12.2. Историческая подвижность понятия знака
Впервые мысль о необходимости общей теории знаков артикулировал английский философ-просветитель Дж. Локк (в «Опыте о человеческом разуме», 1690). К этим проблемам проявили интерес также Г.Гоббс и Дж. Милль. Основание семиотики как целостной, самостоятельной науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем, было заложено традициями логики (Г.Фреге, Ч.Пирс) и лингвистики (Ф. де Соссюр, Е.Бюиссен). Первой семиотической дисциплиной явилась структурная лингвистика, оформившаяся в 20-е годы в Дании, США, СССР в самостоятельное научное направление.
Позже идеи структурализма проникли в область эстетики, психологии и педагогики (работы Выготского и Гастева), в этнологию, антропологию и культурологию (структурная антропология Леви-Строса), в литературоведение - «формальная школа» Тынянова, Шкловского и Эйхенбаума, работы Лотмана по структурной поэтике, работы Бахтина, монография Проппа «Морфология сказки». Знаменательными в этом ряду стали работы американского философа Ч.Морриса «Основы теории знаков» (1938) и «Знаки, язык, поведение» (1946).
Вскоре семиотика стала одной из самых актуальных наук, и если для классической философии основной являлась проблема познания, то есть, отношение мышления к действительности, субъекта - к объекту, то почти вся западная новейшая философия ставит в центр внимания проблему языка. Этот своеобразный «поворот к языку» обуславливает чисто языковый характер вопросов познания и смысла. В русле этих идей получает лингвистическое обоснование и проблема человеческого сознания, где постулат о тождестве сознания с его языковым оформлением стал общепринятым с 1940-1950-х годов.
Между тем, дальнейшее развитие концепции привело к отождествлению сознания не с устной речью, а с письменным текстом, как объективизированным и более достоверным. В этих условиях осс-бой актуальностью наполнился вопрос о происхождении письменной речи и объяснении этого феномена. Так, Ю.Лотман связывал появление письменности с моментом непредсказуемости, когда нестабильность исторических условий, динамизм обстоятельств, возникающий при частых и длительных контактах с иноэтнической средой, вызывают потребность в разнообразных семиотических переводах и, в частности, переводах письменных. (Лотман. Ю.М. KyjibiW и взрыв. М., 1992.)
В подобных обстоятельствах подавляющего господства лингвистических моделей теоретической рефлексии гуманитарные науки развивались последние четыре десятилетия. Однако на современном этапе явно наметилась тенденция к пересмотру лингвистической природы знака. В этом ракурсе рассмотрения весь мир воспринимается как бесконечный, безграничный текст - метатекст - «космическая библиотека», по определению Винсента Лейча, или, по характеристике Умберто Эко, - «словарь», «энциклопедия». Данная парадигма позволила рассматривать жак сумму текстов и культуру, и сознание, и бессознательное, а свое внимание исследователи стали все больше обращать на нелингвистические знаки социокультурного характера, признавая любую схематизацию реальности знаковой. (См., например: Хорст Рутроф «Пандора и Окка|д: (^границах языка и литературы» (1992).) Поскольку ничего не существует вне текста, а каждый индивид находится, по слову Ж.Дерриды, как бы «внутри текста» (Derrida J. Of grammatology. - Baltimore. 1976/ - I/XXXVH, 396 p.), любое сообщение - от произведения искусства до рекламного плаката - должно иметь структуру и составляющие ее элементы, строго соответствующие закономерностям и особенностям культурного мегатекста.
Такой поворот классической семиотики знака на семиотику человека и культуры позволил осуществлять, в частности, анализ коллективных единств с точки зрения их знакового контекста, рассматривать новые аспекты взаимоотношений знаковой и незнаковой действительности, выделять нормы морали, права, обычая через символы и знаки, фиксирующие систему психических ассоциаций и образующие содержание понятия. Подобным образом культуру и ее знаки рассматривал Р.Барт в «Мифологиях», выделяя в качестве знаков современности и «французскости» бифштекс и картошку, вино и молоко, «глубийную» рекламу, пеномоющие средства, стриптиз, астрологию, пластмассу, даже «предвыборную фотогению».
Сама идея знака, сам смысл его применения заключается в потребности условным образом обозначать то, что в данный момент в ощущениях отсутствует. Мысль о том, что знак есть, прежде всего, отсутствие объекта или «наличие, сотворенное из отсутствия» (Lacan J. Ecrits: A selection. - L., 1977. - XIV, 838|p. P. 104.) или, более того, «убийство вещи, которую он замещает», была высказана сначала Дерридой, а затем разработана Кристевой, и крайнее свое выражение нашла в философском идеализме Лакана: «Именно мир слов создает мир вещей» (Sarup M. An introductory guide to post-structuijalism and postmodernism-N.Y., 1988. - VIII, 171 p. P. 33.). Не вдаваясь в тонкости теоретических положений постструктурализма, отметим лишь, что реклама как знаковая система в первую очередь стремится к замещению предметов/знаками, а недостаток отсутствующих объектов стремится восполнить посредством их называния-означивания, когда «само/отсутствие и порождает имя в момент своего происхождения». (Lacan J. P. 65.) Реклама в этом контексте выполняет две функции, по-новому обозначая знаковые предметы, где сигареты означиваются-именуются как pavidoff или Marlboro, машины - как Mercedes, BMW, Renoult (так, к слову, это происходит и у народов, живущих еще в первобытных общинах, где птицы, рыбы, животные обладают видовыми обозначениями: «кенгуру», «попугай», не объединенными, однако, понятиями родовыми), а также становясь визуальным заменителем тех предметов, которые в бытийном опыте большинства потребителей отсутствуют. В этом смысле реклама создает своеобразное виртуальное пространство, вполне реальное и в то же время иллюзорное, которое имеет смысл исключительно в качестве суррогата, искусственного заменителя, знака иной действительности - существующей, но недостижимой.
В то же время реклама выступает как некая знаковая совокупность, не только замешаюшая. но и дублирующая мир. Реклама, где сочетаются изображение и слово, обращается, соответственно, к двум способам описания мира, к двум типам знаков -иконическим и конвенциональным, которые не только дублируют мир (при этом с ним не совпадая), но и друг друга. Этот процесс дублирования мира в виде образов и понятий является необходимым элементом его восприятия, так как вне этого процесса семиотического сотворения мир как бы и не существует. В стандартном варианте реклама представляет сочетание изображения и вербального рообщения, которые при помощи различных кодов воспроизводят одни и те же элементы действительности. А поскольку эти элементы предполагают только друг друга, то Для возникновения рефлексии по поводу их истинности не остается места. Подобное структурирование информации в виде готовых блоков, предполагающее пассивное ее восприятие, представлено также в учебниках (правило - пример), детских книжках и комиксах (картинка - подпись), музеях (экспонат - табличка-объяснение). ;
Это тяготение ик бинарности мышления является характерным проявлением эмблематического сознания. Исследуя эмблематическую интенцию, принцип эмблематичности, ученые приходят к выводу (Е.Г.Григорьева. Эмблема: принцип и явление (теоретический и исторический аспекты) //Лотмановский сборник. М., 1997. С.424, 433.), что в эмблематических формах воздействия на индивида испытывают постоянную нужду государственные и религиозные структуры, заменяющие реальность пространства его знаковым дубликатом через многочисленные лозунги и плакаты. Их функцию сегодня успешно заменяет реклама, осуществляющая глобальную подмену одного мира другим и ставшая методом управления миром через возможность формировать память и сознание, а, следовательно, и реальность самого мира.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература