10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
Реклама апеллирует лишь к общезначимому, стандартному, где индивидуум подчиняется культу рода и отказывается занимать уникальную позицию в мире, игнорируя оригинальное. Так реклама создает особый мир, удваивающий реальность и сакрализующий совокупность объектов и субъектов обыденного профанного мира. Такого типа реальность была представлена рекламой МММ. Здесь были героизированы типичные представители массы, подобные Лене Голубкову и Марине Сергеевне, система ценностей и культурные установки которых получили статус общезначимых именно вследствие бытования в форме рекламного текста. Статус культурного мифа получили и речевые изыски этого персонажа, где «Куплю жене сапоги» приобретало явно метафорический характер.
Думается, что колоссальный успех этой рекламы определялся не тягой к легкой и безболезненной выгоде, предлагаемой концерном МММ, а стремлением рядового потребителя к признанию тех субъектно-объектных отношений, которые в прежнюю эпоху романтического соцреализма определялись как мещанские, потребительские. Кроме того, сама узнаваемость ситуации, типажей и их ценностных ориентиров «обрекли» данную серию рекламных роликов на моментальное узнавание, доверие, популярность. легкость и естественность восприятия этой рекламы были связаны с предельной типизацией образов, положений, приобретающих вид ситуативных клише, а также и с самими принципами отображения действительности с ее событийным индетерминизмом, идеализацией образов и обобщенностью характеристик.
Особенностями восприятия такого вида рекламы является ориентация потребителя на сопоставление и выбор тех структур объекта и самих объектов, для которых в субъективном сознании сформированы заранее определенные ниши или клише Причем, формирование таких формульных структур-ячеек сознания и является основной целью как массовой, так и любой из канонических культур. Подобный детерминизм восприятия заложен в самом существе этих типов культуры и связан, в частно-сти, с их опорой на архетипические образы и символичностью вызывающей заранее проектируемые реакции, в чем проявляется стремление заместить сложные явления выразительными и легко усваиваемыми знаками. С этим, по-видимому, связано и то, что в таких предметах не воспроизводится действительность во всех ее многообразных проявлениях, а символически, обобщенно реконструируются связи человека - как материальные, так и идеальные - с внешним миром.
По-видимому, первой такой моделью мира и был миф с его нерасчлененностью идеального и реального, индивидуально-личного и коллективно-бессознательного, ориентированного на преодоление фундаментальных противоречий человеческого бытия и адаптацию субъекта к природе и обществу.
Подобная семантическая и морфологическая императивность присутствует не только в бесписьменном тексте, но и в письменных культурах. Обобщенный тип реального бытия субъекта и объекта представлен в древнегреческой трагедии, итальянской комедии dell'arte, мадригальной комедии, опере buffа. Аналогичная клишированность присуща и образам водевиля, оперетты, мюзикла, где наличие стереотипа становится приметой жанра. Подобная экономия художественных средств может вызвать аналогии с эстетикой классицизма, где, однако, нормативная иерархия жанров и многочисленные предписания имеют иную природу и служат выражением представлений о разумности и закономерности бытия, а потому приводят к строгой организованности и гармоничности ясных, подобных символам, образов.
В мифе эта формульность проявляет себя как специфическая категориальность, позволяющая выделять среди мифов наиболее фундаментальные - космогонические и этнологические, а также календарные, эсхатологические и проч. В определенном смысле, аналогичную структуру имеет и классический фольклор, где однажды заданный набор положений (скачка, бой, пир, состязание, похвальба в былине; перечисление добродетелей усопшего, сетование на опустевший дом, уподобляемый холодному гнезду с сиротами-птенчиками в причитании и т.п.) остается неизменным, а сам феномен творчества заключается в искусстве комбинирования и актуализации некоторых из положений л смыслов.
Данные макроклише Ю.М.Лотман считает отпавшими от людей системами их собственных связей, являющимися высшей формой заданности «общего» и специфическим отражением первых симптомов «отчуждения социальных условий от индивидов». (Лотман Ю. Каноническое искусство как информационный парадокс // проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.,)
Таким образом, можно предположить, что сюжетная формульность присутствует в жанрах, основной функцией которых является гармонизация человека в среде и адаптация к ней. Отсюда - преимущественный интерес канонических культур к тем типам ситуаций, которые характерны для обычного, житейского существования человека. Это - любовь, разлука, смерть, счастье в разнообразных вариантах и комбинациях, то есть те ситуативные клише, которые предлагают потребителю набор привычных поведенческих стереотипов внутри каждого из них.
В подобные ситуации, представляемые адаптационными культурами, можно погружаться без значительных затрат психической энергии и получать при этом своего рода гарантию столь же успешного выхода из аналогичных коллизий в реальном бытийном опыте. По сути, подобный механизм поверхностного восприятия действительности аналогичен игре, где вся последовательность взаимных трансакций происходит по правилам (возможно, несформулированным) и обладает рядом закономерностей (в том числе управляемостью).
Более того, можно утверждать, что подобные структуры культуры выполняют и функцию социализации, где процесс Рождения в культуру становится процессом усвоения некоего метатекста. Владение этим метатекстом становится и основым признаком культурной (или субкультурной) идентичности, основанной на общности картины мира и связанных с ней специфических ценностей, норм и символов. Причем картина мира выступает здесь, по точному обозначению М.Хайдеггера, как еще один «второй мир», построенный человеком для себя и п0. ставленный им между собой и «реальным» миром.
Отметим как тенденцию современного культурного развития существование подобного метатекста в форме текста рекламы, становящегося, таким образом, средством идентификации. У детей подобная коммуникация осуществляется посредством обмена не имеющими семантической общности рекламными слоганами, выполняющими функцию приветствия: «Hershi - вкус победы!», «Skittles - праздник вкуса!». У молодых людей, особенно в студенческой среде, широко бытуют конструкции, составленные из элементов различных рекламных текстов («Чистота ваших зубов - залог нашего успеха»), либо рекламные девизы, бытующие в качестве универсальной формы коммуникации: «Клинически доказано...», «Ведь я (он, она, они) этого достойна» . Появляются и иные конструкции: фразеологизмы и неологизмы - «Dirol» = дантист-хирург, «Mentos» = милиция (менты), «праздник вкуса» = пища, «свежесть жизни» - разнообразные значения (от пива до грязных носков) в зависимости от интонации форму рекламных текстов имеют теперь детские садистские куплеты:
Вот идет прохожий / Мальчик чернокожий,
Мы ему - по роже, / И Сережа - тоже.
Для того, чтобы иметь возможность быть произвольно сопоставляемыми друг с другом, эти микроэлементы рекламы должны иметь отчетливую фиксацию нашей психической системой «...не в форме образов, наполненных содержанием, а вначале лишь в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия и действия» (Юнг К. Концепция коллективного бессознательного//Юнг К. Человек его символы. М., 1997. С. 343.), то есть в виде архетипов.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература