8.4. Риторические фигуры третьего типа
В основе риторических фигур третьего типа - тропов (от греч. Tropos - поворот, направление) - лежит замена одного семантического содержания другим, когда слово наделяется значением, не совпадающим с его первоначальным смыслом, а сам смысл переходит от прямого значения к переносному. На этих соотношениях - по сходству, по контрасту, по смежности - основываются такие типы тропов, как метафора, оксюморон, метонимия. Также среди тропов выделяются синекдоха и автономазия.
Метафора (от греч. Metafora) - один из основных тропов, основанных на перенесении свойств одного предмета или явления на другое на основании общего для сопоставляемых членов признака («говор волн», «бронза мускулов»). Сближение данных предметов позволяет представить один из них более ярко, емко, раскрыть такие его качества или свойства, которые являлись неочевидными, завуалированными, как бы скрытыми. Именно вследствие этого сопоставления метафора оформляется при помощи союзов «как», «словно», «подобно»: «он весь, как божия гроза» («Полтава», А.С.Пушкин), «Подобно ветреной надежде резва, беспечна, весела» («Евгений Онегин»). В рекламе при помощи метафоры выражаются понятия, которые не имеют чувственно-наглядного облика: малый вес, запах, вкус, крепость напитка, качество фактуры, польза: «Музыка, которая заводит. 106.2 FM. EvropaPlus», «Мобилизуй общение!!! МТС».
Риторические фигуры и, в частности, тропы самым тесным образом связаны с глубинными структурами художественного мышления, в том числе с его национальным своеобразием. Вспоминая выступление поэта И.Л.Сельвинского на семинаре по логическому мастерству в Литературном институте им. М.Горького СП СССР, Ю.Борев (Борев Ю. Эстетика. С. 247.) находит оригинальным наблюдение последнего о природе метафоры и различение им метафор восток, ного и западного типа, принадлежащих к разной художественной традиции. Их принципиальное различие, по Сельвинскому состоит в том, что восточная традиция, как правило, предполагав ет один ракурс сопоставления между предметами, и с этой точки зрения допустимым окажется метафорическое сопоставление девушки по стройности с телеграфным столбом. Европейская же традиция требует, по меньшей мере, трех таких точек сходства. К примеру, сопоставление девушки с березкой выявляет общность этих объектов по признакам стройности, молодости, гибкости, свежести, жизнерадостности.
Близкой метафоре риторической фигурой является сравнение. Эти приемы позволяют сопоставить рекламируемый предмет с каким-либо другим явлением, изначально обладающим социальной или культурной ценностью: к примеру, рекламируемую услугу или предмет - с аналогичными тем, которыми пользуется известная личность. При восприятии рекламной информации в сознании потребителя осуществляется сопоставление характера товара с его собственными представлениями о них, а также внедрение рекламируемого объекта в картину мира потребителя через демонстрацию уже пребывающих в ней объектов. Направление этому потоку ассоциаций задается именно метафорой, являющейся в своей основе расширенным сравнением.
При этом ценность вещи фиксируется как раз в этом дополнительном смысле, возникающем из парадоксального сочетания предметов, где автомобиль, к примеру, выступает символом процветания и благополучия. Подобным образом особенности товаров символизируют физические качества животных, олицетворяющих мощь, силу, красоту, скорость, ловкость. Этот прием метафорического сопоставления был представлен еще тератологическим стилем, культивированным, в частности, скифами, изображающими на оружии, утвари, украшениях именно тех животных, качествами которых они хотели бы обладать. К примеру» компания Телмос вводит в визуальный ряд своей рекламы изображение льва, олицетворяющего силу и энергию и метафорически подтверждающего слоган «Телекоммуникации победителей».
Следуя наставлению Аристотеля, при желании представить что-либо в прекрасном свете, заимствовать метафору от предмета «лучшего в этом самом роде вещей», в рекламе коньяка Hennesy его силуэт сопоставляется с силуэтом женской фигуры. В рекламе эпилятора Philips слоган «Так же легко» подкрепляется картиной девушки, легко сдувающей пушинки с одуванчика.
Разница между Clifford - технологией антикодграббинга (P&G) и иными автосигнализациями продемонстрирована сравнением беззащитного селезня с мощным сейфом, воплощающим надежность и недоступность для вскрытия. Данный риторический прием весьма удачно использован также в иной рекламе Clifford, где слоган «Можно увидеть, нельзя украсть» подтверждается визуальным рядом. Здесь изображение вулкана становится метафорой абсолютной невозможности угона автомобиля, оснащенного данной противоугонной системой.
На принципе перехода смысла от прямого значения к переносному основан также такой троп, как оксюморон (от греч. Oxymoron - букв. Остроумно-глупое). Эта стилистическая фигура основана на сочетании противоположных по значению слов: «живой труп» (Л.Толстой), «черное солнце» (М.Шолохов), «жар холодных чисел» (А.Блок), также в рекламе - «La petite grand Routiere (Renault 6 TL)» - «Маленькая большая машина» (Кафтанджиев X. С.32.). В метонимии (от греч. Metonymia - букв. Переименование) замена одного слова другим осуществляется на основе связи их значений по смежности, когда свойства предмета переносятся на сам предмет, участвующий в выявлении этих свойств: «Smart money knows where to go. Умные деньги знают, куда пойти» (Там же. С. 34.), «Black Label - Глубина вкуса».
