logo
учебное пособие 1 Розничная торговля

Значение и классификация методов розничной продажи товаров

Продажа товаров является завершающей стадией торгово-технологического процесса в магазине. Операции продажи товаров – основные операции ТТП - наиболее ответственные, т.к. ни связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. Особое значение имеет организация продажи товаров и обслуживание покупателей как один из факторов конкурентоспособности магазинов. Именно на стадии продажи важно обеспечить высокое качество торгового обслуживания. Под качеством торгового обслуживания понимают совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей. Оно включает:

Культура торгового обслуживания включает:

Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения, обеспечивает рентабельную работу предприятия.

Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров, форм и методов их продажи. Формой продажи называют организационный прием доведения товаров до покупателей. Различают магазинные и внемагазинные формы продажи товаров (табл.11)

Табл.11

Формы розничной продажи товаров

Реализация товаров в магазине

Реализация товаров вне магазина

реализация товаров в универмаге, универсаме (супермаркете), в гипермаркете, в магазине-складе, в магазине-складе, в комиссионном магазине, в специализированном (или неспециализированном) продовольственном или непродовольственном магазине.

– реализация товаров в мелкорозничной стационарной сети: киосках, павильонах; в мелкорозничной передвижной сети: палатках, автомагазинах, автолавках, автоприцепах, изотермических емкостях и цистернах, на тележках, лотках, корзинах и т.д.;

– реализация товаров торговыми агентами; через почтовую торговлю; через торговые автоматы; через телемагазины и компьютерные сети (Интернет, электронный магазин).

Существенно различается процесс продажи в магазинах, применяющих различные методы продажи. Методом продажи называют совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяются различные методы продажи, которые можно объединить в три группы:

  1. Основные методы включают: самообслуживание, продажу товаров по образцам, продажу товаров с индивидуальным обслуживанием (через прилавок), с открытой выкладкой, по предварительным заказам.

  2. Особые формы продажи товаров: комиссионная торговля, продажа товаров в порядке мелкого опта, продажа по каталогам, продажа по подписке, продажа по почте, электронная торговля и др.

  3. Активные формы продажи: включают магазинные (выставки-продажи, сезонные распродажи, продажу товаров в кредит); внемагазинные формы (ярмарки, базары, выездную торговлю).