13.5. Идеологические символы или символы веры
(Здесь термин «символ веры» не строго тождественен «символу веры» в теологическом смысле.)
Христианская символика. Символы евангелистов - Матфей обладает символом человека, так как его благовествование начинается со становления Христа-человека, Марк принадлежит льву, поскольку его Евангелие имеет в начале «глас вопиющего в пустыне» - Иоанна Крестителя, Лука относится к жертвенному животному тельцу, поскольку у него сначала идет речь о священнике Захарии, Иоанн имеет в качестве символа орла, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в высшие сферы небес.
Пастырь - символический образ заботящегося о своем стаде попечителя овец и ягнят. Стадо толкуется как круг приверженцев единого духовного водителя, авторитету которого они добровольно подчиняются. Давид защищал свое стадо от львов и медведей, как «пастырь народов» понимался Моисей, ведший свой народ сквозь пустыню к «земле обетованной», позднее и Иисус обозначается как «добрый пастырь».
Вино - в традиционной символике редко рассматривалось в связи с опьянением, но представляло подлинно «духовный напиток», жидкость, наполненную жизненным огнем. Вино должно было разрушать колдовство («истина в вине»), услаждать покойных путем возлияния земле. Символ жертвенной крови. Сила вина действует в святом причастии, превращая вино и хлеб в кровь и тело Иисуса Христа.
Весы - образ справедливости и правильных отношений, символ юрисдикции, атрибут Судьи мира на Страшном суде, а также в древнеегипетских, древнеперсидских и тибетских загробных судах.
Хрисмон - монограмма, составленная из начальных букв греческого написания слова Христос - X («хи») и Р («ро»), буквенный символ христианства со времен Константина Великого.
Голубь - воплощение кротости и любви, а также пугливости и болтливости. Сегодня - символ движения сторонников мира, в противоположность ястребу (в античности голубя противопоставляли орлу и ворону). В Библии - символ конца Всемирного потопа (принес Ною в ковчег оливковую ветвь) и Святого Духа. В алхимии белый голубь - символ осветления превращающейся в философский камень первоматерии.
Дракон - символ дикой звероподобности, которую приходится преодолевать окультуренной силой. В христианской символике - воплощение дьявола или сатаны, которого побеждает архангел Михаил. Ассоциируется с огнем, хаосом, которые можно уничтожить с помощью укрощенной духовной и физической силы. В Восточной Азии - символ счастья (добыл напиток бессмертия).
Единорог - в античной и средневековой символике - белый, конеподобный олень со спиралевидным скрученным рогом на лбу - олицетворение чистоты и силы. Его можно поймать только при помощи целомудренной девы. Рог единорога - чудесен, так как исцеляет раны, обезвреживает действие ядов. В эпоху Средневековья такие порошки изготовлялись из рога морского животного нарвала, имеющего длинный винтообразный рог. В алхимии обозначает субстанцию ртути. В геральдике - знак чести.
Алхимические и масонские символы ставили своей целью не просветить постороннего человека, а помочь посвященному знатоку учения при медитации. Наиболее важными среди них являются:
Философский камень - обладание им дает возможность получать из неблагородных металлов золото и серебро - металлы Солнца и Луны - и изготавливать универсальное лечебное средство. В масонской символике неоформленный камень изображает степень ученика, представление о цели же есть «обработанный, обтесанный камень, который можно вложить в строительство «храма гуманности».
Андрогин - мужчиноженщина, двуполое существо, символ соединения противоположностей. Олицетворение первичных элементов серы и ртути (горючего и летучего), которые с помощью очищения философским камнем обозначают высшую идеальную целостность.
Гексаграмма - шестиконечная звезда, образуемая двумя переплетенными равносторонними треугольниками. «Женский» («влажный») треугольник обращен вершиной вниз, «огненный» - «мужской» - вершиной вверх. Впоследствии дуализм огня -воды был преодолен суждениями о таких элементах, как «воздух» - треугольник вершиной вверх, пересеченный параллельно основанию и «земля» - треугольник вершиной вниз, пересеченный параллельно верхней его стороне.
Пентаграмма - в масонской символике - знак «пламенеющей звезды», объясняемый как гносис (греч. «знание»), готт (нем. «бог»), глуар (фр. «слава»), квинтэссенции (пятой сущности) четырех элементов. Магический символ - вершиной вверх - беломагический, вершиной вниз - черномагический. В христианской иконографии - указание на пять ран распятого Иисуса и коррелят круга как символ связи начала и конца в Христе.
Сера и Ртуть - основа дуалистической системы - «горючее» и «летучее», которые соединяясь в идеале должны образовать субстанцию золота и возвыситься до духовного сходства с Меркурием. В качестве «философского» добавлялся третий элемент - «сал» (соль) для обеспечения «схватываемости».
Свинец - рассматривался как близкородственный золоту, так как превращается в него при помощи философского камня - символ очищения человека - материального, а затем - духовного. В народной и церковной символике фиксируется большой удельный вес металла: «все тело налито словно свинцом», «грех тяготеет над человечеством как свинец».
Зеркало - атрибут высокомерия, тщеславия, сластолюбия, но, с другой стороны - символ самопознания, истины и благоразумия. Также символ Марии, так как Бог в Деве Марии отразился через точное свое подобие - Иисуса Христа, не повредив и не изменив самого зеркала. Согласно народным представлениям, «глаза есть зеркало души», светлое зеркало символизирует супружеское счастье, разбитое - развод и несчастье в течение семи лет.
Коралл - в алхимии - символ первоматерии, которая в соответствии с замыслом уже существует, но еще не зафиксирована в воздухе. В символике народных верований - символ долголетия. При обработке кораллам иногда придавалась форма фиги для отпугивания злых духов, или же в них подчеркивалась фаллическая форма.
Лабиринт - в психологическом смысле выражение «поисков центра» и его можно сравнить с незавершенной формой мандалы. Путь, который должен пройти посвященный, чтобы достичь высокой цели.
Молот - символ крепости и активности. Удар молота символизирует необратимость решения, например, на аукционе. На географических картах - знак открытых или закрытых разработок. В масонской символике - орудие мастера ложи и двух смотрителей (двуглавый молот) или знак обработки еще сырого камня - ученика (остроконечный молот).
Песочные часы - символ бренности бытия, умеренности и течения времени. Так как этот прибор нужно постоянно переворачивать, он ассоциируется с мировой картиной циклического течения времени. Он относится к тем символическим предметам в «темной камере» масонского ритуала, которые принимаемый в ложу должен углубленно созерцать.
Узел - в масонской символике - знак единения и связанности обязательствами. Основное свойство - объединение, удержание, пленение, развязывание - символ освобождения. Образ разрезания узла («гордиев узел») - символ короткого и прямого пути к цели, неожиданного, оригинального решения. Узлы на одеждах - предохранение от несчастья, в монашестве завязанный узлом набедренный шнурок - приверженность данному обету, в буддизме «мистический узел» символизирует долговечность духовной жизни, мудрость и бодрость.
Цепь - символ плена, рабства или поверженности. Разорванная цепь - преодоление рабства. Цепь золотая - позитивный символ - согласно античным авторам, связывает небо и землю. В масонской символике - выражение единения через протягивание руки в круге при завершении заседания ложи. Сам союз понимается как братская цепь, которая, невзирая на границы, охватывает всю землю.
Яйцо - потенциально заключенная в яйце способность порождать новую жизнь ассоциируется с жизненной энергией, вследствие чего яйцо как символ играет видную роль в культах плодородия и выступает как символ праизначального зародыша, из которого затем возникает мир. Яйцо применяется в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника на его пути в потусторонний мир. В Христианстве яйцо употребляется для сравнения воскресшего Христа с птенцом, проклюнувшимся из скорлупы. В алхимии «философское яйцо» - это становящееся философским камнем правещество, несущее в себе все предпосылки чудесной производительной энергии золота.
Языческие боги.
Вакх - античный бог опьяняющего экстаза, в XIX-XX вв. - отличительная фигура в погребках и гостиницах вместе с «богом пива» Гамбринусом. Его атрибуты - листья винограда, лоза и увитый плющом посох (тирс). Символ смерти и воскресения.
Пан (Фавн) - греческий бог, покровитель пастухов горной Аркадии, любящий послеполуденный отдых. В случае нарушения покоя Пан проявлял буйство, наводящее на людей парализующий ужас («панический страх»). Музыкальный инструмент Пана - многоствольная флейта - свирель или сиринкс.
Пандора - мифическая фигура, символизирующая происхождение всех зол от женщин. После того, как Прометей облегчил жизнь раннего человечества тем, что подарил ему огонь, боги решили лишить эту жизнь идилличности и ниспослали человечеству прекрасную, но глупую и ленивую Пандору, которая принесла с собой ящик с бедствиями, преследующими человеческий род: болезнями, старостью, безумием.
Парки (мойры, норны) - богини судьбы. Представляются как пряхи: Клото прядет нить жизни, Лахесис сохраняет ее, Ат-ропос ее обрезает.
Фортуна - символическое воплощение счастья. Чаще ее представляли с флюгером-рулем и рогом изобилия в руке, стоящей на шаре или колесе (колесо фортуны), с парусом или с крыльями, гонимою ветром удачи.
Химера - гибрид льва, козы и змеи - воплощение сатанинских сил, воплощение опасностей на суше и на море, но прежде всего - символ вулканических сил в недрах Земли. Янус - двуликий бог, символ входа и выхода. Сегодня выражение «двуликий Янус» символизирует все двузначное, двусмысленное, двойственное, амбивалентное.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература