7.2 Творчество дизайнера в рекламе
Процесс рекламного дизайна заключается в непрерывном поиске новых средств, которые могли бы привлечь внимание читателя и заинтересовать его в предмете рекламы. Дизайн – процесс творческий. Творческий работник в области дизайна заимствует, накапливает, координирует и интерпретирует материалы, знания и мысли других дизайнеров, художников и свои собственные. Его стиль характеризуется цельностью взглядов и подходом к решению творческих проблем.
Цель рекламы – убедить потребителя купить товар. Это главное всегда нужно помнить при формулировании идеи рекламы. Начиная работу над дизайном рекламы, дизайнеру приходится решать целый ряд задач. Прежде всего, он уясняет, что должна предлагать реклама: продукт, услугу или идею. Он должен иметь четкие ответы на следующие вопросы:
Хочет ли рекламодатель удержать покупателей или расширить их круг?
Преследует ли он ближайшую или далеко идущую цель?
Будет ли реклама единственной или частью целой серии реклам?
Какова ее тема?
Каковы мотивы?
Для какой аудитории предназначается реклама?
Каким путем лучше подойти к избранной аудитории?
Какие средства использовать: газеты, журналы, почту?
Каковы плюсы и минусы используемых средств?
Какой способ печати избрать?
Каковы особенности художественного оформления и шрифта?
Каков бюджет рекламы?
В какое время года будет публиковаться реклама?
Какие работы он будет выполнять сам, а для каких придется привлекать специалистов со стороны?
Иногда реклама ограничивается извещением о наличии продукта и его цене. Но, как правило, перед дизайнером ставятся более сложные задачи. Его могут попросить рассеять ложные слухи о товаре, или придать товару уникальность, чтобы отличить его от товаров конкурентов, или информировать потребителя о дополнительных функциях товара, или расширить круг потребителей.
Дизайнер принимает решения, связанные с формой и содержанием. В последнем ему оказывает помощь текстовик, который обычно работает в тесном контакте с ним. В отношении формы дизайнер совершенно независим. Он сам решает вопрос о том, нужна картинка в рекламе или нет, будет ли она в виде рисунка или фотографии, нужен ли текст или можно обойтись одним заголовком. Дизайнер должен мысленно представлять рекламу еще до того, как она будет воплощена на бумаге в виде эскиза. Процесс фантазирования один из важнейших творческих процессов в рекламе.
Творчество в рекламе и дизайне во многом определяется способностью находить связи между вещами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Рекламисты говорят, что лучше всего процесс творчества начинать со «штурма мозгов». При этом методе собирается группа творческих работников и начинает разжигать друг у друга воображение, высказывая самые невообразимые фантазии. Одна идея порождает другую, возникает возможность самых неожиданных ассоциаций. Члены этих «сеансов штурма мозгов» преследуют одну цель – найти интересное решение.
Доктор Ирвинг Тейлор, психолог и социолог, выделяет пять уровней человеческого творчества:
1. Экспрессивный уровень, когда мастерство не имеет первостепенной важности, как, например, в рисунках детей. Художник дает волю своему воображению и ничем его не ограничивает.
2. Продуктивный уровень, когда художник достигает мастерства, но только в пределах «возвышенного реализма».
3. Поисковый уровень, когда художник, как изобретатель, использует старые идеи для новых решений. Новых идей пока нет, ум проявляется только в использовании средств.
4. Новаторский уровень, когда художник проявляет себя в области идей. Он становится последователем какой-то школы.
5. Новый уровень, когда художник работает по новым принципам. Такой художник обладает высоким мастерством и может стать родоначальником новой школы.
Когда дизайнер работает над набросками или импровизациями, он занят экспрессивным творчеством. Когда же он начинает отрабатывать свои наброски, чтобы сделать их понятными для других, то он переходит к продуктивному творчеству. На этой стадии творческая работа большинства художников замирает. Только немногим, наиболее одаренным, удается вывести свое творчество на новаторский и новый уровень.
Художник, работающий над дизайном рекламы, теоретически проходит через четыре стадии, независимо от уровня своей работы.
Во-первых, он изучает клиента, его продукт, средства информации, аудиторию и другие проблемы, связанные с подготовкой себя к наилучшему выполнению поставленной задачи. Эту стадию называют стадией просвещения.
Во-вторых, он на некоторое время отвлекается от поставленной задачи, внутренне работая над воспринятым материалом. Эту стадию можно назвать инкубационной.
В-третьих, художник находит решение, возможно, совершенно случайно. Эту стадию можно назвать стадией озарения.
И, наконец, в-четвертых, художник приступает к действию, не утрачивая ни одной полезной идеи при переходе от работы сознания к работе рук. Эту стадию можно назвать стадией исполнения, или продуктивной стадией.
Условия могут не позволить художнику последовательно проходить через все четыре стадии.
Источник, из которого черпает силы творчество, надо непрерывно пополнять путем чтения, наблюдения, исследований и практики. Творческое мышление зиждется на широких знаниях, поэтому чтение крайне необходимо. Творчество основывается главным образом на восприятии новых связей, и тот, кто знакомится с широким кругом вопросов, оказывается лучше подготовленным к выработке идей. Чтение в сочетании с практикой обеспечивает творчеству хорошую базу. Он всегда должен быть в курсе дел, знать моду, тенденции, последние события.
Дизайнер всегда должен искать лучшие средства для выражения своих замыслов. По мнению специалистов, новое и оригинальное в искусстве найти трудно. Каждый художник заимствует у другого, и цепочка заимствований бесконечна. Однако каждый вносит в свою работу что-то особенное, что и называется творчеством. Новое вырастает на основе старого.
Творческую деятельность дизайнера стимулирует следующее.
Заимствование, с помощью которого извлекаются художественные истины из других областей. Так, например, композиция картины может подсказать форму выражения для рекламы. Сама природа представляет собой неисчерпаемый источник идей для дизайна.
Дополнение. Упрощенная компоновка, скажем, для рекламы качественного продукта может послужить базой для создания более сложной рекламы, которая включает в себя несколько подобных компонентов.
Извлечение. Дизайнер извлекает из какой-то рекламы понравившуюся ему часть и на ее основе разрабатывает новый дизайн рекламы. Иногда он берет часть картинки, увеличивает ее и использует в своей рекламе.
Переделка. Дизайнер берет удачную рекламу и переделывает ее компоновку, поместив, например, в своей рекламе три картинки, а не четыре, или переместив заголовок сверху вниз.
Утрирование. Какой-то дизайнер решил сместить заголовок ближе к краю рекламы. Другому дизайнеру этот прием понравился, и он еще больше смещает заголовок, а, кроме того, и сам текст.
Противопоставление. Если в большинстве реклам преобладают темные тона, то дизайнер может сделать обратное, взять светлые краски и белые поля. Если все увлечены круглыми формами, то дизайнер может ввести угольные формы.
- 1.Содержание инфраструктуры рынка рекламы
- 1.1 Понятие рыночной инфраструктуры
- 1.2 Инфраструктура рынка рекламы
- Вопросы для самопроверки и контроля
- 2.Рекламодатель как ключевой элемент рынка рекламных услуг
- 2.1 Функции и роль рекламодателей
- 2.2 Организация рекламы торгового предприятия
- 2.3 Реклама промышленных предприятий
- 2.4 Сотрудничество в рекламной деятельности промышленных, оптовых и розничных предприятий
- Вопросы для самопроверки и контроля
- 3.Организация рекламной деятельности на предприятиях сферы услуг
- 3.1 Особенности рекламы сферы услуг
- 3.2 Реклама банковских услуг
- 3.4 Реклама страховых услуг
- 3.5 Особенности рекламной деятельности туристических фирм
- 3.6 Применение рекламы в практике медицинских учреждений
- Вопросы для самопроверки и контроля
- 4.Рекламное агентство как элемент инфраструктуры рекламного бизнеса
- 4.1 Понятие и функции рекламного агентства
- 4.2 Виды рекламных агентств
- 4.3 Структура рекламного агентства
- 4.4 Роль рекламного агента в эффективной деятельности рекламного агентства
- Вопросы для самопроверки и контроля
- 5.Медийный бизнес в рекламе
- 5.1 Развитие рынка средств массовой информации
- 5.2 Роль радио и телевидения на рынке рекламы
- 5.3 Рекламная деятельность печатных изданий
- 5.4 Рекламная деятельность в глобальной сети Интернет
- Вопросы для самопроверки и контроля
- 6. Рекламные исследования
- 6.1 Основные информационные подсистемы рекламы
- 6.2 Рекламные исследования
- 5.3 Медиаисследования
- Вопросы для самопроверки и контроля
- 7. Дизайн в рекламе
- 7.1 История дизайна
- 7.2 Творчество дизайнера в рекламе
- 7.3 Принципы дизайна рекламы
- 7.4 Фриланс. Фрилансер
- Вопросы для самопроверки и контроля
- 8. Рекламное страхование
- 8.1 Понятие и значение рекламного страхования
- 8.2 Основные направления деятельности рекламного агентства в управлении рисками
- 8.3 Страхование рекламной продукции и сделок
- Вопросы для самопроверки и контроля
- 9. Рекламное образование
- 9.1 Значение уровня подготовки кадров в рекламном бизнесе
- 9.2 Современные требования к рекламному образованию
- Вопросы для самопроверки и контроля
- 10. Выставочно-ярмарочная деятельность на рынке рекламных услуг
- 10.1 Понятие и сущность выставочно-ярмарочных мероприятий
- 10.2 Классификация выставок
- 10.3 Элементы и система рынка выставочно-ярмарочных услуг
- 10.4 Основы выставочного менеджмента предприятий
- 10.5 Организация участия предприятия в вям
- 10.6 Оценка эффективности участия предприятия в вям
- Вопросы для самопроверки и контроля