взаимодействия между его составляющими, а также иным набором самих составляющих.
В этом новом, недоступном, вполне сакральном пространстве, объект-субъектные отношения принципиальным образом изменяются, и теперь не субъект формирует оптимально приемлемое для своей жизнедеятельности пространство, а множество вещей - от часов с реверс-корпусом Jaeger - leCoultre до даже визуально недоступных Penthouses - составляют такую совокупную целостность, владеть которой может субъект, лишь обладающий заранее заданным и вполне определенным набором характеристик.
Между тем, многие из указанных сфер, отражаемых рекламой, остаются семиотически нейтральными. Так, к примеру, реклама пищевых продуктов, демонстрируемая в России, самым парадоксальным образом вскрывает отсутствие отечественных знаковых продуктов, своеобразных пищевых символов, аналогичных бифштексу и жареному картофелю, рассматриваемых Вартом в качестве пищевых знаков «французскости». Так, молочные продукты от «Милой Милы» отдаленно ассоциируются с прибалтийскими хуторами и западным фермерским хозяйством, и немыми здесь остаются такие знаки русской истории, как лапти, гончарный круг, ленточка, которой перехвачены волосы хозяина, избяной антураж и т.п. Эти знаки остаются принадлежащими разным культурным семиосферам и как бы компрометируют друг друга.
В рекламе же продуктов, специй и пищевых добавок подчеркиваются, в первую очередь, как это ни парадоксально, не вкусовые качества продукта, а быстрота и простота приготовления, что в условиях временного дефицита становится веским аргументом и положительной его характеристикой. Знаком же этих качеств продукта становятся абсолютно не связанные с ним (на первый взгляд!) явления - в телерекламе бульонных кубиков Maggi подобным знаком становятся покачивающиеся бедра молодой и привлекательной мамы, одновременно танцующей и готовящей обед малышам, так же завороженно, как и зрители, следящим за пластикой ее движений. И этот знак становится знаком не только продукта, но также легкости и непринужденности семейных отношений и их явной сексуальной окрашенности.
Иначе выстроена реклама концентратов Galina Blanca, где обилие продуктов, соседствующих, сменяющих, чередующихся друг с другом, выделенных крупным планом, цветом и освещением, выглядит почти риторическим приемом, где подобная тавтология завораживает (зрителя) и вводит в состояние транса, когда мир условный и реальный, объектный и субъектный как бы меняются местами. Подобное насыщенное семиотичностью пространство, более реальное ввиду этой повышенной означен-ности, чем сама жизнь, конструирует представитель формального направления Н.Олейников, относящий тему пищи к безусловно сакральным:
Прочь воздержание. Да здравствует отныне
Яйцо куриное с желтком посередине!
И курица да здравствует, и горькая ее печенка,
И огурцы, изъятые из самого крепчайшего бочонка!
(Олейников Н. Пучина страстей. Л., 1991. С. 122.)
Точно так же, по исторически сложившейся отечественной традиции» была исключительно сакральной сфера одежды, что ярко отражается рекламой. Одежду в качестве одного из проводников-символов рассматривал еще в 1920 году Питирим Сорокин, доказывающий, что символическая одежда жреца, вождя, судьи меняет тип поведения человека: «...перемените у ряда индивидов форму, лишите их внешних символических знаков - погон, мундира, шпаги, креста, медалей и т.д. - и вы перемените их психику. Сколько лиц - политических заключенных - чувствовали эту перемену переживаний, когда на них надевали арестантский бушлат. Сколько военных генералов, офицеров «мгновенно перерождались», когда с них срывали погоны и одевали их в штатскую одежду. Оголите деспота - и вы сделаете его жалким и простым смертным. Окружите, оденьте простого смертного пышными знаками достоинства - и перед вами родится гордый самодур или властелин». (Цит. по: Почепцов Г. История русской семиотики. М., 1998. С. 32.)
Одежда и новейшие тенденции ее изменений - то есть, мода - всегда семиотичны. Более того, сам процесс включения в моду, по наблюдению Ю.Лотмана, является непрерывным процессом превращения незначимого в значимое. Говорящий же на языке моды - создатель новой информации, неожиданной для аудитории непонятной ей. Именно в этом - триумф моды, которая «вне шокированной публики теряет свой смысл». (Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 126-127.) Если обратиться к рекламе одежды и обуви, характерной для отечественной практики, то можно отметить, что благородную рекламу обуви из коллекции TJ затмевает предложение народных любимцев из ОСП-студии покупать одежду в «Снежной королеве». Сквозь этот образ просвечивает хорошо всем знакомое «Куплю жене сапоги», где не сапоги или шуба помещаются в определенное семиотическое поле, а сами эти вещи формируют вокруг себя семиотическую протяженность, характеризуемую спокойствием, благополучием, достатком.
