logo
Лекции ИРРУ

10.6 Оценка эффективности участия предприятия в вям

Экономическая эффективность выставочно-ярмарочной деятельности складывается не только из доходов выставочной кампании, но и оценивается косвенным, мультипликативным результатом. Выставочный сектор экономики оказывает прямое влияние на экономическую систему страны вследствие развития производства, расширения рынка, развития сферы услуг и инфраструктуры.

Для оценки выставочной эффективности существуют общие показатели.

- Показатели коммерческой эффективности характеризуют соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Основным показателем коммерческой эффективности служит финансовый поток реальных денежных средств, который рассчитывается как разность между их притоком и оттоком по каждому виду инвестиционных проектов за период их осуществления.

- Показатели бюджетной эффективности отражают влияние осуществляемого инвестиционного проекта на повышение доходов и снижение расходов соответствующего бюджета как федерального, так и регионального или местного уровня управления. Здесь основным показателем выступает бюджетный эффект. Он определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над его расходами за период осуществления данного проекта.

- Показатели экономической эффективности определяют основные экономические результаты проекта с учетом интересов государственных, федеральных, отраслевых и других организаций и хозяйственных субъектов. При расчете показателей эффективности на уровне народного хозяйства в их состав включаются в стоимостном измерении следующие результаты:

1) конечные экономические результаты, в том числе выручка от реализации продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынке;

2) социальные результаты, рассчитанные из совместного воздействия всех участников проекта на рост человеческого капитала;

3) прямые финансовые результаты, включающие кредиты и займы банков и другие поступления средств;

4) экологические результаты, воздействующие на улучшение окружающей среды и здоровья людей;

5) косвенные финансовые результаты, обусловленные влиянием осуществления проекта на рост доходов сторонних организаций и физических лиц.

Эффект для региона от проведения выставки или ярмарки определяется выгодами первого, второго и третьего порядка. К выгодам первого порядка относят прямые доходы от посетителей и участников выставок. К выгодам второго порядка следует относить доходы, получаемые смежными отраслями экономики, и рост числа занятых рабочих мест. К выгодам третьего порядка следует отнести эффект стимулирующего влияния выставок на торговлю, престиж фирмы, имидж города, региона, страны.

Оценку экономической эффективности от участия предприятия в ВЯМ целесообразно проводить в три этапа.

I. Предвыставочный этап – этап планирования. На первом этапе определяются цели и задачи участия предприятия в ВЯМ, в зависимости от которых анализируется определенный набор выставок для выявления наиболее подходящей предприятию, а также планируются показатели, в том числе и экономической эффективности, которые ожидается достичь во время и после участия в выставке.

II. Второй этап – сразу после окончания выставочно-ярмарочного мероприятия – этап оценки текущих результатов. Проводится первичная обработка собранной во время ВЯМ информации, сравниваются запланированные значения с фактически полученными, анализируется влияние полученных значений на результаты деятельности предприятия.

Анализ проводится по следующим направлениям:

1. Анализ качественного состава аудитории. Рассчитываются следующие показатели (в процентах от общего числа посетителей стенда, выставки):

- доля аудитории, посетившей выставку для ознакомления с товарами/услугами вообще и совпадающими с ассортиментом предприятия в частности;

- доля аудитории, посетившей выставку для выбора поставщика товара/услуги как вообще, так и совпадающих с ассортиментом предприятия;

- доля аудитории, посетившей выставку целенаправленно для ознакомления с товарами/услугами компании;

- доля целевой аудитории предприятия, т.е. посетители, на которых была нацелена работа компании на выставке;

- доля посетителей, уполномоченных принимать решение о сотрудничестве, о покупке.

2. Анализ активности аудитории. Рассчитываются следующие показатели:

- количество посетителей стенда (общее, по дням, по времени);

- среднее время, проведенное посетителем на стенде компании, мин;

- плотность движения/интенсивность работы на стенде (общее число посетителей стенда за время работы выставки делится на площадь экспозиции, количество посетителей на кв.м).

- оценка посетителей стенда;

- общее количество посетителей стенда, исходя из количества розданных материалов (печатной рекламы);

- доля посетителей, пришедших на стенд по предварительному приглашению (количество приглашенных сравнивается с количеством посетителей, которые побывали на стенде);

- сравнение состава посетителей стенда с данными по прошлым выставкам;

- расходы на контакты в расчете на одного посетителя, которые определяются путем распределения общей суммы расходов на количество контактов с посетителями на стенде;

- анализ состава посетителей-специалистов (основывается на опросах во время мероприятия, которые проводятся либо в форме личного интервью, либо на компьютерных терминалах с вопросами и графиками во многих языковых редакциях).

III. Третий этап – через определенный срок после участия в ВЯМ – этап оценки итоговой эффективности.

Для анализа эффективности участия предприятия в выставке существует своя система показателей (рисунок 10.2).

Рисунок 10.2 – Показатели экономической эффективности участия предприятия в ВЯМ

К качественным показателям следует относить такие показатели, как:

- достижение поставленных целей;

- количество полученных медалей и наград;

- количество полученных отзывов экспертов о продукции, экспозиции, работе стендистов и т.д.;

- оценка своего положения на рынке по сравнению с конкурентами;

- изучение спроса на представленный товар;

- реклама товара и фирмы;

- оценка объемов производства товара в регионе, стране, за рубежом;

- исследование рынка;

- проверка правильности ценовой политики;

- оценка качества товара, его дизайна, упаковки;

- подтверждение или утверждение имиджа фирмы;

- конкурентный показ товаров и услуг с целью отсечения соперников;

- выведение на рынок нового товара или внедрение его в среду других производителей;

- изучение новых товаров и технологий, конкурентов, новых средств рекламы и способов работы на рынке;

- обучение персонала через непосредственный контакт с потенциальным покупателем пользованию новым товаром;

- проверка навыков (экзамен) сотрудников дистрибьюторской сети.

К количественным показателям оценки экономической эффективности участия предприятия в ВЯМ следует относить следующие:

1) показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины, например, при вычислении разницы между одним показателем и другим и при сравнении запланированных и фактических показателей выражаются в соответствующих единицах.

2) показатели эффективности, определяемые на основе отношения одного показателя к другому, как правило, относительны и выражаются в относительных единицах.