logo search
Лекции ИРРУ

1.2 Инфраструктура рынка рекламы

Реклама представляет собой одну из важнейших маркетинговых функций, которая осуществляется абсолютным большинством участников рыночной деятельности. В современных условиях реклама представляет собой одну из крупнейших отраслей экономики, объединяющую сотни тысяч рекламных агентств и бюро, в которых работают миллионы сотрудников. От того, насколько эффективно будет работать эта система, в немалой степени зависит эффективность функционирования экономики страны в целом.

Рекламный бизнес можно определить как систему взаимодействия рекламодателя, рекламных агентств, заказчиков рекламных услуг и их потребителей. К участникам рекламного рынка относятся физические и юридические лица, выполняющие в нем те или иные функции. Но, прежде всего это рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители и рекламополучатели.

Главная функция рекламного бизнеса – создание рекламного продукта, концепция продвижения.

Главная функция инфраструктуры рекламного бизнеса – оказание услуг по проведению идеи в жизнь.

Инфраструктура рекламного бизнеса представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Инфраструктура рекламного бизнеса

Рекламный бизнес совместно с инфраструктурой образуют рекламный рынок.

Рекламодатель – важнейший участник рекламной деятельности. Организация рекламы в магазине и на предприятиях оптовой торговли значительно отличается от рекламной деятельности промышленных предприятий. Однако большое значение имеет сотрудничество между данными рекламодателями в их рекламной деятельности. Свои особенности имеет рекламная деятельность предприятий сферы услуг: бытовых, медицинских, банковских, страховых, риэлтерских и др. Специфика деятельности рекламодателя обуславливает особенности их рекламной деятельности.

Рекламное агентство – важнейший участник рекламного бизнеса. Это независимые фирмы, выполняющие по заказу специфические рекламные функции: рекламные исследования, разработку и проведение рекламных кампаний, изготовление и размещение рекламных материалов и т.д.

Государство и общественность осуществляют регулирование рекламного рынка.

Медийный бизнес представлен в основном средствами массовой информации, предоставляющие место и время для размещения рекламных обращений с целью донесения их до целевой аудитории.

Рекламный продакшн – это профессиональная сфера, обеспечивающая изготовление всевозможных рекламных продуктов: наружная реклама, телевизионные ролики, аудиоролики и другие.

Выставочно-ярмарочный комплекс – активный проводящий канал товаров и услуг на рынок, а также один из основных видов продвижения новых технологий и достижений.

Рекламное страхование позволяет ликвидировать или минимизировать риски непредвиденных расходов, связанных с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу лиц, например, при эксплуатации рекламного оборудования.

Для того чтобы рекламный процесс был достаточно эффективным, ему должны предшествовать соответствующие маркетинговые исследования. Рекламный рынок использует услуги профессиональных исследовательских организаций по проведению конкурентного анализа, оценке характеристик спроса, анализу поведения потребителей, оценке эффективности рекламы, выявлению медиапредпочтений, тестированию продукта и другие.

Система образования обеспечивает рекламный бизнес квалифицированными специалистами.

Отдельно выделяют вспомогательных участников рекламной деятельности – фото- и киностудии, художники, модельные агентства и другие – которые помогают рекламным агентствам в подготовке рекламных материалов.

Рекламодатели, создатели, распространители и потребители рекламы являются полноправными партнерами на рекламном рынке.

Рекламный рынок образуют, с одной стороны, рекламодатели, т. е. те, кто платит за рекламу и заказывает ее, с другой стороны, рекламные агентства и средства информации и коммуникации, т. е. производители и исполнители заказанной рекламы. Они воздействуют на целевые потребительские группы, определяемые рекламодателем.

В результате эффективной рекламы такая часть общества, как покупатели, становится все более заинтересованной в том, чтобы приобрести рекламируемые товары или воспользоваться рекламируемыми услугами. И чем больше реклама привлекает потребителей, тем она и становится эффективнее. Благодаря организованной таким образом платежеспособной обратной связи осуществляется воспроизводство и развитие всей системы рекламного рынка в целом. Такова суть рекламного бизнеса, итоговую черту которому всегда подводит покупатель.