Особая семиотическая сфера в рекламе - это сфера сексуального. Естественно, что она становится не предметом представления, но лишь опосредующим звеном между потребителем и такими товарами, как косметика, предметы туалета, жвачная резинка. Характерно, что в большинстве рекламных произведений представлены квазиэротические аспекты тела и псевдосексуальные отношения. В этом смысле весьма характерна реклама жвачки с кристаллами про зет, где фраза «Я подарю тебе поцелуй, только доем свой чесночный суп» подкрепляется множеством невербальных знаков: усиленной артикуляцией, аллитеративным сочетанием острых «ц» и «ч», острой мимикой героини. Ту же закономерность рекламы вскрывает Барт, очерк которого «Стриптиз» открывается парадоксальным тезисом: «Стриптиз... основан на противоречии: обнажаясь, женщина одновременно десексуализируется». (Барт Р. Мифологии. М., 1996. С.188.) Вообще у Барта мифология секса отсутствует почти полностью, а субстанция, желающая или желанная, сублимируется облаченной или поглощающей, как бы самодостаточная и не нуждающаяся в эротическом выходе за пределы самое себя. Если же в «Мифологиях» и встречается изображение обнаженного тела - то это, скорее, физически уродливое тело борца, напоминающее «тускло расползающееся мертвое мясо (публика называет Товена «тухлятина»)». (Там же. С.61.) Сексуальные же сцены здесь выглядят как пародия, где актеры буржуазного театра «так и истекают всевозможными жидкостями: слезами, потом и слюной». Действительно, знаком сексуальности могут выступать и нейтральный в сексуальном плане легкий звук шагов, женские руки - даже не обнаженные, а просто ухоженные, ресницы - их томный взмах, глубокие зрачки глаз, загадочный, задрапированный в воздушные ткани силуэт и т.д. Семиотическая сфера сексуального является, быть может, одной из древнейших, количество особых знаков и символов, обозначающих данное пространство, необычайно велико, и именно это обстоятельство определяет особую уязвимость данного семиотического поля. Так, в рекламе парфюмерной коллекции «Цветы России» присутствует множество обозначений указанной сферы: светлые тона интерьера и одежды, мягкая фактура тканей, распущенные волосы женщины, ее обнаженные руки и т.п.
Тем не менее, ощущение интимности данному рекламному ролику абсолютно не присуще - возможно, из-за избыточной площади нерасчлененного пространства, его особой стерильности и белизны, никак не ассоциирующихся с интригой отношений, знаком которых может явиться, скорее, легкий беспорядок. В большей мере эротические переживания могут быть вызваны, недосказанностью, намеком, опосредованным обозначением сферы сексуального, чем созданным до конца образом, не требующим над собой творческой работы воображения.
Информативной, с точки зрения семиотики, является и абсолютно сакральная область человеческих болезней - их классификация, лечение, презентация. Среди недугов, особо интересующих рекламу, несомненно выделяются простуда, боли разного происхождения, аллергия, диарея. Лекарства от температуры и иных симптомов гриппа (Coldrex, Panadol, Aspirin Upsa и т.п.), как правило, выступают в семиотической среде, которая осмысливается через такие знаки, как промокшая одежда, унылое выражение лица, притихшие дети, само же средство избавления от простудных проявлений выступает вкупе с домашними тапочками и костюмом, теплыми вещами, мягким креслом, камином. И именно эти два знаковых пространства, выступая в бинарной оппозиции: «До» и «После», и определяют эффективность предлагаемого средства. Количество этих знаков может быть сведено к минимуму - так в рекламе средства от диареи одним из них становится рулон туалетной бумаги, на глазах «худеющий» от постоянно отрываемых от него полосок. Это бесконечное верчение рулона приостанавливает лишь появление средства-избавителя. Точно так же одним из знаков уничтожения боли в рекламе Solpadein'a становятся две стрелы, поражающие цель (=боль) точно и мгновенно.
Особое место среди названных занимают средства от аллергии - именно потому, что этот недуг особого рода - он является как бы самым «благородным» из названных и воспринимаемым, скорее, в качестве особенности, каприза организма, но не болезни. Характерно, что среди всех симптомов этого сложного и тяжелого заболевания рекламой избраны самые невинные - скажем, не отек гортани, а легкое чихание во время цветения растений или от контакта с животными - веселыми попугайчиками, пушистыми котятами. Отсюда - и иллюзия легкости лечения этого заболевания, где одна капсула или таблетка Claritin'a или Suprastin'a в состоянии сдержать натиск болезни.
Однако самое привилегированное положение в этой группе по праву принадлежит витаминам - твердым гарантам здоровья, жизни, молодости. Здесь знаковое пространство расширяется безмерно, включая и начинающего лопотать карапуза и пожилых людей, радующихся жизни, как в молодости: это и солнце, и зелень, и фрукты, сыплющиеся обильным дождем, подобно манне, на обладателя коробочки Unicap'a. Но широта семантического поля оборачивается подчас размытостью, неконкретностью, а сами знаки, обрастая множеством значений, превращаются в символы, что затрудняет их восприятие и переводимость на язык понятий. Хотя, в принципе, этот процесс отражает закономерность: чем ярче выражены симптомы заболевания, тем более конкретными и выпуклыми становятся знаки сакрализации средства-избавителя.
В итоге заключим, что реклама в современном обществе выполняет функцию семиотизации пространства, означивая явления, предметы, отношения, ценности, создавая новую совокупность имен и названий. Этот процесс осуществляется сегодня тем более интенсивно, чем активнее осуществляются социальные модификации и изменения в ценностной системе. По сути, реклама как совокупность жанровых, формальных и сюжетных разновидностей, выступающая в качестве целостного текста, является, в известном смысле, отражением столь же целостного текста современной культуры. Он получает конкретизацию через различные структуры и реалии - как социальные, так и экономические, представляемые в большой своей части именно рекламой.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература