7.5. Фоносемантика рекламного текста
Немаловажное значение в процессе воздействия рекламного текста имеет и его фоносемантика, где фонема выступает как способ передачи смысла текста через ассоциативные связи, будучи носителем наднациональных значений. Особенности психофизиологического восприятия звукосочетаний были исследованы отечественным ученым А.Журавлевым, доказавшим, что фонетическое строение слова и его семантическое значение находятся в неразрывной связи, так как звуки, составляющие слова, и, соответственно, сами слова подсознательно связаны с определенными явлениями и эмоциями: «б» - звук удара, «ш-с» - шипения змеи, «к» - падающих капель, «у-у» - крика, «ж» - жужжания насекомого и т.п. В звуке же «а» Журавлев выделил такие признаки, как мужественность, величина, активность, красота, яркость, громкость, доброта, сила. Слова же, начинающиеся со сдвоенной «с», в большинстве своем имеют негативное значение, ассоциируясь с мелким, злобным, угрожающим: «ссадина», «сселить» («изгнать»), «ссора», «ссохнуться», «ссутулиться», «ссылка».
На основе исследований ученый сделал вывод о том, что слово воспринимается первоначально на подсознательно-эмоциональном уровне, а затем - на интеллектуальном уровне сознания. Отсюда - немаловажный вывод о том, что непонятные, трудно дешифруемые, иностранные слова, а также некоторые неологизмы могут быть адекватно восприняты, если их фоносемантика соответствует культурному, семиотическому, символическому значению (наполнению). Методика, разработанная ученым, позволяет выявлять семантику любого текста - вплоть до названий политических партий, наименований фирм, рекламных слоганов.
Фоносемантика слоганов некоторых зарубежных фирм (Чаган Н.Г. Нетрадиционная рекламная деятельность: история, теория, семантика. Новокузнецк, 1997. С. 71, 75.)
Фирма, товар | Рекламный слоган | Характер текста | Значение слова золотого сечения |
Intel Inside | Рационально, Удобно, Надежно | Суровый | Простой, Большой, Храбрый, Гладкий |
power Macintosh | Композиция профессионала | Тихий, Минорный | Тихий, Низменный, Тусклый, |
Daewoo | Самый четкий Взгляд на мир | Стремительный | Короткий, Слабый, Маленький |
Epson | Новые горизонты Вашей работы | Суровый, Угрюмый | Сильный, Грубый, Большой |
Citisen | Свобода выбора | Суровый, Угрюмый, Возвышенный Яркий | Могучий, Грубый, Мужественный |
Apple Computer | Открывая будущее | Темный, Суровый | Страшный Темный, Печальный |
Sprite | Не дай себе засохнуть |
------ | Нежный, Легкий, Трусливый |
Gallina Blanca | Любовь с первой ложки | Тихий | Короткий, Тихий |
Фоносемантика названий некоторых политических партий:
Названия партий | Характер текста | Значение слова золотого сечения |
«Женщины России» | Устрашающий, темный, печальный | Холодный, сильный, храбрый, хороший |
«Мое Отечество» | ----------- | Простой, хороший, красивый |
«Наш дом-Россия» | Темный | Сильный, храбрый, яркий, величественный |
Объединение «ЯБЛОКО» | ----------- | Красивый, добрый, легкий, простой |
КПРФ | Тихий | Активный, Подвижный |
«Конгресс русских общин» | Тихий, зловещий, минорный, печальный | Страшный, угловатый, шероховатый, тусклый |
ХДС- «Христиане России» | Тихий | Шероховатый, страшный, тусклый, низменный |
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература