3.1. Структура восприятия
Художественное восприятие - это творческий процесс, обусловленный индивидуально-эмоциональными особенностями воспринимающего сознания, а также определяемый эпохой, культурой, средой, объективными качествами самого произведения, которое складывается из смыслов, заложенных в нем автором и актуализированных воспринимающим субъектом. В свою очередь, характер и качества процесса подобной актуализации обусловлены как более устойчивыми факторами, в качестве которых выступают жизненный опыт и культурный уровень развития индивида, так и ситуационно изменчивыми - его настроением и психологическим состоянием. В подобном контексте произведение выступает как незавершенная, открытая структура, не имеющая неизменного смысла и не воплощающая определенной, однажды вкладываемой в него ценности. Однако, специфика бытия художественного текста рекламы состоит в том, что он изначально проектируется как нацеленный на кратковременную жизнь, определяемую утилитарностью его основных функций, где пребывание во времени прямо пропорционально актуальности рекламируемого предмета, а соответственно, и самого рекламного продукта. Таким образом, у произведения рекламы не может быть обусловленного историей разночтения, вследствие чего проблема художественной интерпретации текста (то есть, своеобразного его «перевода» из той системы художественных координат, в которой оно было создано, в новую, современную) если не теряет актуальности полностью, то становится второстепенной. Тем не менее, несмотря на локальность значений и смыслов, заложенных в предмете рекламы, его художественное восприятие имеет сложную многоуровневую структуру, которая, конкретизируясь историческим временем, в основе остается неизменной. Поскольку восприятие связано с деятельностью органов чувств и мозга, то в этом процессе выделяются этапы, как неспецифические для эстетической его составляющей и связанные с работой зрения и слуха, так и более сложные, обусловленные социальными и эстетическими идеалами человека, его художественным образованием, установками восприятия.
Если рассматривать художественное восприятие во временном аспекте, то его характеристики будут изменяться в соответствии с особенностями преобладающих на данном временном отрезке реакций. Основу этого процесса составляют реакции элементарного биологического уровня - психофизиологические и идеомоторные, а ведущими ассоциациями становятся эмоциональные, вызывающие у реципиента его собственное переживание. (Под ассоциациями здесь понимаются связи, образующиеся при определенных условиях между несколькими психическими процессами - ощущениями, представлениями и идеями, актуализирующимися в процессе восприятия художественного произведения). Более объективные значения свойственны предметным ассоциациям, действующим вне зависимости от отношения к ним субъекта и вызывающим его представление о внешних предметах. Но и на этом уровне восприятие существует как восприятие предметного, сюжетно-событийного, фабульного содержания художественного произведения, лишенное его собственно эстетической специфики. Поэтому необычайную важность в процессе восприятия эстетического феномена имеют художественные ассоциации, складывающиеся в практике создания и потребления произведений искусства.
Итак, эмоциональные ассоциации вызываются различными образами среды (интенсивностью света, цветовых отношений, звуковых сочетаний, музыкальных тембров). Рекламой это свойство восприятия интенсивно используется посредством введения в ткань своих произведений многочисленных акустических и оптических фоновых раздражителей, укрепившихся в сознании в качестве определенных символов (таковы вспышки света и вой сирены полицейского патруля в рекламе Stimorol, вой и свист ветра в рекламе Minton, гомон дискотеки в рекламе Wrigleys, шум веселящейся толпы, так как «Там где Довгань, там и праздник», скрип обуви Salita). Идеомоторными являются двигательные реакции в танце, марше, рефлекторное напряжение голосовых связок при восприятии вокальной музыки, усиливающееся при интонировании непоставленным голосом, фальцетом, а также при использовании им крайних регистров, а также ассоциации, возникающие при восприятии, к примеру, боевиков и комедий, где смех или слезы артиста в рамке кадра воспроизводятся зрителем через мимический рефлекс. К этим ассоциациям реклама, особенно динамическая, апеллирует постоянно, используя неосознанное стремление потребителя к идентификации с субъектом рекламы, также объединяющей и массу коммуникаторов либидо-энергией всех тех влечений, которые можно охватить словом «любовь».
Подобная любовь-идентификация, по-видимому, лежит в основе культа звезд массовой культуры и спорта и весьма продуктивно используется рекламой. Таков Nescafe, предлагаемый самим Пеле, Head & Shoulders с мятой, освежающий разгоряченную голову Кристиана Рея, кроссовки Nike, помогающие закинуть очередной мяч в кольцо противника Майклу Джордану. Однако, популяризация предмета рекламы через определенного, всеми узнаваемого героя может обернуться популяризацией субъекта через объект. При такой подмене рекламирующего рекламируемым происходит соответствующий семантический сдвиг, когда престижность не субъекта, а объекта становится основополагающей и определяет качества первого.
Такая ситуация развертывается в рекламе отечественного шоколада Шок, выступающего в качестве некоего атрибута власти наряду с шапкой Мономаха, державой и скипетром и наделяющего высочайшими полномочиями симпатичного, но нейтрального в статусном отношении подростка. Однако в том случае, если подобным образом функционирует личность известная, но не вызывающая подобного стремления к идентификации с ней (как это происходит в рекламе Snikers'a с Игорем Добровольским), реклама становится не просто неэффективной, но наделяет героя качествами объекта - пассивного, беспомощного, тривиального, не имеющего индивидуальности, и кажется, что не Добровольский агитирует за Snikers: «Съел - и порядок!», а всеми любимый и узнаваемый Snikers отбрасывает тень своего величия на Добровольского.
Таким образом, начало восприятия характеризуется формированием эмоции сопереживания объекту, субъекту или образу художественного произведения. Однако не менее значительной становится другая эмоциональная операция сознания - актуализация сопереживания тем качествам личности, в преобразовании или формировании которых она (личность) испытывает необходимость. Обогащаясь этим интимным чувством, сопереживание художественному произведению и его героям становится сопереживанием реципиента самому себе.
Это свойство художественного восприятия эффективно используется, к примеру, рекламой принадлежностей мужского туалета - одеколона, бритвенных приборов, дезодорантов, шампуней, одежды, обуви и т.п. Здесь очевидно, что не желание обладать определенной вещью в большинстве случаев становится стимулом для ее покупки, а стремление таким образом переконструировать свою личность, чтобы наделить ее недостающими общепризнанными ценностями - как «вечными», так и культурно опосредованными. Тот же прием, но выступающий в своем негативном варианте, где основным становится не обретение субъектом позитивных качеств, а преодоление (опять-таки через механизм идентификации) негативных, становится основой интриги в рекламе зубной пасты, где обаятельная девушка стесняется своей улыбки, а также в рекламе Stimorol, освежающей дыхание («Милый, я подарю тебе поцелуй... только доем свой чесночный суп...») и т.п. Отметим, что это стремление к идентификации реклама использует повсеместно, вызывая у потенциального потребителя желание приобщиться к личностным качествам субъекта («хочу быть таким же») или сообщества («хочу быть, как они»), к роду деятельности («хочу работать там же», «хочу так же отдыхать»), к определенному статусу через владение престижными вещами (или создать иллюзию подобной принадлежности) («хочу это иметь»).
Итак, на первом уровне художественное восприятие почти не проявляет своей специфики и зависит от оптических или акустических характеристик материальной структуры произведения. Причем, их отсутствие не является фактом случайным и учитывается конструирующим сознанием. Основной особенностью данного уровня художественного восприятия становится незнаковая его природа, а ведущая его функция состоит, в основном, в создании эмоционального фона для формирования знаков, значение которых и составляет основное содержание произведения. На этом этапе для постижения художественного смысла предмета воспринимающему сознанию не требуется специальная подготовленность, так как психофизиологические реакции не являются специфическими не только для получившего соответствующее воспитание реципиента, но и вообще для человека.
Данный уровень перцепции в равной степени присущ как высокой, элитарной культуре, так и массовой, в том числе, и рекламе. Однако, в восприятии образцов высокой культуры он является лишь посылкой, стимулом для перехода на следующий этап познания предмета, тот, где преобладают не эмоциональные и предметные, а художественные ассоциации, складывающиеся в практике создания и потребления произведений искусства, где формируются знаки, составляющие основу его смыслового наполнения, в рекламе же этот уровень восприятия становится если не единственным, то основным. И, конечно, сверхзадача высокого произведения - стимулировать творческое переконструирование личности - рекламой не может быть решена в принципе.
Таким образом, реклама (и сам процесс ее восприятия) выкупает в качестве механизма адаптации, то есть приспособления, человека к стремительно изменяющимся условиям существования, системе ценностей и картине мира. Основной составляющей подобной пассивной социальной адаптации является усвоение накопленного человечеством социального опыта во всем многообразии его форм и проявлений, а сама адапти-рованность личности выражается состоянием психологического комфорта, связанного с отсутствием конфликта, стресса. В этой ситуации социальная адаптация осуществляется путем пассивного приспособления к действительности и сопровождается изменением личности под влиянием внешнего воздействия и значительными деформациями его психической структуры.
Поскольку реклама стремится охватить максимально широкий круг потребителей, подчас не обладающих богатым художественным опытом, постольку она ориентируется не на элитарные произведения искусства, однако, не известные широкой публике, а на классические образцы, пользующиеся популярностью. Здесь реклама демонстрирует свою настроенность на воспроизведение пребывающего в памяти художественного образца, когда каждый появляющийся факт культуры не изменяет суммы предшествующих знаний и полностью вписывается в панораму бытующих представлений о качествах идеального объекта-произведения, где главной является установка на простое узнавание и удовлетворение потребности многократного переживания ранее воспринятых и осмысленных фактов действительности. Таким образом, воспитанное на произведениях с облегченным содержанием, сознание становится поверхностным и отторгает все, не совпадающее с установившимся стереотипом, а также теряет способность к производству предметов, выходящих за рамки данных представлений. Поэтому можно заключить, что реклама, как и любой иной вид массовой культуры, не только выступает в качестве популяризатора высокого искусства, но в большей степени становится механизмом его тривиализации, когда из множества смыслов и значений, составляющих его содержание, тиражируются лишь находящиеся на поверхности, а подлинное понимание произведения подменяется иллюзией его понимания.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература