logo
Эстетика рекламы

13.5. Идеологические символы или символы веры

(Здесь термин «символ веры» не строго тождественен «символу веры» в теологическом смысле.)

Христианская символика. Символы евангелистов - Мат­фей обладает символом человека, так как его благовествование начинается со становления Христа-человека, Марк принадле­жит льву, поскольку его Евангелие имеет в начале «глас вопию­щего в пустыне» - Иоанна Крестителя, Лука относится к жерт­венному животному тельцу, поскольку у него сначала идет речь о священнике Захарии, Иоанн имеет в качестве символа орла, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в высшие сферы небес.

Пастырь - символический образ заботящегося о своем ста­де попечителя овец и ягнят. Стадо толкуется как круг привер­женцев единого духовного водителя, авторитету которого они добровольно подчиняются. Давид защищал свое стадо от львов и медведей, как «пастырь народов» понимался Моисей, ведший свой народ сквозь пустыню к «земле обетованной», позднее и Иисус обозначается как «добрый пастырь».

Вино - в традиционной символике редко рассматривалось в связи с опьянением, но представляло подлинно «духовный напи­ток», жидкость, наполненную жизненным огнем. Вино должно было разрушать колдовство («истина в вине»), услаждать покой­ных путем возлияния земле. Символ жертвенной крови. Сила вина действует в святом причастии, превращая вино и хлеб в кровь и тело Иисуса Христа.

Весы - образ справедливости и правильных отношений, сим­вол юрисдикции, атрибут Судьи мира на Страшном суде, а также в древнеегипетских, древнеперсидских и тибетских загробных судах.

Хрисмон - монограмма, составленная из начальных букв греческого написания слова Христос - X («хи») и Р («ро»), бук­венный символ христианства со времен Константина Великого.

Голубь - воплощение кротости и любви, а также пугливости и болтливости. Сегодня - символ движения сторонников мира, в противоположность ястребу (в античности голубя противопос­тавляли орлу и ворону). В Библии - символ конца Всемирного потопа (принес Ною в ковчег оливковую ветвь) и Святого Духа. В алхимии белый голубь - символ осветления превращающейся в философский камень первоматерии.

Дракон - символ дикой звероподобности, которую прихо­дится преодолевать окультуренной силой. В христианской сим­волике - воплощение дьявола или сатаны, которого побеждает архангел Михаил. Ассоциируется с огнем, хаосом, которые мож­но уничтожить с помощью укрощенной духовной и физической силы. В Восточной Азии - символ счастья (добыл напиток бес­смертия).

Единорог - в античной и средневековой символике - белый, конеподобный олень со спиралевидным скрученным рогом на лбу - олицетворение чистоты и силы. Его можно поймать только при помощи целомудренной девы. Рог единорога - чудесен, так как исцеляет раны, обезвреживает действие ядов. В эпоху Сред­невековья такие порошки изготовлялись из рога морского жи­вотного нарвала, имеющего длинный винтообразный рог. В ал­химии обозначает субстанцию ртути. В геральдике - знак чести.

Алхимические и масонские символы ставили своей целью не просветить постороннего человека, а помочь посвященному знатоку учения при медитации. Наиболее важными среди них являются:

Философский камень - обладание им дает возможность по­лучать из неблагородных металлов золото и серебро - металлы Солнца и Луны - и изготавливать универсальное лечебное сред­ство. В масонской символике неоформленный камень изобража­ет степень ученика, представление о цели же есть «обработанный, обтесанный камень, который можно вложить в строитель­ство «храма гуманности».

Андрогин - мужчиноженщина, двуполое существо, символ соединения противоположностей. Олицетворение первичных элементов серы и ртути (горючего и летучего), которые с помо­щью очищения философским камнем обозначают высшую иде­альную целостность.

Гексаграмма - шестиконечная звезда, образуемая двумя переплетенными равносторонними треугольниками. «Жен­ский» («влажный») треугольник обращен вершиной вниз, «ог­ненный» - «мужской» - вершиной вверх. Впоследствии дуа­лизм огня -воды был преодолен суждениями о таких элементах, как «воздух» - треугольник вершиной вверх, пересеченный па­раллельно основанию и «земля» - треугольник вершиной вниз, пересеченный параллельно верхней его стороне.

Пентаграмма - в масонской символике - знак «пламенею­щей звезды», объясняемый как гносис (греч. «знание»), готт (нем. «бог»), глуар (фр. «слава»), квинтэссенции (пятой сущнос­ти) четырех элементов. Магический символ - вершиной вверх - беломагический, вершиной вниз - черномагический. В христи­анской иконографии - указание на пять ран распятого Иисуса и коррелят круга как символ связи начала и конца в Христе.

Сера и Ртуть - основа дуалистической системы - «горю­чее» и «летучее», которые соединяясь в идеале должны образо­вать субстанцию золота и возвыситься до духовного сходства с Меркурием. В качестве «философского» добавлялся третий эле­мент - «сал» (соль) для обеспечения «схватываемости».

Свинец - рассматривался как близкородственный золоту, так как превращается в него при помощи философского камня - символ очищения человека - материального, а затем - духовно­го. В народной и церковной символике фиксируется большой удельный вес металла: «все тело налито словно свинцом», «грех тяготеет над человечеством как свинец».

Зеркало - атрибут высокомерия, тщеславия, сластолюбия, но, с другой стороны - символ самопознания, истины и благо­разумия. Также символ Марии, так как Бог в Деве Марии отра­зился через точное свое подобие - Иисуса Христа, не повредив и не изменив самого зеркала. Согласно народным представлениям, «глаза есть зеркало души», светлое зеркало символизи­рует супружеское счастье, разбитое - развод и несчастье в тече­ние семи лет.

Коралл - в алхимии - символ первоматерии, которая в соот­ветствии с замыслом уже существует, но еще не зафиксирована в воздухе. В символике народных верований - символ долголетия. При обработке кораллам иногда придавалась форма фиги для от­пугивания злых духов, или же в них подчеркивалась фалличес­кая форма.

Лабиринт - в психологическом смысле выражение «поис­ков центра» и его можно сравнить с незавершенной формой мандалы. Путь, который должен пройти посвященный, чтобы до­стичь высокой цели.

Молот - символ крепости и активности. Удар молота симво­лизирует необратимость решения, например, на аукционе. На географических картах - знак открытых или закрытых разрабо­ток. В масонской символике - орудие мастера ложи и двух смот­рителей (двуглавый молот) или знак обработки еще сырого кам­ня - ученика (остроконечный молот).

Песочные часы - символ бренности бытия, умеренности и течения времени. Так как этот прибор нужно постоянно перево­рачивать, он ассоциируется с мировой картиной циклического течения времени. Он относится к тем символическим предметам в «темной камере» масонского ритуала, которые принимаемый в ложу должен углубленно созерцать.

Узел - в масонской символике - знак единения и связаннос­ти обязательствами. Основное свойство - объединение, удержа­ние, пленение, развязывание - символ освобождения. Образ раз­резания узла («гордиев узел») - символ короткого и прямого пу­ти к цели, неожиданного, оригинального решения. Узлы на одеждах - предохранение от несчастья, в монашестве завязан­ный узлом набедренный шнурок - приверженность данному обе­ту, в буддизме «мистический узел» символизирует долговеч­ность духовной жизни, мудрость и бодрость.

Цепь - символ плена, рабства или поверженности. Разорван­ная цепь - преодоление рабства. Цепь золотая - позитивный символ - согласно античным авторам, связывает небо и землю. В масонской символике - выражение единения через протягивание руки в круге при завершении заседания ложи. Сам союз по­нимается как братская цепь, которая, невзирая на границы, ох­ватывает всю землю.

Яйцо - потенциально заключенная в яйце способность по­рождать новую жизнь ассоциируется с жизненной энергией, вследствие чего яйцо как символ играет видную роль в культах плодородия и выступает как символ праизначального зародыша, из которого затем возникает мир. Яйцо применяется в погре­бальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника на его пу­ти в потусторонний мир. В Христианстве яйцо употребляется для сравнения воскресшего Христа с птенцом, проклюнувшимся из скорлупы. В алхимии «философское яйцо» - это становящее­ся философским камнем правещество, несущее в себе все предпо­сылки чудесной производительной энергии золота.

Языческие боги.

Вакх - античный бог опьяняющего экстаза, в XIX-XX вв. - отличительная фигура в погребках и гостиницах вместе с «богом пива» Гамбринусом. Его атрибуты - листья винограда, лоза и увитый плющом посох (тирс). Символ смерти и воскресения.

Пан (Фавн) - греческий бог, покровитель пастухов горной Аркадии, любящий послеполуденный отдых. В случае наруше­ния покоя Пан проявлял буйство, наводящее на людей парализу­ющий ужас («панический страх»). Музыкальный инструмент Пана - многоствольная флейта - свирель или сиринкс.

Пандора - мифическая фигура, символизирующая проис­хождение всех зол от женщин. После того, как Прометей облег­чил жизнь раннего человечества тем, что подарил ему огонь, бо­ги решили лишить эту жизнь идилличности и ниспослали чело­вечеству прекрасную, но глупую и ленивую Пандору, которая принесла с собой ящик с бедствиями, преследующими человече­ский род: болезнями, старостью, безумием.

Парки (мойры, норны) - богини судьбы. Представляются как пряхи: Клото прядет нить жизни, Лахесис сохраняет ее, Ат-ропос ее обрезает.

Фортуна - символическое воплощение счастья. Чаще ее представляли с флюгером-рулем и рогом изобилия в руке, стоя­щей на шаре или колесе (колесо фортуны), с парусом или с кры­льями, гонимою ветром удачи.

Химера - гибрид льва, козы и змеи - воплощение сатанин­ских сил, воплощение опасностей на суше и на море, но прежде всего - символ вулканических сил в недрах Земли. Янус - двуликий бог, символ входа и выхода. Сегодня выра­жение «двуликий Янус» символизирует все двузначное, дву­смысленное, двойственное, амбивалентное.