logo
Лекции ИРРУ

10.1 Понятие и сущность выставочно-ярмарочных мероприятий

Сегодня многие российские компании все чаще обращают свой взор на выставочно-ярмарочные мероприятия (ВЯМ) как на способ продвижения результата своей деятельности. В современной выставочной терминологии в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий различают три вида: выставка, ярмарка и выставка-ярмарка.

Под выставочно-ярмарочной деятельностью понимается предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая в целях содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества, обеспечивающая прямую взаимосвязь и развитие воспроизводственных процессов в обществе.

Выставочно-ярмарочное мероприятие – это комплекс мероприятий, носящих рыночный, коммерческий характер и позволяющих экспоненту использовать все маркетинговые инструменты в процессе презентации результатов своей хозяйственной деятельности.

Под выставкой понимается организационное мероприятие по продвижению продукта с заранее обусловленным количеством участников, сроком и местом проведения.

Понятие выставки-ярмарки, представленное в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации от 29 марта 2001 года, не выявляет отличительные особенности выставок и ярмарок: «Выставки и ярмарки – это рыночное мероприятие, на котором экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги». ГОСТ Р 53103-2008 также не разграничивает эти понятия: «Выставка (ярмарка) – выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и(или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью». В примечаниях к этому определению отмечено, что «1) выставки – многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов сопутствующие мероприятия; 2) выставки подразделяют на торговые и просветительно-познавательные; 3) к выставкам не относятся «вещевые рынки» и розничная торговля на улицах».

Целью ярмарки является предоставление ее участникам-экспонентам возможности выставить образцы своего производства, продемонстрировать новые достижения и новые технологии для заключения торговых сделок. Цель выставки – показать научно-технические достижения одной страны или различных стран в одной или нескольких отраслях производства, науки и техники.

Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции. Кроме того, ярмарка представляет собой кратковременное, через периодически определенный промежуток времени проводимое в одном месте мероприятие. Иначе ярмарки можно назвать торговыми выставками, на которых используются все доступные механизмы торговли и маркетинга, – почтовые рассылки, телемаркетинг, торговая реклама, рекламные щиты, связи с общественностью, «раскрутка» и сотни других инструментов.

Выставочно-ярмарочные мероприятия – это не только активный проводящий канал товаров и услуг на рынок и один из основных видов продвижения новых технологий, научно-технических достижений и передового производственного опыта, но и современная «смотровая» площадка.

Организационные формы ВЯМ весьма широки и способны удовлетворить любые маркетинговые запросы субъектов рынка. Сегодня общая система выставочно-ярмарочных услуг (ВЯУ) концентрируется вокруг более 30 разновидностей выставочных мероприятий, в том числе: выставки, салоны, ярмарки, аукционы, фестивали, недели, рынки, выставки-симпозиумы, дегустации, биржи, салоны-конференции и т.д.

Конгрессные мероприятия – съезд, собрание, (обычно по вопросам международного значения), является неотъемлемой частью деловой программы выставки. Имеет сложную структуру мероприятий, обширную географию участников, широкий общественный резонанс.

Форум – массовое собрание, съезд. По структуре и технологии подготовки сходен с конгрессными мероприятиями (например, Международный форум в рамках промышленной ярмарки в Ганновере, который охватывает более 100 мероприятий).

Конференция – большое собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп. Имеет более практический, научный характер, более однородна по структуре и проблематике. Один из традиционных типов деловых мероприятий на выставке.

Семинар – групповое занятие по специальной подготовке для повышения квалификации. Имеет практический, методический характер, число участников более ограничено. Распространенный тип делового мероприятия на выставке.

Симпозиум – совещание, конференция по специальному научному вопросу. Предметом симпозиума может стать узкоспециальный аспект двусторонних отношений, экономического сотрудничества и др. Предполагает профессиональную аудиторию.

Круглый стол – обсуждение, дискуссия по актуальной теме, проблеме, событию. Принцип организации – равноправие участников. В рамках выставки организуются также профессиональные «цеховые» мероприятия, которые проводят в виде совещаний, заседаний профессионального клуба, объединения, союза и специальные показы и демонстрации.

Совещание – заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-либо специального вопроса, как правило, отраслевого характера. Участники совещаний получают наглядный демонстрационный материал в виде экспонатуры выставки, а участники выставки – профессиональную (и часто влиятельную) аудиторию.

Заседание профессионального клуба, объединения, союза – заседание специализированной аудитории по поводу обсуждения вопросов, касающихся деятельности заседающих организаций. Такое мероприятие является важным инструментом привлечения целевой аудитории на выставку, поскольку здесь можно услышать квалифицированную информацию, узнать мнения специалистов в той или иной области, состояние и перспективы развития.

Специальные показы и демонстрации – используются для демонстрации комплексных технологических и иных процессов, новинок в различных отраслях (например, световое шоу в рамках Промышленной ярмарки в Ганновере).