9.4. Типы хроматической гармонии
Основой цветовой гармонии является естественное сочетание цветов, аналогичное спектральному, и порядок их соотношений во всех областях природы. Найти общий закон для гармонных и дисгармоничных цветовых сочетаний - одна из основных задач теории искусства в целом и теории рекламы в частности. Гете, к примеру, гармоничными называл контрастные цвета, а дисгармоничными - цвета, расположенные в цветовом круге рядом. (Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. M.-JL, 1957. С. 316-337.) В свою очередь, немецкий и швейцарский психологи Г.фрилинг и К.Ауэр утверждают, что установить правила безусловной цветовой гармонии невозможно, так как цветовой спектр лишь указывает порядок следования цветов, но не дает никаких правил для практической гармонии.
Американский же теоретик Ф.Тейлор (Тейлор Ф. Применение принципов цвета. Пер. с англ. (МСХКБ №67296). Цит. по: Хеладзе Т.М. Функциональное и эстетическое в торговой рекламе. Дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Тбилиси, 1979. На правах рукописи. С.88.) считает, что гармоничные и дисгармоничные сочетания цветов основываются на физиологических и психологических законах и могут выступать как объективно существующие. Ф.Тейлор предлагает следующие схемы гармонии цветов:
Монохроматическая гармония основана на сочетании тонов (различной интенсивности и глубины, осветленных, затемненных или нейтрализованных), принадлежащих единому цвету. Монохроматическая гармония в рекламе часто применяется при оформлении витрин.
В аналоговой гармонии ведущим становится сочетание двух или более сходных цветов и их оттенков: переход оранжевого в желтый, сочетание зеленого с желтоватым оттенком и лимонно-желтого.
Контрастная гармония достигается через противопоставление цветов друг с другом. Такой тип гармонии зрительно увеличивает и выделяет цвета и предметы: например, на витрине - цветовой контраст фона и товара, товаров друг с другом, цветовых пятен на рекламном плакате (так ярко и призывно звучит контраст Монохроматического серого и ярко-красного в рекламе Martini).
Контрастные хроматические соотношения имеют разцъ степень предпочтительности, и если расположить пары цветов порядке ухудшения их восприятия, то в качестве наиболее благоприятного сочетания выступит сине-белое, а красно-зелено окажется наиболее диссонирующим: (Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и реализация. Рус. партнер. ЛТД. Москва, 1994. С.205.)
Цвет | Фон |
Синий | Белый |
Черный | Желтый |
зеленый | Белый |
Черный | Белый |
зеленый | Красный |
красный | желтый |
Красный | белый |
оранжевый | черный |
Черный | пурпур |
Оранжевый | белый |
Красный | зеленый |
Резкие цветовые контрасты стали весьма характерными для искусства XX века, где впервые от принципов природной гармонии художники отказались в пользу искусственно сконструированных хроматических сочетаний, назначением которых становилось не подражание природным, а создание собственных форм, цветов и их соотношений. Несмотря на то, что яркий контраст утомляет зрение, он вполне уместен и функционален в рекламе, действие которой ограничено во времени.
Ахроматическая гармония основана на сочетаниях нейтральных цветов - белого, черного, серого. Хороши любые сочетания этих цветов в отличие от их монохроматического соотношения, микширующего, нейтрализующего их индивидуальные характеристики. Наилучшим образом ахроматическая гармония сответствует стилю деловых бумаг: договоров, соглашений, прайс-листов, сообщений и т.п.
Полихромная (многоцветная) гармония базируется на комбинациях трех и более цветов. В такой колористической схеме весьма важен выбор доминирующего цвета, который сохранит гармонию остальных цветов. Наиболее эффективной цветосхемой станет такая, где доминирующий цвет будет сочетаться с его монохроматическими оттенками и каким-либо цветом нейтральным.
Цветовой же разлад, по Тейлору, создается при нарушении естественных спектральных свойств цветов. К примеру, если спектрально более яркий, чем зеленый, желтый цвет сделать темнее, то он вступит в разлад с последним. Вместе с тем, колористический разлад, допущенный в некоторых элементах композиции для активизации внимания или для гармонизации монохроматической композиции путем обозначения цветовых акцентов, вполне допустим и, более того, желателен.
При сочетании цветов также важно учитывать освещение рекламного объекта - плаката или щита наружной рекламы, витрины, вывески и т.п. При этом холодные цвета нейтрализуются теплым свечением (голубой воспринимается как серый), а теплые - холодным (оранжевый в таком освещении приобретает характеристики цвета беж). В то же время, последние приобретают еще большую насыщенность при теплом освещении, а холодные интенсифицируют свои характеристики в свечении холодном.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература