logo
учебное пособие 1 Розничная торговля

Услуги, оказываемые покупателям магазинами

Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Качество торгового обслуживания в значительной степени определяется количеством и качеством дополнительных торговых услуг, оказываемых магазинами. В развитой торговле их удельный вес весьма высок (на услуги приходится до 5% оборота торговых фирм). Услуги предоставляются любому посетителю магазина независимо от того, совершает он покупку или нет.

Табл.12

Виды дополнительных торговых услуг:

К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят

К информационно-консультационным услугам относят

К услугам по созданию удобств покупателю относят

  • прием и исполнение заказов на товары;

  • доставка товаров;

  • упаковывание товаров;

  • комплектование и улучшение упаковывание подарочных наборов;

  • оценку и прием на комиссию вещей (ювелирных изделий, антиквариата) на дому у комитентов;

  • прием стеклопосуды;

  • реализацию товаров в кредит;

  • послепродажное обслуживание (установка технически сложных товаров на дому у покупателя, сборка мебели);

  • предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;

  • предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.

– предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видеосредствами;

– консультации специалистов по товарам;

– проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).

– организацию и создание мест отдыха;

  • предоставление услуг комнаты матери и ребенка;

  • гарантированное хранение купленных товаров;

  • прием и хранение вещей покупателей;

  • организацию питания покупателей;

  • реализацию продуктов питания с потреблением на месте;

  • парковку личных автомашин покупателей.

Услуги, оказываемые покупателям в магазине, могут платными или бесплатными. К бесплатным относятся услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультация продавцов и специалистов, рекламную информацию и др.). Дополнительные услуги, предоставление которых связано для магазинов с дополнительными затратами (раскрой тканей, доставка на дом и др.) выполняются за плату по тарифам.

Наиболее благоприятные условия для оказания дополнительных услуг имеются в универмагах, универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом преимущественное распространение получили такие виды услуг: раскрой тканей; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя; доставка товаров на дом; установка технически сложных товаров; организация кафетериев и др.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что включает понятие «Качество торгового обслуживания»?

  2. Какие основные методы розничной торговли?

  3. Технология продажи методом самообслуживания?

  4. Технология продажи по образцам?

  5. Виды особых форм розничной продажи товаров?

  6. Значение и виды активных методов продажи товаров?

  7. Классификация дополнительных услуг в розничной торговли?

Задание для проведения исследования.

Тема исследования: Развитие современных форм и методов продажи товаров в г.Чите.

Цель исследования: изучить развитие современных форм и методов продажи товаров в магазинах города, выявить тенденции развития самообслуживания, изучить виды и организацию предоставления услуг потребителям в розничных торговых предприятиях города.

Порядок проведения исследования определен методическими рекомендациями.