5.3. Организация хранения товаров в магазине
После приемки товары доставляются в помещения для хранения. За правильное хранение товаров в магазине отвечают материально-ответственные лица. Для обеспечения сохранности товаров в магазине проводят организационные, технические и санитарно-гигиенические мероприятия (табл.7)
Табл.7
Мероприятия по обеспечению сохранности товаров
Организационные мероприятия предполагают организацию материальной ответственности в магазине, охраны помещений и разработку противопожарных мер. | Технические мероприятия предусматривают обеспечение магазина необходимым оборудованием, инвентарем и инструментами для хранения товаров, создание условий и режима хранения, контроля за их соблюдением. | Санитарно-гигиенические мероприятия – это организация санитарного надзора за хранением товаров и принятие профилактических мер, предотвращающих убыль и потери товаров. |
Помещения для хранения должны быть чистыми, хорошо вентилируемыми и оснащенными необходимым оборудованием. Товары размещают по принципу однородности режимов хранения, создаваемых с учетом физико-химических и биологических свойств, а также по ассортиментному признаку. Однородные товары хранят в отдельных помещениях.
Необходимо строго соблюдать товарное соседство, не допуская совместного хранения товаров, издающих специфический запах, и товаров, способных поглощать запахи. Гигроскопичные товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу. Отдельно хранят легковоспламеняющиеся товары.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары внутри групп размещают по подгруппам, видам, расцветкам, размерам и др. признакам.
Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине кладовых хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.
Товары, которым вредна излишняя влажность, помещают по возможности выше от пола и дальше от холодных наружных стен, канализационных и водопроводных труб. Расстояние от товаров, размещенных на хранение, до отопительных устройств должно быть не менее 1 метра, до источников освещения и электропроводки 50 см, до пола – 15 см (для хлеба- 35 см), между стеллажами и подтоварниками – 70см. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.
Товары хранят в распакованном или упакованном виде, используя два способа укладки: стеллажный и штабельный. Способы укладки зависят от свойств товара, вида тары.
На стеллажах размещают товары в распакованном виде или в мелкой внутренней упаковке (картонных коробках, пачках). Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их десятками, сотнями.
В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. при штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. Способы и приемы укладки товаров на подтоварниках и поддонах показаны на рис. 1. Высота штабельной укладки зависит от вида груза, прочности тары и упаковки, нормы нагрузки на один квадратный метр пола. Если в магазине не используются механизмы для подъема грузов, то грузы массой более 50 кг нельзя укладывать в штабеля высотой более 2 м.
Некоторые товары хранят на вешалах.
Сохранность товаров во многом зависит от условий хранения: температуры, влажности воздуха, освещенности. Резкие изменения температуры и влажности приводят к снижению качества товаров и возникновению товарных потерь (например, коробится мебель, обувь, высыхают и испаряются парфюмерно-косметические изделия, появляется плесень или ржавчина на изделиях, продовольственные товары портятся).
Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации (нескоропортящиеся) хранят при температуре 10-18 оС и относительной влажности воздуха 60-70%.
Температуру и относительную влажность воздуха контролируют при помощи термометров, гигрометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещение проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.).
В помещениях для хранения должен строго соблюдаться санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Не допускается перетаривание пищевых продуктов из тары поставщика в более мелкую тару, этикетки на таре должны сохраняться до окончания сроков хранения пищевых продуктов, не допускается совместное хранение сырых продуктов вместе с готовыми, хранение испорченных или подозрительных по качеству вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях тары, тележек, хозяйственных материалов.
При хранении большинства товаров необходимо защищать их от действия солнечных лучей: зашторивать окна, вешать занавески на стеллажи, накрывать товары бумагой или упаковочной тканью. Текстильные, швейные и трикотажные товары, изделия из меха необходимо предохранять от моли. В складских помещениях магазина необходимо регулярно проводить дезинсекцию (мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов), дезинсекцию (уничтожение насекомых), дератизацию (уничтожение грызунов).
Охрана магазинов в нерабочее время возлагается на подразделения вневедомственной охраны при органах милиции, с которыми магазины заключают договор. Магазины оборудуются сигнализацией, подключенной к пультам централизованного наблюдения. Перед сдачей магазина под охрану все двери, витрины должны быть закрыты на замки и опломбированы. Деньги, изделия из драгоценных металлов должны быть помещены в сейфы, прикрепленные к полу, а особо дорогостоящие – в обособленные закрытые помещения. Свет (кроме дежурного освещения) должен быть погашен. Ключи от магазина, пломбир или печать хранятся раздельно у администрации и материально ответственных лиц. Перед открытием магазина тщательно проверяют целостность пломб, замков, засовов, окон, дверей. В случаях обнаружения признаков взлома или следов хищения необходимо немедленно сообщить в милицию.
- Введение
- Тема 1. Характеристика отрасли торговли Вопросы для изучения
- Роль и функции торговли
- Состояние торговли в современных условиях.
- Концепция развития внутренней торговли
- Роль и функции торговли
- 1.2. Состояние торговли в современных условиях
- Концепция развития внутренней торговли
- 1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности
- Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
- 1.2.3. Развитие интеграционных процессов в торговле
- 1.2.4. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли
- 1.2.5. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
- 1.2.6. Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей
- Тема 2. Услуги розничной торговли
- Классификация услуг розничной торговли.
- Методы контроля качества и безопасности услуг.
- 2.1. Классификация услуг розничной торговли
- 2.2. Общие требования к услугам торговли
- 2.3. Методы контроля качества и безопасности услуг
- Тема 3. Организация розничной торговой сети
- Виды розничной торговой сети.
- Специализация розничной торговой сети.
- Организация размещения розничной торговой сети в городах.
- Виды розничной торговой сети
- Специализация розничной торговой сети
- Классификация розничных торговых предприятий
- Организация размещения розничной торговой сети в городах
- Тема 4. Устройство и планировка розничных торговых предприятий
- Требования к устройству магазинов.
- Состав и взаимосвязь помещений магазина.
- 4.1. Требования к устройству магазинов
- 4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 4.3. Планировка торгового зала магазина
- 4.4. Определение эффективности использования торговой площади магазина
- Тема 5. Торгово-технологический процесс в розничной торговле Вопросы для изучения:
- 5.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 5.2. Организация приемки товаров в магазине
- 5.2.1. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании
- 5.2.2. Приемка товаров по качеству
- 5.2.3. Особенности приемки импортных товаров
- 5.3. Организация хранения товаров в магазине
- 5.4. Подготовка товаров к продаже
- 5.4.1. Подготовка к продаже продовольственных товаров
- 5.4.2. Подготовка к продаже непродовольственных товаров
- 5.4.3. Товарные потери в магазине
- 5.5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 5.5.1. Размещение товаров
- 5.5.2. Выкладка товаров.
- 5.6. Мерчендайзинг
- Тема 6. Организация и технология розничной продажи товаров Вопросы для изучения:
- Значение и классификация методов розничной продажи товаров
- Основные методы продажи товаров
- 6.2.1. Продажа товаров методом самообслуживания
- 6.2.2. Продажа товаров через прилавок обслуживания (с индивидуальным обслуживанием)
- Продажа товаров по образцам
- Продажа товаров по предварительным заказам
- Особые формы розничной продажи товаров
- Активные формы продажи товаров
- Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- Рекомендуемая литература Федеральные законы и нормативные документ:
- Основная
- Дополнительная
- Журналы