logo search
Лекции МК (часть 1- зачет)

Тема 21 Стимулирование продаж

Продвижение – создание и поддержание постоянных связей предприятия с рынком для информирования, убеждения и напоминания о своей деятельности с целью активизации продаж товаров и формирования положительного образа, имиджа на рынке.

Основными методами продвижения являются (комплекс стимулирования, комплекс МК):

  1. реклама;

  2. личные продажи;

  3. связи с общественностью;

  4. формирование спроса и стимулирование сбыта.

Факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования:

  1. тип товара или рынка: фирмы–производители товаров широкого потребления тратят средства в основном на рекламу и только потом на стимулирование сбыта, личную продажу и связи с общественностью; фирмы-производители товаров промышленного назначения основную часть средств тратят на личную продажу, а только потом тратятся на стимулирование сбыта, рекламу и связи с общественностью; кроме того личная продажа более активно применяется в торговле дорогими товарами и товарами повышенного риска пользования);

  2. степень готовности покупателя к совершению сделки: на этапе осведомленности фирма вкладывает основные средства в рекламу и связи с общественностью, на этапе завершения сделки – в личную продажу);

  3. этап ЖЦТ: (на этапе выведения и роста – реклама и связи с общественностью, на этапе зрелости и спада – стимулирование сбыта);

  4. выбор стратегии обеспечения продаж (если фирма выбирает стратегию «проталкивания» товара, то средства идут, в первую очередь, на личную продажу, а если выбирается стратегия привлечения потребителя к товару – на рекламу и стимулирование сбыта с целью формирования долговременного спроса).

Методы исчисления бюджета комплекса стимулирования:

  1. Метод исчисления «от наличных средств» - определение суммы, которую фирма может себе позволить истратить на стимулирование;

  2. Метод исчисления «в процентах к сумме продаж» - отчисляется % прибыли в установленной доле от объема продаж

  3. Метод конкурентного паритета – на уровне соответствующих затрата конкурентов;

  4. Метод исчисления «исходя из целей и задач»

Сущность ФОС:

Основная задача ФОС – вывести на рынок товар рыночной новизны, обеспечить начальные продажи и завоевать некоторую долю рынка.

СТИС – кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара, уже известного покупателю. Задачи СТИС:

СТИС может осуществляться по трем направлениям:

  1. СТИС по отношению к покупателям – это предложение коммерческой выгоды тем, кто товары приобретает для конечного пользования. Основными средствами стимулирования сбыта являются:

  1. СТИС по отношению к посредникам – это побуждение их продавать товар с максимальной энергией и предприимчивостью, расширять круг его покупателей. Основные средства СТИС:

  1. СТИС по отношению к продавцам (персонал магазинов, торговых центров и демонстрационных залов) – это поощрение их за достижение высоких показателей сбыта. Основные средства:

Этапы разработки и реализации программы СТИС:

  1. выбор целевой группы для проведения мероприятий СТИС;

  2. определение задач стимулирования;

  3. выбор средств стимулирования;

  4. определение продолжительности мероприятия по СТИС;

  5. расчет бюджета стимулирования – складывается из затрат на подготовку замысла, непосредственных затрат на мероприятие (скидки, призы, вознаграждения) и затрат на информационное обеспечение кампании по стимулированию (реклама, афиши и т.п.);

  6. контроль и проверка эффективности мероприятия – осуществляется в форме тестирования рынка до начала проведения мероприятия и в период его проведения.

Виды и причины предоставления скидок покупателям

Вид скидки

Причина предоставления

Вводная

Рекламное содействие вводу товара на рынок

По количеству

Снижение издержек вследствие возросшего сбыта

На товар, снимаемы с производства

Облегчение перспективного планирования

Дифференцированная

Стимулирование больших объемов заказов

За результативность работы

Стимулирование продавцов

Декоративная скидка

Содействие рекламе

Сезонные

Снижение издержек по хранению

Сконто (за платежи наличными)

Укорение платежей

ТЕМЫ 22-23 «Выставки и ярмарки»

  1. Понятие и значение выставок и ярмарок. Классификация выставок и ярмарок.

  2. Процесс организации выставки: основные этапы подготовки и проведения. Задачи организаторов выставки.

  3. Процесс участия фирмы в работе выставки. Общие показатели оценки эффективности участия в выставке.

  4. Составление сметы расходов на участие в выставке.

1

Ярмарка — коммерческое мероприятие, основная цель которого состоит в заключении торговых сделок по выставляемым образцам товаров (услуг).

Выставка — прежде всего публичная демонстрация достиже­ний тех или иных отраслей материальной или духовной сферы жизни общества, основная цель которой — обмен идеями, теориями, зна­ниями при одновременном проведении коммерческой работы.

Торгово-промышленная выставка — кратковременное, периоди­ческое и проводимое (часто в одном и том же месте) мероприятие, в рам­ках которого предприятия (экспоненты) с помощью образцов (экспона­тов) предлагают товары (услуги) и стремятся информировать клиентов (потребителей) о себе и своей продукции для организации ее сбыта.

Однако с каждым годом различия между этими понятиями стираются.

Основное значение выставок (ярмарок):

— создают предпосылки для так называемых «случайных» встреч;

— обеспечивают непосредственное общение предприятий с кли­ентами (потребителями);

— экономят время;

— представляют товары (услуги) в их естественном виде;

— предоставляют возможность клиентам (потребителям) срав­нить по основным параметрам с товарами (услугами) конкурентов;

— содействуют обмену информацией;

— информируют своих участников о событиях в развитии тех­нологий, отрасли;

— способствуют активизации интереса предприятий к расши­рению своей деятельности, повышению его авторитета;

— защищают их от ошибочных решений / действий;

— повышают темпы адаптации предприятий к условиям рынка и освоения новшеств;

— способствуют приобретению опыта профессиональных контак­тов и повышению уровня квалификации сотрудников предприятий.

Классификация выставок и ярмарок

1) по месту проведения:

1.1 внутри страны: региональные (межрегиональные); националь­ные; международные;

1.2 за рубежом: региональные (межрегиональные); национальные; международные.

1.3 выставки с переменным местом проведения;

1.4 передвижные (плавучие, железнодорожные) выставки

Региональные имеют сферу действия в радиусе 100 км, пред­ставляют одну или несколько отраслей и предназначены, главным образом, для демонстрации возможностей предприятий этого региона.

Межрегиональные имеют одинаковую структуру с региональ­ными выставками (ярмарками), однако располагают большим радиу­сом действия.

Национальные проводятся внутри страны и за рубежом с целью демонстрации продукции национального производства и стимулиро­вания ее сбыта, обычно имеют межотраслевой характер.

Предпосылкой проведения международных выставок (ярмарок), организуемых внутри страны и за рубежом, является участие в них экспонентов и посетителей из различных стран. Международный (мно­гонациональный) характер они приобретают в случае, если в них участ­вуют порядка 10—15% зарубежных экспонентов.

2) по частоте проведения: