9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
Цвет в рекламе, как и в любом художественном произведении или ином объекте культурной или природной среды является носителем определенного художественного и внехудожественного значения. Экспериментально доказано, что цвет не только влияет на человека, но и абсолютно определенно соотносится сего картиной мира. Отсюда - важный для специалистов по рекламе вывод о возможности кодирования посредством цвета эмоциональных отношений - как субъектно-субъектных, так и субъектно-объектных. Столь же принципиальным является вывод о возможности определения типа темперамента субъекта по характеру его хроматической избирательности.
Здесь механизмами, которые реализуют соответствие цвета и эмоционального состояния, становятся механизмы синестезии, с помощью которых ощущения одной сенсорной системы одновременно распознаются и оцениваются в категориях другой, а восприятие локальной модальности неизбежным и естественным следствием имеет реконструкцию целостного интермодального объекта. По цветовым предпочтениям можно различать и распознавать такие субъективные психологические качества личности, как направленность темперамента:
Направленность | Экстраверты | Интроверты |
| ||
Темперамент | Холерики | Сангвиники | Флегматики | Меланхоликц | |
Любимый цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Синий | |
Главная черта | Ярость | Веселье | Покой | Грусть | |
женщины | 24,5х | 12,5 | 19,5 | 43,5 | |
мужчины | 29,5 | 11,5 | 22,5 | 36,5 |
Вместе с тем, как было отмечено ранее, индивидуальные особенности восприятия, связанные с темпераментом и общим психическим строем человека, не столь существенно влияют на совокупную характеристику цвета, что подтверждают различные репрезентативные тест-опросы, где определенные цвета вызывают определенные же эмоционально-образные ассоциации. Эта психологическая особенность восприятия была исследована Люшером, наблюдения которого стали основой цветового моделирования с учетом эмоциональных особенностей восприятия:
Цвет | Функциональная психология | Цветовой тест отношений |
Белый | Выражение освобождения от сопротивления |
-------------- |
|
|
|
Серый | Отсутствие психических тенденций | Пассивный, расслабленный, вялый |
Черный | Отрицание, вытеснение, небытие | Молчаливый, замкнутый, независимый |
Оранжевый, красный | Энергичная активность, лидерство | Энергичный, напряженный, уверенный |
Желтый | Радость, расслабление, восприимчивость | Разговорчивый, общительный, открытый |
Цвет | Функциональная психология | Цветовой тест отношений |
Сине-зеленый | Волевое усилие, самовыражение | Самостоятельный, черствый, невозмутимый |
Темно-синий | Состояние покоя, эмоциональная стабильность | Честный, добрый, справедливый |
фиолетовый | интуитивное понимание, эмоциональность | Самостоятельный, неискренний |
Эмоциональное воздействие цвета может быть разнообразным, однако, анализ смысловых и эмоциональных ассоциаций свидетельствует о том, что отдельные цвета (желтый, голубой, зеленый) воспринимаются, в основном, как несущие положительный заряд, другие (коричневый, серый, черный) вызывают, по преимуществу, отрицательные реакции. Для некоторых же цветов - таких, как красный, белый - характерна амбивалентность оценок. Подобное свойство восприятия используется, в частности, в названиях наград, символических публикаций, названиях общественных организаций, клубов, казино, имеющих рекламно-коммерческий характер: Красная книга, Белая лента, Green Peace, «Розовый фламинго», «Golden palace» и т.д. Более того, специалисты цветотерапевты утверждают, что для сохранения гармонии и здоровья человеку необходимо получать через одежду и личные предметы энергию от всех цветов спектра. Дефицит же различных цветов можно восполнить правильным питанием, так как цветовые аналоги имеют витамины:
витамин А аналогичен желтому цвету,
витамин В - оранжевому,
витамин С - желтому и зеленому,
витамин Д - фиолетовому,
витамин Е - огненно- и анилиново-красному,
витамин К - синему индиго.
Причем, как замечают специалисты, потребности организма в определенных цветах можно узнать из анализа собственного имени, где красному цвету соответствуют латинские AJS, оранжевому - ВКТ, желтому - CLU, зеленому - DMV, синему ENW, индиго - FOX, лиловому - GPY, розовому - HQZ, золот, му - IR.( Выбери свой цвет успеха//СЭ, №14,1999.)
Цвет | Ассоциации |
Красный | Энтузиазм, сила, энергия, страсть, опасность, страх |
Оранжевый | Свобода, независимость, беззаботность |
Желтый | Радость, тепло, жара, жизнь, сила |
Зеленый | Успокоение, отдых, жизнь, уверенность, тепло |
Голубой | Нежность, прохлада, умиротворение, простор |
Синий | Уверенность, спокойствие, глубина |
Фиолетовый | Утопия, мечта, мистика, угроза, совершенство |
Серый | Скука, безысходность, тоска, банальность |
Белый | Чистота, счастье, молодость, пустота, голод, смерть |
Черный | Бесконечность, ничто, смерть, зло, престижность |
Подобная ассоциативная наполненность характерна не только для восприятия цветности предметов мира, но и для абстрактных понятий, где цветовой ассоциативный ряд может быть присущим (через первоначальную означенность предмета или явления) и имени, коду вещи, где происходит обратный процесс означивания через перевод вербальных знаков в зрительные. Безусловно, данная семантика связана в большой степени с субъективными смыслами, личными установками и стереотипами, однако, можно говорить и о присутствии преобладающих тенденций восприятия, обусловленных культурными и социальными основаниями.
Подобная хроматическая семантика потенциально заложена в любом предмете, явлении или их вербальных обозначениях. Выявив при помощи компьютерной обработки эмоциональную ориентацию, ритмичность, характеристику ведущего слова и цвете ряд названий некоторых политических блоков и движений, отдельные исследователи пришли к выводу о том, что они терпят неудачу в референдумах вопреки хорошей организации и содержательным политическим программам. Причиной, по мнению авторов, здесь становится не только низкая ритмичность названий блоков, жесткое кодирование, приводящее к распаду семантического пространства, отрицательная эмоциональная нагрузка слова «золотого сечения», но и негативная хроматическая ассоциативность, воспринимаемая на подсознательном уровне и приводящая к созданию незапланированного, не всегда позитивного имиджа: (Чаган Н. Г. Нетрадиционная рекламная деятельность: история, теория, антика. Новокузнецк, 1997. С.71.)
«Мое Отечество» | « Стабильная Россия» | СПД «Держава» | « Женщины России» | Названия партий |
| |||||||||||||
------------
|
-------------- | Угрюмый | Устрашающий, темный, печальный | Характер текста |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
Нейтральное | Нейтральное | Нейтральное | жесткое | Ориентация (кодирование) |
| |||||||||||||
низкая | низкая | низкая | Низкая | Ритмичность |
| |||||||||||||
Белый, зеленый, коричневый, красный | Красный, голубой, желтый, коричневый | Красный, коричневый, синий | Голубой, черный, желтый, синий | Цвет |
| |||||||||||||
Простой, хороший, красивый | Светлый, легкий, безопасный, веселый | Короткий, горячий, активный | Холодный, сильный, храбрый, хороший | Значение слова золотого сечения |
| |||||||||||||
| ХДС - «Христиане России» | Коммунисты СССР | «Конгресс русских общин» | КПРФ | Объединение «ЯБЛОКО» | «Наш дом -Россия» | «Общее дело» | Названия партий |
| |||||||||
| тихий |
------- | Тихий, зловещий, минорный, печальный | тихий |
----------- | темный |
---------- | Характер текста |
| |||||||||
| Нейтральное | Нейтральное | жесткое | Нейтральное | Нейтральное | жесткое | Нейтральное | Ориентация (кодирование) |
| |||||||||
£ | низкая | низкая | высокая | низкая | низкая | высокая | низкая | Ритмичность |
| |||||||||
| Голубой, желтый | Желтый, черный, красный | Желтый, коричневый | Голубой, фиолет., желтый, красный | Белый, зеленый, коричневый, синий | Красный, желтый | Зеленый, белый, коричневый | Цвет |
| |||||||||
| Шероховатый, страшный тусклый, низменный |
| Страшный, угловатый шероховатый, туск- лый | Активный подвижный | Красивый, добрый, легкий, простой
| Сильный, храбрый, яркий, величественный | Страшный, печальный, шероховатый | Значение слова золотого сечения |
| |||||||||
Epson | Daewoo | Power Macintosh | Intel Inside | Фирма, товар |
| |||||||||||||
Новые горизонты вашей работы | Самый четкий взгляд на мир | Композиция профессионала | Рационально, удобно, надежно | Рекламный слоган |
| |||||||||||||
Суровый, угрюмый | Стремительный | Тихий, минорный | суровый | Характер текста |
| |||||||||||||
Нейтральная | Нейтральная | Жесткое кодирование | Нейтральный | Ориентация |
| |||||||||||||
низкая | высокая | низкая | низкая | Ритмичность |
| |||||||||||||
Черный, синий, голубой, зеленый | Голубой красный зеленый | Голубой белый, зеленый фиолетовый | Белый, синий, коричневый | Цвет |
| |||||||||||||
Сильный, грубый, большой, мужественный | Короткий, тихий, слабый, маленький | Тихий, низменный, тусклый слабый | Простой большой, храбрый гладкий | Значение слова золотого сечения |
| |||||||||||||
Gallina Blanca | Sprite | Apple Computer | IT | Citisen | Фирма, товар |
| ||||||||||||
Любовь с первой ложки | Не дай себе засохнуть | Открывая будущее | Гармония греческого искусства - загадка для ученых, гармония сети - не загадка для нас | Свобода выбора | Рекламный слоган |
| ||||||||||||
тихий |
| Темный, суровый | Суровый, сильный | Суровый, угрюмый, возвышенный, яркий | Характер текста |
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Нейтральный | Нейтральная | Жесткое кодирование | Жесткое кодирование | Жесткое кодирование | Ориентация |
| ||||||||||||
высокая | высокая | низкая | низкая | низкая | Ритмичность |
| ||||||||||||
Сиреневый, белый | Зеленый, голубой, желтый, коричневый | Синий, черный, красный коричневый | Красный, желтый | Белый, коричневый, черный, синий | Цвет |
| ||||||||||||
Короткий, тихий | Нежный, легкий, хилый, трусливый | Страшный, мужественный, темный, печальный | Сильный, яркий, подвижный, величественный | Большой, могучий, грубый, мужественный | Значение слова золотого сечения |
|
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература