logo
Эстетика рекламы

5.2. Стиль модерн

В полемике с русским стилем рождается стиль modern, вы­веденный на пик моды парижской выставкой «Le stule Moderne» и имеющий в большей степени интернациональный характер (в этом смысле не является исключением даже неорусский стиль, являющийся своеобразным русским вариантом стиля модерн и воспроизводящий в стилизованной манере мотивы народного, крестьянского искусства). Основной идеей стиля становится стремление к преобразованию рядовой, обыденной действитель­ности в художественно организованное пространство посредст­вом искусства. Отсюда - принципиальная идея о синтезе ис­кусств как средстве целостного решения любого объекта. Для стиля модерн характерными становятся:

- обращение к наднациональной и надисторической тема­тике;

- ориентация на природные формы, стремление к восстанов­лению органической связи человека и природы, интерес к расти­тельному орнаменту и изобразительным мотивам цветов (хри­зантемам, ирисам, орхидеям, болотным лилиям) или водной стихии - волны;

- особая роль линии и плоскости в системе образно-пласти­ческих средств;

- стремление к выражению взаимообратимости и взаимоза­меняемости жизненных явлений, воплощаемых в образах сфинксов, русалок, кентавров;

- культ красоты, эстетическая, а не социальная ориентация произведения;

- изысканность, одухотворенность, утонченность, где преоб­ладают гибкие, текучие, как бы вытянутые формы с S-образными силуэтами;

- условность цвета, интерес к блеклым, приглушенным от­тенкам, выдержанным в холодной гамме перламутрового, бело-серого, бледно-голубого, зелено-голубого, лилового, ассоциирую­щегося с внеземным миром подводного или подземного царства;

- бесплотные, эфемерные образы, особый идеал женской красоты - бледной девы с горящим взором, печальным и задум­чивым взглядом - или роскошной «женщины-вамп».

Интересно отметить, что особенности русского и неорусско­го стилей, а также стиля модерн воссоздаются и представляют­ся в стилевом единстве или различных сочетаниях в произведе­ниях, так называемого, «коммерческого стиля», наиболее полнo представляемого массовой графической продукцией - то есть, связанной с оформлением товара и его рекламой: этикет­кой, обложкой, бланком, упаковкой, рекламным плакатом и т.п. Этот вид графики, который станет основной отраслью графиче­ского дизайна в XX веке, развивается в условиях бурного роста национального капитала, рождающего своих миллионеров - купцов и фабрикантов, и интенсивного импорта иностранного, приводящего к возникновению множества филиалов иностран­ных фирм. (Более подробно об этом см.: Русский графический дизайн. 1880-1917. Внешсигма, 1990. С. 92.)

Это интенсивное развитие издательской деятельности к кон­цу прошлого века приводит к ощущению настоятельной потреб­ности в саморекламе, что реализуется сначала Первой Всерос­сийской выставкой печатного дела (1895 г.), а начиная с 1909 го­да устраиваются ежегодные выставки произведений печатной продукции - причем, не только книг и журналов, но и плакатов, календарей, открытых писем (так первоначально именовали ху­дожественную открытку). Графическое творчество интенсивно стимулируется различными конкурсами, проводимыми, в част­ности, журналом «Искусство и художественная промышлен­ность»: «на сочинение рисунка для обложки журнала», «на со­чинение орнаментального рисунка конверта для визитных кар­точек», «на сочинение рисунков для открытых писем», «на ор­наментальные сочинения национального характера из мотивов растительного и животного царства какой-либо местности Рос­сии». ( Там же. С. 88.)

Основное значение конкурсов состояло в том, что они по­могли осмыслению, оформлению и последующей артикуляции основных требований, предъявляемых к произведениям, сочета­ющим эстетическую и прагматическую функции. Это, во-пер­вых, «соответствие сочинения с определенной целью» как одно из первых условий в художественно-промышленном искусстве. Во-вторых, это осведомленность об особенностях того или иного производства в плане их соответствия авторской художествен­ной концепции. Также это - определенные требования к оформ­лению обложки, титульного листа или плаката, а именно - в гла­за бросающийся шрифт надписей, легкость для воспроизводства в печати, особые качества рисунка или иллюстрации: отчетли­вость, гармоничность в тонах, соответствие внутреннему духу и задачам издания, для которого предназначаются, пропорцио­нальное расположение рисунков и текста.

Этот космополитический стиль, в основном, опирается на концепции «больших» стилей, однако, обладает при этом таки­ми особенностями, как насыщенность витиеватыми, замыслова­тыми, близкими к рукописным, шрифтами, обилие орнаменти­ки и стремление к яркому визуальному образу, ассоциирующе­муся с богатством и красотой. В произведениях коммерческой графики авторы часто прибегают к изображению национальной атрибутики: костюма («Швейные машины компании Зингер», Фабрично-торговое клеймо «Ермак»), русской архитектуры («Чай» Спорова, «Парфюмерия русских бояр Т-ва А.Ралле и Ко»), образов былинного фольклора, персонажей русской лите­ратуры или исторических эпизодов («Товарищество Вейнеров-ских пивоваренных заводов в Астрахани», игральные карты «Тарас Бульба», Папиросы «Товарищества табачной фабрики А.Н.Богданова и Ко»), римейков знаменитых полотен (гильзы «Бурлаки» гильзовой фабрики «Хаджи-оглу»).

Часто реклама или упаковка представляет некий идеальный образ современного мужчины - независимого, обеспеченного, держащего в холеных руках дорогую папиросу («Гильзы Вик-торсон»). Этот образ представителя новой предпринимательской элиты, типичного буржуа, выступает как воплощение мечтаний о жизни в достатке и обладает всеми необходимыми с точки зре­ния обывателя атрибутами: белой манишкой с высоким крах­мальным воротничком, клетчатым модным жилетом с красны­ми пуговицами, красным в горох шейным бантом, гвоздикой в петлице, а также лихо закрученными кверху усами над пухлым ртом, небрежно, выпускающим дым, и набриолиненными воло­сами. Подобные мещанские изображения нередки для рекламы вообще и рекламы начала века, в частности, представляя яркий образец кича.