5.2.2. Приемка товаров по качеству
Она заключается в сопоставлении качества товаров, тары, упаковки и маркировки с требованиями стандартов, ТУ, договоров и сертификатов.
Одновременно с приемкой по качеству проверяется комплектность товаров. Приемка товаров по качеству должна быть проведена в сроки:
От одногороднего поставщика в течение 10 дней, а по скоропортящимся товарам – 24 часов;
От иногороднего поставщика – 20 дней, а по скоропортящимся товарам – 24 часа.
В районах Крайнего Севера – приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных товаров 40 дней, а скоропортящихся товаров – 48 часов с момента их поступления в магазин.
По отдельным видам товаров установлены особые сроки приемки: например, вареных колбас – 6 часов; сметаны и творога – 3 часа; молока и кисломолочных товаров – один час; рыбные товары горячего копчения – 6 часов; икра - 72 часа; все виды косточковых, виноград – 12 часов; яблоки и цитрусовые – 48 часов и т.д.
В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.
Приемку товаров в магазине осуществляют товароведы и другие компетентные работниками, хорошо знающими товар, правила разбраковки и нормативно-техническую документацию (стандарты, инструкции). Принимают затаренные товары по качеству одновременно со вскрытием тары. Проверка товаров по качеству может быть сплошной, выборочной и контрольной. Для большинства товаров применяется сплошной способ. Выборочная проверка с распространением ее результатов на всю партию применяется в случаях, предусмотренных стандартами, в соответствии с которыми от партии отбираются пробы, отбор проб актируется. Контрольную проверку качества проводят органы Роспотребнадзора и Центра гигиены и эпидемиологии. Проверка качества проводится двумя методами: органолептическим и лабораторным.
Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт, одновременно создают необходимые условия для сохранности поступивших товаров. В окончательной приемке товаров может участвовать представитель одногороднего отправителя и, если это предусмотрено договором, представитель иногороднего отправителя. Вызов представителя отправителя и его явка для участия в двухсторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству.
При неявке представителя поставщика по вызову получателя, а также в случаях, когда вызов представителя поставщика не является обязательным, приемка по качеству производится с участием эксперта бюро товарной инспекции Торгово-промышленной палаты или Роспотребнадзора. Эксперт составляет акт экспертизы. При отсутствии в данной местности этих органов приемка осуществляется:
с участием представителя другого предприятия;
с участием представителя общественности предприятия-получателя;
односторонне, если поставщик дал согласие на одностороннюю приемку.
По результатам приемки составляется акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров, который содержит сведения: наименование и адрес магазина-получателя; номер и дату составления акта; место приемки товаров; время начала и окончания приемки; фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству, место их работы, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству; наименование и адрес изготовителя и поставщика; дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя или отметку о том, что вызов представителя не предусмотрен; дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов; дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи и время вскрытия транспортного средства; дату и номер коммерческого акта, если он был составлен при получении товара; условия хранения товаров на складе магазина до составления акта; состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров; исправность пломб и правильность оттисков на них. указывают также количество (массу), полное наименование фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует стандарту (сертификату). Отмечают, на каком основании товары переводятся в более низкий сорт, номера стандартов, дают заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.
О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным сроком службы, акт составляют в течение пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров.
Магазин обязан принять на временное хранение недоброкачественные или некомплектные товары до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании. Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в установленный срок. К ней должны быть приложены акт и все другие документы (сопроводительные и т.д.). В сумму претензии включают стоимость некачественных (некомплектных) товаров (если счет поставщика оплачен), стоимость расходов на проведение приемки товаров (экспертиза, уведомление поставщика), расходы по возврату некачественных товаров поставщику и штраф за поставку некачественных товаров (если он предусмотрен договором).
Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.
- Введение
- Тема 1. Характеристика отрасли торговли Вопросы для изучения
- Роль и функции торговли
- Состояние торговли в современных условиях.
- Концепция развития внутренней торговли
- Роль и функции торговли
- 1.2. Состояние торговли в современных условиях
- Концепция развития внутренней торговли
- 1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности
- Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
- 1.2.3. Развитие интеграционных процессов в торговле
- 1.2.4. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли
- 1.2.5. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
- 1.2.6. Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей
- Тема 2. Услуги розничной торговли
- Классификация услуг розничной торговли.
- Методы контроля качества и безопасности услуг.
- 2.1. Классификация услуг розничной торговли
- 2.2. Общие требования к услугам торговли
- 2.3. Методы контроля качества и безопасности услуг
- Тема 3. Организация розничной торговой сети
- Виды розничной торговой сети.
- Специализация розничной торговой сети.
- Организация размещения розничной торговой сети в городах.
- Виды розничной торговой сети
- Специализация розничной торговой сети
- Классификация розничных торговых предприятий
- Организация размещения розничной торговой сети в городах
- Тема 4. Устройство и планировка розничных торговых предприятий
- Требования к устройству магазинов.
- Состав и взаимосвязь помещений магазина.
- 4.1. Требования к устройству магазинов
- 4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 4.3. Планировка торгового зала магазина
- 4.4. Определение эффективности использования торговой площади магазина
- Тема 5. Торгово-технологический процесс в розничной торговле Вопросы для изучения:
- 5.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 5.2. Организация приемки товаров в магазине
- 5.2.1. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании
- 5.2.2. Приемка товаров по качеству
- 5.2.3. Особенности приемки импортных товаров
- 5.3. Организация хранения товаров в магазине
- 5.4. Подготовка товаров к продаже
- 5.4.1. Подготовка к продаже продовольственных товаров
- 5.4.2. Подготовка к продаже непродовольственных товаров
- 5.4.3. Товарные потери в магазине
- 5.5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 5.5.1. Размещение товаров
- 5.5.2. Выкладка товаров.
- 5.6. Мерчендайзинг
- Тема 6. Организация и технология розничной продажи товаров Вопросы для изучения:
- Значение и классификация методов розничной продажи товаров
- Основные методы продажи товаров
- 6.2.1. Продажа товаров методом самообслуживания
- 6.2.2. Продажа товаров через прилавок обслуживания (с индивидуальным обслуживанием)
- Продажа товаров по образцам
- Продажа товаров по предварительным заказам
- Особые формы розничной продажи товаров
- Активные формы продажи товаров
- Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- Рекомендуемая литература Федеральные законы и нормативные документ:
- Основная
- Дополнительная
- Журналы