logo search
Лекции ИРРУ

10.3 Элементы и система рынка выставочно-ярмарочных услуг

Выставочно-ярмарочный бизнес – один из самых динамично развивающихся институтов рыночной инфраструктуры России, что объясняется не только развитием регионов Российской Федерации, но и инвестиционными вливаниями в экономику, активизацией местных и региональных рынков.

Ярмарки и выставки позволяют изыскать наиболее эффективные формы взаимодействия промышленности и торговли, обеспечить более широкое рыночное пространство для отечественных товаров. Ярмарки являются одним из самых эффективных механизмов в создании благоприятных условий для развития промышленности и свободного предпринимательства. Находясь на стыке производства и распределения, выставки являются индикатором спроса и предложения, механизмом саморегулирования хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день выставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД) представляет систему профессиональных информационных, рекламных, технических, хозяйственных, экономических, технологических и управленческих действий юридических и физических лиц, побуждаемых потребностями производства, распределения, обмена или потребления, в основе которых лежит подготовка, проведение и завершение выставок, салонов, технопарков, ярмарок, презентаций и сопутствующих им мероприятий (пресс-конференций, семинаров, симпозиумов, конгрессов), которые предваряют или опережают прямую розничную торговлю и обеспечивают прямую взаимосвязь и развитие воспроизводственных процессов в обществе.

В связи с этим можно выделить несколько организационных форм ВЯД которые выполняют определенные функции, вовлекают различные субъекты ВЯД, а также заполняют определенные ниши на рынке выставочно-ярмарочных услуг: ярмарочная; выставочная; салонная; фестивальная; аукционная; биржевая; тендерная; прочие.

Основными субъектами рынка выставочно-ярмарочных услуг являются (Рисунок 10.1):

1. Компания-организатор выставочно-ярмарочных мероприятий (ВЯМ).

2. Предприятие-экспонент.

3. посетитель выставочно-ярмарочного мероприятия.

Между организатором и экспонентом складываются отношения на основе договора по поводу реализации выставочно-ярмарочного мероприятия (объекта рынка). Организатор в этом случае продавец, экспонент – покупатель, выставочно-ярмарочное мероприятие выступает в качестве товара. Отношения по поводу реализации ВЯМ как товара возникают также у организатора и посетителя, что выражается в предоставлении посетителю возможности присутствия на выставке за определенную плату.

Рисунок 10.1 – Система рынка выставочно-ярмарочных услуг

В процессе работы ВЯМ возникают экономические отношения и между посетителем и экспонентом, что проявляется в заключении контрактов, получении посетителем информации о компании, получении компанией информации о посетителе и пр.

Реализация ВЯМ происходит в тесном взаимодействии с инфраструктурой рынка, а именно выставочными комплексами, рекламными и полиграфическими фирмами, компаниями-производителями стендов, гостиничным и развлекательным сектором и логистическими компаниями.

Взаимодействие выставочного комплекса и организатора происходит на основе договора аренды площадей и предоставления сопутствующих услуг. Комплекс и организатор могут выступать как один элемент рынка, если, организатор располагает собственными выставочными площадями или комплекс организует собственные мероприятия.

Рекламные и полиграфические фирмы участвуют в реализации ВЯМ в части предоставления рекламных и печатных материалов для продвижения самого мероприятия (реклама, каталоги), рекламы выставочного центра, предоставления рекламной и печатной продукции предприятиям-экспонентам для продвижения своей продукции или имиджа компании.

Производители стендов обеспечивают комплексы и организаторов выставочным оборудованием, а также предоставляют возможность предприятиям заказать индивидуальные стенды.

Гостиничный и развлекательный сектор активно участвует в функционировании ВЯМ, если экспоненты и посетители приезжают из других городов или стран.

Логистические компании занимаются доставкой экспонатов к месту проведения ВЯМ.

Деятельность выставочного рынка подвержена регулированию со стороны государства, различных ассоциаций, а также других факторов, таких как экономическая ситуация в стране, чрезвычайные обстоятельства и т.п.

Таким образом, основными элементами рынка ВЯУ являются компании-организаторы ВЯМ, выставочные комплексы, элементы инфраструктуры, государство и профессиональные ассоциации.

Организатор выставочного мероприятия является одним из основных субъектов рынка ВЯУ. Существует два основных типа выставочных организаторов:

- компании –профессиональные организаторы выставок. Они организуют выставку, только если товар или отрасль растет. Для них получение прибыли от выставки–основной вопрос.

- профессиональные организации. Для них выставка –мероприятие по продвижению товаров, затраты на нее не всегда напрямую влияют на рост прибыли.

Согласно Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности Российской Федерации, всех возможных организаторов ВЯМ классифицируют следующим образом:

1) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти административных единиц государства;

2) специализированные выставочные организации;

3) торгово-промышленные палаты;

4) ассоциации (межрегиональные, отраслевые);

5) прочие организации различных форм собственности, для которых проведение выставочных мероприятий не является основной деятельностью.

Основными характеристиками и критериями оценки выставочных организаций являются материально-техническая база; размеры имеющихся или используемых выставочных площадей; тематика и количество выставок, проводимых за год; география проведения выездных выставок; год учреждения и срок активной деятельности; членство в международных организациях; награды и призы, отзывы в прессе.

Компании-организаторы работают в тесном сотрудничестве с владельцами выставочных комплексов; эти два элемента рынка ВЯУ неразрывно связаны друг с другом.

Выставочные комплексы подразделяются на два вида:

- комплексы, функционирующие независимо от выставочных организаций – сдают свои выставочные, конгрессные и прочие площади различным организаторам мероприятий;

- комплексы, имеющие собственную фирму-организатора выставочных мероприятий –взаимодействие организаторов и собственников выставочных комплексов строится на основе договора аренды помещений.

Собственники выставочных помещений стремятся использовать имеющиеся площади с максимальным эффектом. Спрос на выставочные площади меняется в течение года, т.е. иногда потенциальным клиентам приходится отказывать из-за нехватки выставочных площадей, в то время как в другие периоды они пустуют из-за недостатка спроса. Для организаторов обычной практикой является резервирование выставочных площадей как минимум за полтора-два года до самого мероприятия. Многие организаторы пытаются минимизировать свой риск, стимулируя экспонентов регистрироваться на участие в выставке как можно раньше. Организаторы добиваются этого путем предоставления скидок.