В качестве метонимии можно рассматривать различные конструкции, имеющие знаковую и символическую природу, в том числе гербы, товарные и фирменные знаки, выступающие как метонимия фирмы-производителя, корпорации, учреждения. Метонимический характер имеет также соотношение в контексте одного произведения изображений, различных по фактуре: Коллажа в живописи, в киноискусстве - введение в игровые Фильмы рисованных мультперсонажей (к примеру, в рекламе Panadol'a, Nesquik'a, конфеток M&M's). Здесь сопоставление Разных стилистических пластов (двухмерность - трехмерность, реальность - фантастичность, банальность - парадоксальность обыденность - праздничность) и создает тот эффект неожиданно! сти и запоминаемости, который как раз и необходим рекламе.
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода......... 11
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения................. 30
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX - начала XX века................................................................ 74
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе....................... 94
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе......................................................................................... 121
- Глава 8. Особенности рекламной риторики........................................................................... 139
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы.......................................................... 155
- Глава 10. Реклама как современная мифология................................................................. 175
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе......................................... 190
- Глава 12. Реклама как фактор семиотизации социокультурного
- Глава 13. Реклама как символическая система................................................................. 233
- Глава 14. Типология рекламы как отражение ее функциональности............................. 263
- Глава 1. Эстетика рекламы: особенности предмета и метода
- 1.1. Историческое развитие эстетической мысли
- 1.2. Основные эстетические категории. Прекрасное
- 1.3. Эстетические категории как отражение многообразия мира
- 1.4. Культурная обусловленность эстетического восприятия
- 1.5. Взаимосвязь категорий эстетического и этического
- Глава 2. Реклама и искусство: к проблеме соотношения
- 2.1. Функциональная природа рекламы и искусства: общее и особенное
- 2.2. Реклама в контексте проблемы: массовое - элитарное
- 2.3. Реклама как явление массовой культуры
- 2.4. Влияние рекламы на элитарное искусство
- Глава 3. Особенности художественного восприятия искусства и рекламы
- 3.1. Структура восприятия
- 3.2. Особенности внимания
- 3.3. Типы восприятия
- Глава 4. Реклама как реализация субкультурных стереотипов и образцов
- 4.1. Картина мира как детерминанта восприятия
- 4.2. Особенности молодежной рекламы
- 4.3. Дифференциация особенностей рекламы
- 4.4. Влияние полоролевых стереотипов на эстетику рекламы
- Глава 5. Стили художественного конструирования в отечественном искусстве и рекламе второй половины XIX — начала XX века
- 5.1. Русский стиль
- 5.2. Стиль модерн
- 5.3. Кич (китч)
- 5.4. Примитив
- 5.5. Конструктивизм
- 5.6. Социалистический реализм как творческий метод и направление искусства
- Глава 6. Диалектика содержания и формы в рекламе
- 6.1. Категории морфологии искусства
- 6.2. Художественные средства гармонизации формы. Соподчинение
- 6.3. Художественные средства гармонизации формы. Контраст
- 6.4. Художественные средства гармонизации формы. Пропорция
- 6.5. Художественные средства гармонизации формы. Симметрия и асимметрия
- 6.6. Художественные средства гармонизации формы. Масштаб. Динамика и статика
- 6.7. Типы композиций в статичной рекламе
- Глава 7. Эстетика текста в рекламе
- 7.1. Структура рекламного текста
- 7.4. Лексика, морфология, синтаксис рекламного текста
- 7.5. Фоносемантика рекламного текста
- Глава 8. Особенности рекламной риторики
- 8.1. Художественный текст и научный текст: общее и особенное
- 8.2. Риторические фигуры первого типа
- 8.3. Риторические фигуры второго типа
- 8.4. Риторические фигуры третьего типа
- 8.5. Риторические фигуры четвертого типа
- Глава 9. Цвет как художественное средство рекламы
- 9.1. Физические свойства цвета
- 9.2. Уровни восприятия цвета
- 9.3. Индивидуальные уровни цветового восприятия
- 9.4. Типы хроматической гармонии
- 9.5. Исследование художественных свойств цвета и формы в отечественной художественной традиции 10-20-х годов XX века
- Глава 10. Реклама как современная мифология
- 10.1. Миф как аналог
- Социокультурной действительности
- 10.2. Формулъностъ рекламы как ее специфическая категориалъностъ
- 10.3. Архетипические модели в рекламе
- 10.4. Вторичное означивание вещей в рекламе
- }0.5. Мифологические структуры в рекламе
- Глава 11. Сакральные и профанные аспекты игры в рекламе
- 11.1. Многообразие игр в рекламе как отражение различных типов и форм человеческой деятельности
- 11.2. Дети в рекламе как атрибут женских игр
- 11.3. Любовные отношения в рекламе как элемент брачных игр
- 11.4. Дуалистические модели в рекламе
- 11.5. Структура рекламных игр
- 11. 6. Классификация игр в рекламе
- Глава 12. Реклама фактор семиотизации социокультурного пространства
- 12.1. Реклама как знаковая система
- 12.2. Историческая подвижность понятия знака
- 12.3. Структура знака
- 12.4. Семиотизация социальных отношений как особая функция рекламы в современном обществе
- 12.5. Текст рекламы как отражение текста культуры
- Глава 13. Реклама как символическая система
- 13.1. Символ как универсальная
- Эстетическая категория
- 13.2. Символы мироустройства и пространственные категории
- 13.3. Символы экзистенциального содержания
- 13.4. Символика цвета в традиционных культурах и в современном пространстве
- 13.5. Идеологические символы или символы веры
- 13.6. Геральдические символы. Символика политических партий
- Глава 14. Типология рекламы как отражение
- 14.1. Проблемы классификации рекламы
- 14.2. Наружная реклама
- 14.3. Реклама на транспорте
- 14.4. Витринная реклама
- 14.5. Синтетические виды рекламы: кино-, радио- и телереклама
- 14.6. Печатная реклама
- 14.7. Потребительская тара и упаковка
- Рекомендуемая литература