logo
учебное пособие 1 Розничная торговля

Классификация розничных торговых предприятий

Важным условием развития и совершенствования торговой сети является типизация магазинов.

Типизация - это отбор из числа существующих и разработка новых рациональных, технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, подлежащих массовому распространению в городах.

Магазины различают не только по товарному профилю, но и по величине торговой площади, форме продажи, территориальному размещению и другим признакам. В этих условиях из всего многообразия видов действующих магазинов необходимо выбрать наиболее оптимальные, которые обеспечивают высокий уровень обслуживания покупателей и наилучшие экономические показатели работы. Таким образом, типизация – это унификация магазинов в основу которой положены основные признаки: ассортиментный профиль (групповой ассортимент); размер торговой площади; метод продажи.

ГОСТ Р 51733-2001 определяет классификацию предприятий розничной торговли на виды и типы.

Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные.

В зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания выделяют следующие типы предприятий розничной торговли.

Гипермаркет- Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м2

Универмаг- предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью в городской торговле от 3500 м2 и в сельской торговле – от 650 м2 . Универмаг – это своеобразный комплекс специализированных магазинов, роль которых выполняют его отделы и секции. Универмаги отличаются высоким уровнем обслуживания и разнообразным комплексом услуг, представляемых покупателям. Первым в истории универмагом считается "Бон марше", основанный в Париже в 1852 году.

Универмаг «Детский мир» - предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента для детей и использующие различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 2500 м2.

Магазин – склад: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, торговой площадью от 650 м2.

Универсам (супермаркет) – предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 м2. Как показывает практика, универсам по сравнению с обычным продовольственным магазином имеет более высокие экономические показатели работы: товарооборот на один квадратный метр торговой площади выше на 20-30%, в 1,5 раза выше доходность; затраты времени на приобретение товаров в них меньше на 30%. В настоящее время в мировой практике супермаркеты предлагают более 8 тыс. ассортиментных позиций. На долю непродовольственных товаров (лекарств, косметических товаров, хозяйственных товаров, журналов и книг, игрушек) приходится 8% общего оборота супермаркетов. В универсамах высокий уровень обслуживания, удлиненный режим работы, широкий комплекс услуг.

Гастроном – предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, торговой площадью от 400 м2. В гастрономах больше торговой площади отводится под кондитерские и гастрономические товары, молочные продукты, мясо, рыбу, фрукты и меньше – под хлебобулочные изделия, овощи. Из товаров непродовольственного ассортимента реализуются лишь сопутствующие.

Магазин «Товары повседневного спроса» – реализует продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 100 м2.

Магазин «Продукты» (Минимаркет) – реализует продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино- водочные изделия, безалкогольные напитки,, с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м2.

Дом торговли – предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2.

Магазин «Промтовары» - реализует непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2.

Комиссионный магазин – предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах, торговой площадью от 18 м2.

Количество и структура типов магазинов определяется численностью населения города.

Табл.4

Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли:

Предприятие розничной торговли

Торговая площадь, не менее (м2)

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

Вид

Тип

Универсальный магазин

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание.

Универмаг

3500- город, 650- сельская местность

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание.

Универмаг «Детский мир»

2500

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание.

Магазин-склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных и(или) непродовольственных товаров

Самообслуживание, продажа товаров из транспортной тары в торговом зале.

Универсам Супермаркет

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса

Преимущественно самообслуживание

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладание в нем гастрономии

Индивидуальное обслуживание через прилавок.

Товары повседневного спроса

100

Продовольственные и непродовольственные товары частого спроса

Преимущественно самообслуживание

специализированный продовольственный магазин

Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок.

специализированный непродовольственный магазин

Мебель, Хозяйственные товары, Одежда, Обувь и т.п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание.

Магазин прочей товарной специализации

Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание.

Неспециализированный продовольственный магазин

Продукты Минимаркет

18

Узкий ассортимент продовольственных товаров (хлеб, кондитерские, гастрономия, вино- водочные, пиво, безалкогольные напитки)

Индивидуальное обслуживание через прилавок.

Неспециализированный непродовольственный магазин

Дом торговли

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея и парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание.

Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и др

650

Товарные комплексы соответствующей специализации

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание.

Промтовары

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров (швейные, трикотажные, обувь, галантерея, парфюмерия)

Индивидуальное обслуживание через прилавок.

Комиссионный магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок.

Магазины со смешанным ассортиментом товаров

-

18

Узкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Индивидуальное обслуживание через прилавок.