logo
учебное пособие 1 Розничная торговля

2.2. Общие требования к услугам торговли

Услуги торговли должны отвечать требованиям:

– социального назначения;

– охраны окружающей среды.

1. Требования социального назначения услуги торговли предусматривают:

– обеспеченность населения услугами данного вида;

– соответствие уровня качества услуги розничной цене;

– социальную адресность услуги, т.е. соответствие услуги требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов.

Социальную адресность услуги учитывают при проектировании здания и помещений предприятия торговли, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, формировании ассортимента и др.

2. Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают:

– точность и своевременность оказания услуги, соблюдение установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.;

– наличие товаров надлежащего качества;

– наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента;

– обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг;

– информативность, т.е. наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуги и ассортименте товаров, исполнителе услуг, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей;

– соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями.

Исполнитель услуги обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям функциональной пригодности в соответствии с правилами продажи (торговли)

3. Требования эргономики услуги торговли предусматривают:

– комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и др.;

– гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудованию и т.п.;

– доступность информации возможностям восприятия потребителем.

4. Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности:

– архитектурно-планировочных решений помещений торгового предприятия;

– оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и др.;

– интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и светового освещения.

5. Требования технологичности услуги торговли предусматривают:

– наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;

– наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания;

– оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей.

6. Требования безопасности услуг торговли предусматривают:

Безопасность услуги торговли должна обеспечиваться безопасностью предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований.

Предприятие торговли должно быть укомплектовано персоналом, соответствующим своему профессиональному назначению, прошедшему подготовку по соблюдению правил по охране труда и требований безопасности. Обслуживающий персонал предприятий торговли, реализующих продовольственные товары и продукцию общественного питания, должен пройти медицинский осмотр, гигиеническую подготовку и соблюдать правила личной гигиены.

Освещение помещений предприятия торговли должно соответствовать установленным требованиям. Помещения должны иметь естественное и искусственное (рабочее, аварийное, дежурное) освещение.

Места установки кассовых аппаратов должны быть обеспечены аварийным освещением .

Установленным требованиям должны соответствовать показатели микроклимата (температура, относительная влажность, вентиляция), допустимый уровень шума в торговых помещениях, содержание вредных веществ и пыли в воздухе.

В рабочее время загрузка товаров и выгрузка тары должны осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами покупателей, предусмотренными правилами пожарной безопасности.

Безопасность реализуемых товаров должна обеспечиваться при приемке товаров, хранении, подготовке к продаже и отпуске покупателю. Приемка товаров должна осуществляться в соответствии со стандартами, техническими условиями, эксплуатационной и сопроводительной документацией на продукцию, а также инструкциями № П-6 и №П-7. Необходимо контролировать наличие информации на упаковке товаров и в сопроводительных документах, в том числе:

– о сертификации – для товаров, подлежащих обязательной сертификации;

– о сроках годности – для товаров, у которых установлен срок годности;

Должны соблюдаться правила хранения и подготовки товаров к продаже. Упаковочный материал, применяемый при отпуске развесных пищевых продуктов, должен быть разрешен органами здравоохранения для контакта с пищевыми продуктами.

Продажа легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, боеприпасов, пиротехнических изделий и других опасных в пожарном отношении товаров должна быть организована в соответствии с правилами пожарной безопасности.

7. Требования охраны окружающей среды

Оказание услуги торговли не должно вызывать ухудшение характеристик окружающей природной среды (засоренность территории, запыленность и загазованность воздуха и т.п.). Предприятие торговли должно исключить возможность попадания опасных и вредных веществ в воздух, почву, водоемы, водопровод и канализацию в соответствии с установленными требованиями.

Не допускается применение способов переработки упаковки, которые могут нанести ущерб окружающей среде (сжигание древесной, бумажной, полимерной упаковки на открытых площадках, прилегающих к территории жилых домов; выбрасывание упаковки в лесных массивах, вблизи водоемов, нефтепроводов, газопроводов).