2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
В то же время соотношение элитарного и массового в рекламе не ограничивается простым заимствованием последней приемов искусства. Реклама столь же активно участвует в процессе генезиса искусства, воздействуя на развитие его выразительного языка. Характерным в этом отношении является творчество А. де Тулуз-Лотрека как плакатиста, оказавшего непосредственное влияние на формирование стиля А.Матисса. Конечно, высокохудожественный уровень работ Тулуз-Лотрека позволяет рассматривать его творчество как образец элитарного искусства, однако, сам жанр этих работ - театральная реклама - допускает возможность такого сопоставления, выявляющего, в первую очередь, не качество данных опусов, но особенности рекламной и художественной формы в целом.
Язык 32-х плакатов, созданных Тулуз-Лотреком, отличается такими особенностями, как плоскостность изображения, локальность цветов, собираемых в контрастные пятна, четкий, упругий контур, диагональность, а следовательно, динамичность композиции, активизирующая восприятие. Примером той же плоско-стно-декоративной манеры письма, того же отношения к линии, силуэту, цвету, композиции становится впоследствии творчество Матисса, а далее - Малевича, Лисицкого, Родченко, Маяковского. В свою очередь, такая характерная особенность плакатов Тулуз-Лотрека, как децентрализация композиции, включающей срезанные рамкой фигуры, лица, предметы, была введена в практику чуть ранее - а именно, в эпоху импрессионизма в качестве принципа непосредственного отображения действительности, не искажающего ее и не ограниченного условностями.
Одним из эффективных приемов рекламы является активное использование крупного плана, в свою очередь, успешно применяемое также в кино, фотографии и живописи. Здесь процесс влияния одной сферы на другую становится обоюдным, когда художественные средства, ассимилированные рекламой, переосмысливаются ею и стимулируют, в свою очередь, развитие искусства. Это взаимодействие осуществляется подчас не только на уровне переосмысления и заимствования массовой культурой художественных приемов, выработанных большим искусством, но и на уровне продуцирования новых направлений элитарного искусства, возникающих первоначально именно в рекламной практике.
Практически на рекламных приемах базировалось одно из авангардных направлений в искусстве 40-х годов - оп-арт. Его основатель - Виктор Вазарели - работал в парижском бюро рекламы в качестве художника. Эксперименты Вазарели с мерцающими и переливающимися плоскостями, воздействующими на потребителя на элементарном психофизиологическом уровне, привели впоследствии к рождению оп-арта (англ. op-art, сокр. от optical art - оптическое искусство), где иллюзия движения создавалась ритмическими сочетаниями цветов, однородных геометрических фигур и линий. Невозможность абсолютно изолированного развития массовой и элитарной культур осознавали многие исследователи, в том числе, Герберт Маркузе, утверждавший, что мы все неизбежно оказываемся в положении «наследников этой культуры (как культуры «высоколобых», так и культуры «низколобых»).
Подобная практика взаимодействия и взаимообогащения культур (причем, не только в области рекламы) нашла и соответственное теоретическое обоснование. Так, если на первом этапе осмысления проблемы массовая культура рассматривалась как безусловно негативное образование, эксплуатирующее элитарную культуру, тиражирующее ее образцы и понижающее ее уровень, то после Второй мировой войны исследователи (среди них Г.Гэнс, Д.Белл и др.) выдвинули тезис о гомогенизации культуры и образовании средней по уровню культуры для среднего класса - middle-brow-culture.
В этих концепциях массовая культура рассматривалась в качестве образования, способного популяризировать элитарную культуру, сделать ее доступной для большинства через бесконечное тиражирование ее образцов. Наиболее мобильно на это требование времени откликнулась реклама. Характерно, что сами художники-авангардисты из всех видов и жанров популярного искусства наиболее негативно воспринимали именно рекламу, олицетворяющую мещанское благополучие и жизненные стандарты среднего человека массы.
Как раз в противовес ценностям, тиражируемым рекламой, в конце 50-х годов в США и Англии родилось такое течение элитарного искусства как поп-арт (от popular art - популярное искусство), ставшее своеобразным протестом против фетишизации вещи в обществе потребления. Между тем, источником выразительных средств поп-арта, культивирующего намеренно случайное сочетание текстов, рисунков, фотографий, разных жанров и техник - от промышленной графики до дизайна - стала та же реклама. Отказавшись от эстетизации вещи рекламой как предмета массового потребления, создатели поп-арта стремились вырвать вещь из ее привычного контекста и поместить в новый, художественный, с тем, чтобы наделить ее (вещь) новыми смыслами и вскрыть ее неутилитарную красоту. Здесь произведениями искусства могли стать предметы туалета и обихода, чистящие и моющие средства, стандартная мебель, новая и поношенная одежда - то есть, вещи, сошедшие с конвейера и не имеющие собственной индивидуальности, однако, должные обрести ее в контексте особого художественно-эстетического пространства-времени.
Подобный способ презентации предмета был тут же адаптирован рекламой к собственным нуждам, а сам поп-арт, возникший как художественная критика рекламы, стал в реальности ее апологетикой, точно так же утверждая ценность человека-приобретателя, для которого красота вещи подменяется ее утилитарной полезностью, творческая потенция - финансовыми возможностями, а духовные устремления - жаждой материального благополучия.
Итак отметим, что массовая культура и реклама как ее часть заимствует приемы высокого искусства, адаптируя их к собственным особенностям и расширяя сферу функционирования предметов, бывших некогда элитарными. Эти процессы приводят к гомогенизации культуры, усреднению ее уровня, где повышение планки общедоступной культуры происходит за счет девальвации высоких ценностей. И тем не менее, элитарная культура, если понимать ее как производящую креативное сознание, вне зависимости от характера и метода отображения действительности (как академического, так и авангардного), сохраняет свое значение и качество.
Те же ее образцы, которые стали объектом тиражирования в рекламе (скажем, портрет Джоконды Леонардо да Винчи, «Неизвестной» Крамского, полотна Сурикова, Репина, Васнецова, фламандская и голландская живопись и т.д. и т.п.) - никоим образом не повлияли на характер оригинала и функционируют в абсолютно новом качестве, живя самостоятельной жизнью. Таким образом, массовая культура, взаимодействуя с элитарной, таковой не становится, бытуя параллельно с ней и претендуя на престижность последней лишь через имитацию ее приемов.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература