Классификация розничных торговых предприятий
Важным условием развития и совершенствования торговой сети является типизация магазинов.
Типизация - это отбор из числа существующих и разработка новых рациональных, технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, подлежащих массовому распространению в городах.
Магазины различают не только по товарному профилю, но и по величине торговой площади, форме продажи, территориальному размещению и другим признакам. В этих условиях из всего многообразия видов действующих магазинов необходимо выбрать наиболее оптимальные, которые обеспечивают высокий уровень обслуживания покупателей и наилучшие экономические показатели работы. Таким образом, типизация – это унификация магазинов в основу которой положены основные признаки: ассортиментный профиль (групповой ассортимент); размер торговой площади; метод продажи.
ГОСТ Р 51733-2001 определяет классификацию предприятий розничной торговли на виды и типы.
Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные.
В зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания выделяют следующие типы предприятий розничной торговли.
универсальные магазины – Гипермаркет, Универмаг, Универмаг «детский мир», магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т.д.;
специализированные продовольственные магазины – Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды, и т.п.;
специализированные непродовольственные магазины – Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п.;
магазины прочей товарной специализации – Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.
неспециализированные продовольственные магазины – Продукты (Минимаркет) и т.п.;
неспециализированные непродовольственные магазины – Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т.п.
неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяются.
Гипермаркет- Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м2
Универмаг- предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью в городской торговле от 3500 м2 и в сельской торговле – от 650 м2 . Универмаг – это своеобразный комплекс специализированных магазинов, роль которых выполняют его отделы и секции. Универмаги отличаются высоким уровнем обслуживания и разнообразным комплексом услуг, представляемых покупателям. Первым в истории универмагом считается "Бон марше", основанный в Париже в 1852 году.
Универмаг «Детский мир» - предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента для детей и использующие различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 2500 м2.
Магазин – склад: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, торговой площадью от 650 м2.
Универсам (супермаркет) – предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 м2. Как показывает практика, универсам по сравнению с обычным продовольственным магазином имеет более высокие экономические показатели работы: товарооборот на один квадратный метр торговой площади выше на 20-30%, в 1,5 раза выше доходность; затраты времени на приобретение товаров в них меньше на 30%. В настоящее время в мировой практике супермаркеты предлагают более 8 тыс. ассортиментных позиций. На долю непродовольственных товаров (лекарств, косметических товаров, хозяйственных товаров, журналов и книг, игрушек) приходится 8% общего оборота супермаркетов. В универсамах высокий уровень обслуживания, удлиненный режим работы, широкий комплекс услуг.
Гастроном – предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, торговой площадью от 400 м2. В гастрономах больше торговой площади отводится под кондитерские и гастрономические товары, молочные продукты, мясо, рыбу, фрукты и меньше – под хлебобулочные изделия, овощи. Из товаров непродовольственного ассортимента реализуются лишь сопутствующие.
Магазин «Товары повседневного спроса» – реализует продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 100 м2.
Магазин «Продукты» (Минимаркет) – реализует продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино- водочные изделия, безалкогольные напитки,, с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м2.
Дом торговли – предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2.
Магазин «Промтовары» - реализует непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2.
Комиссионный магазин – предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах, торговой площадью от 18 м2.
Количество и структура типов магазинов определяется численностью населения города.
Табл.4
Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли:
Предприятие розничной торговли | Торговая площадь, не менее (м2) | Ассортимент товаров | Формы торгового обслуживания | |
Вид | Тип | |||
Универсальный магазин | Гипермаркет | 5000 | Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров | Преимущественно самообслуживание. |
Универмаг | 3500- город, 650- сельская местность | Универсальный ассортимент непродовольственных товаров | Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание. | |
Универмаг «Детский мир» | 2500 | Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей | Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание. | |
Магазин-склад | 650 | Универсальный ассортимент продовольственных и(или) непродовольственных товаров | Самообслуживание, продажа товаров из транспортной тары в торговом зале. | |
Универсам Супермаркет | 400 | Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса | Преимущественно самообслуживание | |
Гастроном | 400 | Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладание в нем гастрономии | Индивидуальное обслуживание через прилавок. | |
Товары повседневного спроса | 100 | Продовольственные и непродовольственные товары частого спроса | Преимущественно самообслуживание | |
специализированный продовольственный магазин | Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п. | 18 | В соответствии со специализацией магазина | Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок. |
специализированный непродовольственный магазин | Мебель, Хозяйственные товары, Одежда, Обувь и т.п. | 18 | В соответствии со специализацией магазина | Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание. |
Магазин прочей товарной специализации | Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. | 18 | В соответствии со специализацией магазина | Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание. |
Неспециализированный продовольственный магазин | Продукты Минимаркет | 18 | Узкий ассортимент продовольственных товаров (хлеб, кондитерские, гастрономия, вино- водочные, пиво, безалкогольные напитки) | Индивидуальное обслуживание через прилавок. |
Неспециализированный непродовольственный магазин | Дом торговли | 1000 | Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея и парфюмерия) | Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание. |
Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и др | 650 | Товарные комплексы соответствующей специализации | Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание. | |
Промтовары | 18 | Узкий ассортимент непродовольственных товаров (швейные, трикотажные, обувь, галантерея, парфюмерия) | Индивидуальное обслуживание через прилавок. | |
Комиссионный магазин | 18 | Узкий ассортимент непродовольственных товаров | Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок. | |
Магазины со смешанным ассортиментом товаров | - | 18 | Узкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров | Индивидуальное обслуживание через прилавок. |
- Введение
- Тема 1. Характеристика отрасли торговли Вопросы для изучения
- Роль и функции торговли
- Состояние торговли в современных условиях.
- Концепция развития внутренней торговли
- Роль и функции торговли
- 1.2. Состояние торговли в современных условиях
- Концепция развития внутренней торговли
- 1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности
- Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
- 1.2.3. Развитие интеграционных процессов в торговле
- 1.2.4. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли
- 1.2.5. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
- 1.2.6. Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей
- Тема 2. Услуги розничной торговли
- Классификация услуг розничной торговли.
- Методы контроля качества и безопасности услуг.
- 2.1. Классификация услуг розничной торговли
- 2.2. Общие требования к услугам торговли
- 2.3. Методы контроля качества и безопасности услуг
- Тема 3. Организация розничной торговой сети
- Виды розничной торговой сети.
- Специализация розничной торговой сети.
- Организация размещения розничной торговой сети в городах.
- Виды розничной торговой сети
- Специализация розничной торговой сети
- Классификация розничных торговых предприятий
- Организация размещения розничной торговой сети в городах
- Тема 4. Устройство и планировка розничных торговых предприятий
- Требования к устройству магазинов.
- Состав и взаимосвязь помещений магазина.
- 4.1. Требования к устройству магазинов
- 4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 4.3. Планировка торгового зала магазина
- 4.4. Определение эффективности использования торговой площади магазина
- Тема 5. Торгово-технологический процесс в розничной торговле Вопросы для изучения:
- 5.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 5.2. Организация приемки товаров в магазине
- 5.2.1. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании
- 5.2.2. Приемка товаров по качеству
- 5.2.3. Особенности приемки импортных товаров
- 5.3. Организация хранения товаров в магазине
- 5.4. Подготовка товаров к продаже
- 5.4.1. Подготовка к продаже продовольственных товаров
- 5.4.2. Подготовка к продаже непродовольственных товаров
- 5.4.3. Товарные потери в магазине
- 5.5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 5.5.1. Размещение товаров
- 5.5.2. Выкладка товаров.
- 5.6. Мерчендайзинг
- Тема 6. Организация и технология розничной продажи товаров Вопросы для изучения:
- Значение и классификация методов розничной продажи товаров
- Основные методы продажи товаров
- 6.2.1. Продажа товаров методом самообслуживания
- 6.2.2. Продажа товаров через прилавок обслуживания (с индивидуальным обслуживанием)
- Продажа товаров по образцам
- Продажа товаров по предварительным заказам
- Особые формы розничной продажи товаров
- Активные формы продажи товаров
- Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- Рекомендуемая литература Федеральные законы и нормативные документ:
- Основная
- Дополнительная
- Журналы