4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
Для рациональной организации торгово-технологического процесса магазин должен располагать комплексом помещений, состав и размеры которых зависят от типа магазина и его площади.
Совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющая обеспечить рациональную организацию оперативных процессов называется технологической планировкой магазина.
По функциональному назначению помещения магазина подразделяют на следующие группы:
Торговые помещения включают торговый зал, помещения для приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка одежды, комната матери и ребенка и др.), места для игровых автоматов. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Сумма этих площадей составляет торговую площадь магазина.
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже – включают разгрузочные, приемочные, дебаркадеры, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся товаров, фасовочные, комплектовочные и др.
Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, упаковочных материалов, инвентаря, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, моечные .
Административно-бытовые помещения магазинов включают конторские помещения, кабинет директора, столовую или буфет для персонала магазина, комнаты отдыха (релаксации), главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т.п.
Технические помещения –вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, электрощитовые, котельные, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха и др.
Все помещения должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. К планировке магазина предъявляются следующие требования:
Торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, для обеспечения оперативного пополнения товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров.
Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными.
Оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне.
Приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.
Помещения для хранения тары, контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы.
Административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже коридором или иметь отдельный вход. Не допускается проектирование проходов в административно-бытовые помещения через торговый зал и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, помещения для отдыха и буфет следует располагать рядом.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических процессов на основе внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, обеспечивать сохранность товарно-материальных ценностей.
В магазинах самообслуживания торгово-технологический процесс отличается от магазинов, торгующих традиционным методом (через прилавок). В таких магазинах увеличивается площадь торговых залов, изменяется планировка, назначение и соотношение отдельных частей. Значительную часть товаров размещают в торговом зале, поэтому его площадь частично выполняет функции помещений для хранения товаров. Планировка магазинов самообслуживания должна способствовать своевременному пополнению торгового зала товарами, иметь более широкий фронт их приема, обеспечивать кратчайшие пути от разгрузочных платформ и кладовых в торговые залы, правильно формировать покупательские потоки.
- Введение
- Тема 1. Характеристика отрасли торговли Вопросы для изучения
- Роль и функции торговли
- Состояние торговли в современных условиях.
- Концепция развития внутренней торговли
- Роль и функции торговли
- 1.2. Состояние торговли в современных условиях
- Концепция развития внутренней торговли
- 1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности
- Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
- 1.2.3. Развитие интеграционных процессов в торговле
- 1.2.4. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли
- 1.2.5. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
- 1.2.6. Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей
- Тема 2. Услуги розничной торговли
- Классификация услуг розничной торговли.
- Методы контроля качества и безопасности услуг.
- 2.1. Классификация услуг розничной торговли
- 2.2. Общие требования к услугам торговли
- 2.3. Методы контроля качества и безопасности услуг
- Тема 3. Организация розничной торговой сети
- Виды розничной торговой сети.
- Специализация розничной торговой сети.
- Организация размещения розничной торговой сети в городах.
- Виды розничной торговой сети
- Специализация розничной торговой сети
- Классификация розничных торговых предприятий
- Организация размещения розничной торговой сети в городах
- Тема 4. Устройство и планировка розничных торговых предприятий
- Требования к устройству магазинов.
- Состав и взаимосвязь помещений магазина.
- 4.1. Требования к устройству магазинов
- 4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 4.3. Планировка торгового зала магазина
- 4.4. Определение эффективности использования торговой площади магазина
- Тема 5. Торгово-технологический процесс в розничной торговле Вопросы для изучения:
- 5.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 5.2. Организация приемки товаров в магазине
- 5.2.1. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании
- 5.2.2. Приемка товаров по качеству
- 5.2.3. Особенности приемки импортных товаров
- 5.3. Организация хранения товаров в магазине
- 5.4. Подготовка товаров к продаже
- 5.4.1. Подготовка к продаже продовольственных товаров
- 5.4.2. Подготовка к продаже непродовольственных товаров
- 5.4.3. Товарные потери в магазине
- 5.5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 5.5.1. Размещение товаров
- 5.5.2. Выкладка товаров.
- 5.6. Мерчендайзинг
- Тема 6. Организация и технология розничной продажи товаров Вопросы для изучения:
- Значение и классификация методов розничной продажи товаров
- Основные методы продажи товаров
- 6.2.1. Продажа товаров методом самообслуживания
- 6.2.2. Продажа товаров через прилавок обслуживания (с индивидуальным обслуживанием)
- Продажа товаров по образцам
- Продажа товаров по предварительным заказам
- Особые формы розничной продажи товаров
- Активные формы продажи товаров
- Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- Рекомендуемая литература Федеральные законы и нормативные документ:
- Основная
- Дополнительная
- Журналы