4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
Реклама, как известно, опирается на стереотипы массового сознания, указывающие на жесткую структурированность общества по тендерному (половому) признаку. Причем характеристика пола связана не только с архетипическими о нем представлениями, но и культурно опосредована, где мужчины и женщины, которые могут быть рассмотрены как социальные группы, обладают различным социальным статусом, специфическим для каждого народа, общественной группы, традиции. (Среди психоаналитических теорий наибольшее распространение получили фаллоцентрическая и гиноцентрическая, первая из которых признает на начальной стадии половой идентификации для детей обоего пола мужскую ориентацию, вторая - женскую.)
Более того, некоторые ученые утверждают, что пол врожденный - биологический (хромосомный и гормональный) лишь определяет потенциальное поведение человека, главным же является пол психологический, социальный, который формируется под влиянием расовых, классовых, этнических вариаций половых ролей и усваивается прижизненно.( Более подробно об этом см.: Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии//Вопросы психологии, 1987, №2. С. 158-165. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полороле-вых стереотипов//Вопросы психологии. 1987, №2. С. 152-158. Кон И.С. Психология половых различий. Вопросы психологии. 1981, №2. С. 47-57. Зазыкин. Психология в рекламе. М., 1992. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1996. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 328-361.) В идеале же каждый индивид должен совмещать в структуре своей личности черты собственного и противоположного полов, причем, более высокую степень адаптации проявляют субъекты, обладающие качествами одного и другого пола - то есть, представители так называемого андрогенного типа, к слову, наиболее распространенного.
Выражая это соотношение категориями трансакционного анализа, разработанного Э.Берном, можно отметить, что (по данным 1998 года) мужские и женские полоролевые стереотипы существенно изменились. Если представить структуру личности в качестве единства компонентов «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель», то можно констатировать тенденцию к увеличению стремления мужчины проявлять особенности своей личности в качестве «Свободного ребенка» и освобождаться от таких компонентов личности, как «Взрослый» и «Воспитывающий Родитель». Женский же стереотип проявляет тенденцию к увеличению в компоненте «Взрослый» и уменьшению в компоненте «Свободный Ребенок». Таким образом, принципиальные различия в характере личности противоположных полов нивелируются, и на смену крайним вариантам стереотипов феминности и маскулинности приходят промежуточные, обладающие чертами первого и второго типов с преобладанием одного из них. Как верно отмечают исследователи, европейская традиция в целом следует архетипиче-ским моделям, характеризующим стандарт мужского поведения в категориях активности, агрессивности, решительности, стремления к соперничеству и лидерству, способности к интеллектуальной и творческой деятельности. Женская же модель социального действия воспринимается в терминах пассивности, нерешительности, конформности, эмоциональности, отсутствия логического мышления и стремления к достижению. Соответственным образом различаются специфические полоролевые предписания, половое разделение труда, права и обязанности, нормы сексуального поведения, мораль, ритуалы. Эта общепризнанная версия социального мира, жестко структурированного по признаку пола, где выделяется доминирующая группа (мужчины) и подчиненная (женщины), постоянно воспроизводится рекламой. Подобное идеальное воспроизведение мужского и женского образов, во-первых, обусловлено спецификой восприятия рекламных произведений, всегда ограниченного по времени и заведомо требующего символизации персон и отношений. Данные стереотипизи-рованные комплексы, обладая малым количеством внутренних изменений и задавая алгоритмы восприятия информации, неизбежно упрощают отражаемую реальность, но экономят при этом психические усилия субъекта. Во-вторых же, схематизация функций, сюжетных ситуаций, социальных ролей, присущих мужскому и женскому образам, становится механизмом формирования стереотипов поведения и, что для рекламы особенно важно, установок на восприятие этих стереотипов. Од ним из ведущих приемов изображения людей в рекламе становится использование различных элементов соподчиненности, в том числе профессиональной, где мужчина выполняет функции наставника, руководителя, инструктора, специалиста или просто является авторитетной личностью. Здесь особенно показателен пример рекламы, рассматриваемый в статье И.Грошева (Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе//Психологический журнал, 1998, №3. С. 119-133.), где мужчина терпеливо и обстоятельно объясняет молодой девушке, сидящей рядом с компьютером, что такое «телемаркет». После покорного и виноватого: «Не поняла», мужчина устало обращается к зрителям: «Телефоны - для тех, кто понял». Эта иерархия остается неизменной даже в рекламе о бытовых приборах, домашних предметах и продуктах питания и адресованной, по преимуществу, женщинам, больше доверяющим мнению мужчины о рекламируемом товаре или услуге, чем мнению женщины. Тендерное неравноправие в рекламе создается также представлением персонажей главенствующей (мужчины) и подчиненной (женщины) групп с равными, но во втором случае, ослабленными свойствами. При ином типе презентации особенности представителей двух половых групп противопоставляются, где негативные или нейтральные характеристики женского образа создают дополнительную акцентуацию достоинств мужского образа.
Также утверждение тендерной иерархии осуществляется любым искажением женского образа - как в сторону нейтрализации его аксиологической значимости, где жизнь женского персонажа незаметна, неинтересна и сводится, в основном, к обеспечению условий реализации творческого «Я» героя, так и в сторону его идеализации и мифологизации. Реклама создает образ женщины, не существующей реально - женщины-фантома, женщины-мечты со всеми составляющими этой мифологемы: красотой тела и лица, безукоризненными манерами, дорогой и изысканной атрибутикой - одеждой, парфюмом, машинами, нтерьером, поклонниками. Функциональность подобных мифов состоит в их компенсаторном механизме, позволяющем женщине повысить самооценку, мужчине - компенсировать чувство вины перед женщиной за свою исключительность и обеим группам - гармонизовать отношения.
Естественно, что функциональность архетипа женщины-соблазнительницы в рекламе проявляется, прежде всего, там, где осуществляется дегуманизация образа и подмена его субъективной сущности ценностью объекта, а образ женщины сменяется понятием «женское тело». В этой ситуации женщина становится либо фоном для товара, либо самим товаром, так же, как и все дорогие вещи, формирующим особое пространство (впрочем, столь же мифическое!) богатой и красивой жизни и имеющим свою потребительскую стоимость.
Между тем, даже если не принимать во внимание рекламу, созданную на основе товарной привлекательности женского тела, можно констатировать постоянное использование в ней универсальных композиционных приемов, подчеркивающих значимость социального статуса мужского образа. Ведущим принципом здесь становится главенство одного объекта изображения над другим, которое может быть достигнуто посредством:
а) доминирования объема, массы, где женщина всегда предстает как маленькая, хрупкая. Ее рост, как правило, ниже роста мужчины (около 95% изображений), или же он нивелируется таким соотношением в кадре с изображением мужчины, которое позволяет ему восприниматься более значительным (на ступенях лестницы, на переднем плане и т.п.);
б) различия положения в пространстве, когда мужское изображение, в основном, вертикально - в отличие от женского, где преобладают изображения сидящей (около 50% портретов) или лежащей фигуры. Вертикальные же композиции (около 38% портретов) часто зрительно растягиваются по горизонтали за счет включения диагональных, сагиттальных и горизонтальных составляющих: наклоненной головы (уменьшающей рост и служащей выражением покорности), согнутого колена, развернутого в противоположную от движения сторону корпуса, а также из-за асимметричного расположения фигуры в пространстве;
в) характера демонстрации, где изображение женщины более статично, чем мужчины - в частности, это связано с тем, что представители «сильного пола» чаще показаны в динамике: верхом на коне, в движущемся автомобиле, в ходьбе, беге, скольжении на лыжах или скейтборде, в прыжке и даже падении. При изображение женских персонажей более динамичными становятся те из них, которые представляют определенный типаж эмансипированной женщины - просто деловой или бизнес-леди;
г) мимики и поз персонажей, позволяющих дифференцировать их по статусу. Так, об отсутствии враждебных намерений, о признании подчиненности, о выражении стремления понравиться свидетельствует улыбка, приветливое выражение лица, и если женщина в рекламе в позитивной ситуации никогда не представляется со сдвинутыми у переносицы бровями, прищуренным взглядом, со скрещенными на груди или заложенными за спину руками и т.п., то для мужчины все вышеперечисленное носит знаковый характер и весьма характерно;
д) функциональной специфики одежды, где мужчины гораздо чаще выступают в формально-деловом облике, женщина же в большей степени характеризуется одеждой домашней, спортивной, а также предназначенной для отдыха.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература