11. 6. Классификация игр в рекламе
Это разнообразие правил в играх позволяет осуществить их классификацию. Представляется, что наиболее значимыми для рекламы и отвечающими ее основным требованиям становятся: антитетические игры - между двумя противоборствующими сторонами, моноигры - борьба с собой - преодоление собственных ограниченных возможностей, а также борьба не с субъектом, а за право обладать каким-либо объектом - призом, наградой (могут быть как индивидуальными, так и командными). (Данная классификация не является безупречной, во-первых, с точки зрения полноты охвата всех ситуаций, предлагаемых рекламой, так как не все из них могут быть рассмотрены (представлены) как игровые, и, во-вторых, с точки зрения единства ее основания: здесь разделение игр по составу участников сопрягается с их дифференциацией по целям, и тем не менее, для анализа игр в рекламе она представляется достаточно функциональной.)
Антитетические игры, несмотря на прямолинейность условий (а может быть, именно благодаря им) наиболее распространены (употребительны, предпочтительны) в рекламе, поскольку наглядность и сопоставимость результатов противников имеет наибольшую агитационную силу (выглядит максимально убедительно). В этом типе игр отождествление реципиента с победителем осуществляется наиболее непосредственно, а возвышение в результате игры, как отмечал еще Хейзинга, перерастает в иллюзию верховенства вообще.
Такова зажигательная игра между деревнями Вилларибо и Виллабаджо, соревнующихся в скорости очищения противней после совместной (коллективной) трапезы с помощью различных моющих средств, где в результате выигрывает Fairy и все, использующие (предпочитающие) его. В качестве вознаграждения для соревнующихся команд здесь выступает возможность скорейшего участия в празднике, а для потенциального потребителя - приобретение средства-чемпиона.
Аналогична интрига в иной рекламе Fairy, где в качестве Противоборствующих сторон выступают мама, у которой заканчивается вторая упаковка обезличенного моющего средства, и дочь, пользующаяся еще первой. К разряду антитетических относится и игра в рекламе стирального порошка Tide, где приехавшая навестить дочку в пионерский лагерь ее мама не верит, что заношенным вещам ее дочери может быть возвращен первоначальный облик при помощи одного этого средства без дополнительных отбеливателей. В результате состязания выигрывает фирма-производитель необыкновенного средства, на практике доказавшего маме, изумленно рассматривающей абсолютно чистые вещи, его свойства. Точно так же демонстрируют легкую победу средств Асе и Comet над конкурентами, лишенными имен, тетя Ася и Эмма Петровна.
Антитетические игры среди прочих являются наиболее азартными, без усилий вовлекающими в процесс переживания происходящего даже тех, кто не проявлял в нем ранее непосредственной заинтересованности. В этих играх реализуется (воплощается) архетипическое представление об амбивалентном (бинарном) устройстве мира, который существует исключительно за счет бытия всех его составляющих в виде пар противоположностей, борьба между которыми происходит на всех уровнях мироздания. И победа в игре, воспринимаемая (становится) своеобразной проекцией борьбы надличностных сил, репрезентирует торжество добра над злом, означая благо для всей группы победителей. В этом смысле антитетические игры имеют безусловно сакральное значение и уходят корнями в архаическую эпоху, где Ритуал означал, прежде всего, игру-Game, близкую священнодействию, а не игру- Play - времяпрепровождение, забаву.
В моноиграх интрига разворачивается вокруг состязания Человека с надличностными силами - например, стихией, где демонстрируется преодоление им собственных ограниченных возможностей и выход за их естественные рамки. Такова реклама Marlboro, где образ героя - мужественного, уверенного в
себе - выдержан в лучших традициях кинематографии вестей, нов, и сопрягается с такими иконограммами, как высокогорц0е плато - пустынное, безлюдное, царящее над всем миром, бур. ная река, которую герой с трудом преодолевает, конь - дикий необузданный, но укрощенный волей героя и послушный ему. Здесь кодифицируется также и одежда, продолжающая и расширяющая этот семантический ряд: привычные ковбойские сапоги со шпорами или брутальные башмаки на толстой подошве, широкополая шляпа с загнутыми полями и, конечно сигареты Marlboro. (Этот стереотип оказался столь устойчивым, что попытка переосмыслить его в иной игровой ситуации в рекламе памперсов ковбоями Хаггис оказалась не только неэффективной, но, напротив, вызвала эффект неприятия, отторяжения. Этот образ, выстроенный на основе архетипа воина, и сакральный уясе по этой причине, сакрализуется вторично в контексте истории завоевания дикого Запада, поэтому любая его модификация воспринимается как профанирующая его, а потому деструктивная.)
К подобному типу игр относится также упомянутая ранее реклама Соl'ы с альпинистом, водружающим флаг на вершину а также Minton, помогающего перевернувшемуся в каноэ и спасенному эскимосами юноше разрушить глыбу льда и выбраться из нее.
Наконец, игры, в основании которых лежит борьба за приз, имеют ярко выраженную устремленность к кульминации, как правило, совпадающей с развязкой. Подобную динамику развития имеет реклама хрустящего шоколада Кэтбери, печенья Твикс, Сникерса. Однако приз может существовать не в качестве с трудом добытой волшебной вещи, имеющей чуть ли не мифологическое значение (наполнение), но как данность, привычная и неотторгаемая составляющая всей жизни. Таковым оказывается Nescafe, проявляющий свои неординарные качества как в критических ситуациях (упавшая новогодняя елка, сгоревший пирог и т.п.), так и становясь наградой просто за определенный образ жизни и пристрастия - например, к кофе, позволяя придерживающимся таких же милых привычек путешествовать по всему миру (благодаря трем присланным мембранам от Nescafe).
Реклама не только выступает в игровых формах и не только является игрой по существу, но и поддерживает игровые формы
Доведения, или выступает в качестве средства, их генерирующего. В частности, реклама вводит в наш обиход такой чисто игровой характер взаимодействия между субъектами, как соперничество - причем, это стремление «других превзойти, непрестанно пылать, отличиться» воспринимается отнюдь не в духе Номера как соревнование в добродетели и битва за честь, а, скорее, в архаическом понимании - как обладание какими-либо вещами с особенными свойствами или их (вещей) избыточное количество. Обладание этими атрибутами бытия - внешними по отношению к индивиду - и определяет целеполагание массового субъекта, задавая систему приоритетов и критерии оценок, формируя стратегию жизни и деятельности. В такой системе координат мир должного совпадает с миром сущего, а преодоление «данности» и устремленность к ценнообоснованным целям не становится необходимой составляющей структурирования будущего. Эти демонстрируемые рекламой предметы, которым приписывается важная роль в жизни, становятся для многих теми ценностными ориентирами, которые и определяют стремление к обладанию ими, ощущаемое как необходимость. Характерно, что данный уровень притязаний и престижных предпочтений составляют почти исключительно материальные ценности: недвижимость, автомобили, ювелирные изделия, одежда и обувь, многочисленные важные мелочи: парфюм, предметы туалета и т.д. и т.п.
В этом ряду находится и пища, становящаяся сегодня, как никогда, знаком состоятельности. Подобное известное в истории культуры соперничество в количестве и качестве еды - как потребляемой, так и запасаемой в хранилищах - рассматривает и Хейзинга. Он отмечает, что жители островов Тробриан строят хранилища ямса с учетом возможности наблюдения снаружи за Характером и качеством содержимого, при этом самые лучшие экземпляры оставляются специально на виду, а особо крупные Помещаются в рамку. (Хейзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997. С.76.)
Ту же ситуацию игрового бахвальства демонстрируют и соименные престижные продуктовые магазины, несущие даже в своем названии идею о превосходстве над остальными, где пища приобретает архетипический статус сокровища и порой стано-вится эквивалентом золота, а также реклама этих магазинов. Подобную вакханалию цвета, формы, подразумеваемых ароматов и вкусового разнообразия, демонстрирует, в частности, реклама престижного магазина продуктов «ЭльДорадо-М», где изображение горы, сложенной из экзотических и дорогих продуктов, вызывает целый каскад семантических ассоциаций: гора = море = изобилие = пресыщенность = избыток // = богатство = деньги = власть.
Эту систему приоритетов подтверждает и реклама ресторанов, баров, казино и проч., где количество поглощаемого (еды напитков) и уничтожаемого (проигранного) выступает эквивалентом не только состоятельности, но и - через систему устойчивых ассоциаций - престижа, образованности, хорошего вкуса, благородства, высокого социального статуса (иначе - что же является источником богатства?). В качестве аналога этих форм активности выступает архаический обряд потлатча, смысл которого состоит в таком выражении праздничного бахвальства, как физическое уничтожение имущества, денег, скота и иных материальных ценностей. Те же истоки имеет, по-видимому, и реклама холодильных агрегатов с ее радостной готовностью продемонстрировать их содержимое так, как будто основная их функция -исключительно презентационная.
Подобными «выставками», витринами вещей становятся домашние интерьеры, предназначенные для оптимальной демонстрации каждого из предметов, выявляющей их функциональность и престижность. Причем подобная презентация рекламируемого товара сама становится лишь поводом для демонстрации всего, что наполняет пространство конкретного дома или квартиры. В своем же предельном варианте реклама стремится к вовлечению потенциального потребителя не в гонку за определенной вещью, а за целым набором вещей - от дома до последних мелочей, каждая из которых равнозначна прочим как неотъемлемая часть сакрального целого.
В итоге можно заключить, что внешняя цель рекламной акции - приобретение товара или услуги - в реальности является первым или очередным шагом в устремленности к главной и единственной цели - на самом деле эфемерной - обладанию всеми атрибутами сконструированного рекламой мира. Именно поэтому та игра, в которую реклама стремится вовлечь каждого из рас, с точки зрения целеполагания, является бессмысленной и социально опасной как любая попытка переконструирования сознания и переведения его на язык инстинктов.
Эту манипуляцию субъектом и его сознанием реклама естественно сопрягает с адаптацией и социализацией, облегчая процесс структурирования времени через вовлечение субъекта в различные игровые ситуации. Однако сам онтологический статус игры как ее сущностное качество оказывается невостребованным или переходит подчас к иным культурным формам - к примеру, к искусству, притом, высокому, элитарному. Такая ясе форма современной игры, как реклама, лишена элемента сакральности, в чем и состоит ее принципиальное отличие от священных архаических игр древности, функционально направленных - через игровые формы, через освобождение от стереотипов сознания, через преодоление субъектом собственных пределов - на участие человека в реконструкции космического миропорядка.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература