logo
Лекции ИРРУ

1.1 Понятие рыночной инфраструктуры

Эффективное функционирование рынка предполагает реализацию многообразных форм хозяйства и собственности (частной, кооперативной, государственной и др.), формирование развитой рыночной инфраструктуры.

Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.

Инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение материальных ресурсов и деловых отношений, увязывающих эти отношения в единое целое, несмотря на их субъективность и разнообразие.

Термин «инфраструктура» впервые нашел применение в исследованиях западных экономистов и имеет несколько вариантов объяснения своего происхождения. Один из них привязывает возникновение инфраструктуры к строительному производству, отождествляя ее с фундаментом какого-либо строения, ее «каркасом» (от лат. «infra» - под, ниже и «structure» - строение, расположение). Другой связывает происхождение термина с военным профилем действий, как комплекс обеспечивающих успешные военные операции сооружений, коммуникаций. Однако все исследователи признают, что инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономической системы.

В мировой научной экономической литературе термин «инфраструктура» был впервые использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. Инфраструктура там рассматривалась воедино с такой категорией как логистика.

Хронология появления первых попыток использования термина «инфраструктура» в экономической литературе весьма неопределенна. В ряде работ указывается послевоенный период – конец 40-х годов XX века, в нескольких исследованиях утверждается, что термин «инфраструктура» был введен в экономическую науку в 1955 году американским экономистом П. Розенштейном-Роданом.

Проблема формирования рыночной инфраструктуры чрезвычайно актуальна для нашей страны. Термин «рыночная инфраструктура» стал применяться в отечественной экономической литературе сравнительно недавно (70-е годы). Это неудивительно, ибо потребность в инфраструктуре рыночного типа вне рыночной экономики не может не только реализоваться, но и вообще существовать.

Инфраструктура в теории рынка – это комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством.

Рыночная инфраструктура существует на нескольких уровнях: глобальном и локальном. Глобальная инфраструктура реально существует как бы в двух измерениях – мировом и национальном – и включает в себя ряд локальных рыночных инфраструктур. Это относится к обоим измерениям.

Современное понимание инфраструктуры экономики включает в себя важнейшие блоки, определяющие эффективность функционирования национальной и интернациональных экономик (рисунок 1.1).

Термин «инфраструктура» означает комплекс соответствующих составляющих, применительно к товарному рынку – внутреннее строение, основа коммерческо-хозяйственных отношений в нем.

Рисунок 1.1 – Состав инфраструктурного комплекса экономики

Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем вырисовывается понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами.

Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, так как информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.

С точки зрения системного подхода инфраструктура – это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы. Инфраструктура, как некая подсистема в другой системе, призвана, во-первых, обеспечить функционирование взаимосвязей между элементами самой системы, к которой относятся ее объекты и субъекты. Именно в этом состоит ее основная функция. Помимо обеспечивающей функции инфраструктура одновременно выполняет регулирующую функцию, определенным образом упорядочивая взаимодействие элементов самой системы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Если рассматривать мировой уровень, то здесь в состав глобальной рыночной инфраструктуры входят в качестве элементов как все локальные (национальные) рыночные инфраструктуры отдельных стран, относительно обособленные и находящиеся под юрисдикцией соответствующей страны, так и общемировые элементы, функционирование которых регламентировано международными договорами и соглашениями.

Итак, рыночная инфраструктура – это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков. В данном определении речь идет о многоуровневом функционировании рыночной инфраструктуры, то есть о макро- и микроуровнях. Это позволяет увидеть не только различия традиционного и современного подходов в трактовке инфраструктуры, но и их преемственность.

Инфраструктура товарного рынка – комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений, задача которых сводится к рационализации товародвижения, рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Она создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной стоимости, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря наличию инфраструктуры деловые взаимоотношения субъектов товарного рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Экономическая наука выделяет несколько точек зрения на состав и основные функции, закрепляемые за инфраструктурой.

Выделяют две основные функции рыночной инфраструктуры:

1. Обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.

2. Регулирование движения товарно-денежных потоков.

В качестве субъектов рыночной экономики с одной стороны рассматриваются владельцы ресурсов и владельцы продуктов, а с другой стороны – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными чертами или свойствами.

Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.

Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.

Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. В процессе обеспечения и регулирования движения товарно-денежных потоков инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в требуемых масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации издержек, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Именно поэтому инфраструктура благодаря своим функциям обеспечивает эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны только ей. Эту часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью, поскольку к ней неприменимы прямо и непосредственно методы сопоставления затрат и результата (например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора урожая или недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скорость расчетов, и т. п.).

Институты инфраструктуры рынка занимаются оказанием посреднических услуг в области инвестирования, страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции.

Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Инфраструктура способствует взаимодействию между производителями и потребителями, спросом и предложением. Оттого, насколько четким является этот механизм, в значительной мере зависит эффективность функционирования всей экономики страны.

Инфраструктура современного рынка является его неотъемлемой и составной частью, определяющей результативность функционирования всех элементов рынка.