logo
учебное пособие 1 Розничная торговля

Специализация розничной торговой сети

Специализация торговой сети – это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.

В результате специализации общий ассортимент товаров планомерно распределяется между различными магазинами, и покупатели получают возможность выбора товаров с наименьшими совокупными затратами времени. Необходимость специализации определяется, прежде всего, сложностью, разнообразием ассортимента товаров. Чем шире ассортимент каких-либо товаров, тем в большей степени они нуждаются в специализированных магазинах.

Специализация магазинов развивается по двум направлениям: по товарному признаку и потребительскому назначению.

Товарная специализация предполагает реализацию товарных групп, т.е. совокупность отдельных видов товаров, объединенных по признаку сырья или производства.

Специализация магазинов по потребительскому назначению предполагает реализацию в одном магазине товаров различных товарных групп, связанных между собой общностью покупательского спроса. К числу таких магазинов относят: товары для детей; для мужчин; для женщин; для спорта; для садоводов; для новобрачных и т.д. В соответствии с ГОСТ Р 51733-01 такие магазины относятся к неспециализированным. Продажа по потребительским комплексам эффективна. Подсчитано, что товарооборот на 1 м2 торговой площади в этих магазинах выше в среднем на 12%, а затраты времени населения на 17% меньше, чем в магазинах товарной специализации. Под влиянием предложения в таких магазинах чаще формируются и развиваются новые потребности.

По признаку товарной специализации различают следующие виды магазинов:

комбинированные – осуществляют торговлю товарами нескольких родственных товарных групп: галантерея – парфюмерия -трикотаж; хлебокондитерские; головные уборы и меха.

смешанные – ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами повседневного спроса (без выделения специализированных секций): к этой группе относят магазины "Товары повседневного спроса".

Форма специализации в значительной степени зависит от размера магазина. Небольшой размер торговой площади вызывает необходимость узкой специализации ("Галстуки"; "Сыры" и др.) При достаточно большой площади целесообразно создавать магазины широкой специализации ("Ткани"; "Одежда"; "Электробытовые товары").

Специализированные магазины имеют ряд преимуществ: