4.1. Требования к устройству магазинов
Материально-техническая база магазинов включает в себя здания, сооружения, подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водопровод, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.
Основу МТБ торговли составляют здания и сооружения, которые классифицируют по основным признакам: капитальности сооружения, типам, особенностям объемно-планировочного решения, материалу стен и конструктивных элементов.
По капитальности торговые здания и сооружения подразделяют на капитальные (для размещения магазинов) и облегченные (для мелкорозничной торговой сети).
В зависимости от типа здания бывают:
Отдельно стоящие – специально предназначенные для размещения магазинов;
Встроенные – занимают весь или часть первого этажа жилого или административного дома;
Встроенно-пристроенные – часть помещений расположена на первом этаже или подвале жилого дома, а другая часть –торговая площадь- вынесена за пределы первого этажа в виде пристроенного блока.
Встроенные магазины имеют ограниченные габариты (малую ширину и высоту здания, частую сетку колонн), не обеспечивают условий для правильной организации торгово-технологического процесса, внедрения прогрессивных форм продажи товаров и оказания дополнительных услуг. Наилучшие условия создаются в магазинах, размещенных в отдельно стоящих зданиях. Такие магазины имеют просторные торговые залы, удобную планировку, рациональное направление покупательских потоков, удобные подъездные пути и др.
Выделяют также торговые комплексы – совмещенные торговые здания, в которых наряду с магазинами размещаются предприятия общественного питания и т.д.
В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают здания одноэтажные, многоэтажные; с подвальными помещениями или без них. наиболее просты и удобны в эксплуатации одноэтажные здания без подвала, т.к. в них упрощаются пути движения товаров, нет необходимости устройства лестниц, применения лифтов, подъемников. Они наиболее удобны и для покупателей. В многоэтажных магазинах следует предусматривать сооружение эскалаторов. Высота этажей в зданиях магазинов должна быть не менее 3,3м.
По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные. Последние по степени огнестойкости относятся к группе сгораемых зданий.
Здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать следующим требованиям:
Технологические требования - обеспечение возможности рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров; наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций.
Архитектурно-строительные требования – предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами, возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Магазин должен иметь выразительный архитектурно-художественный облик. Фасад магазина должен отличаться от других зданий и в то же время составлять единое целое с архитектурным ансамблем улицы, площади, города.
Эстетические требования – включают оформление отдельных элементов магазина (стен, потолка, пола, оборудования), цветовое решение, художественное оформление. Оформление должно способствовать улучшению показа товаров и обслуживания покупателей.
Экономические требования – предусматривают оптимизацию материальных и трудовые затрат в процессе строительства и при эксплуатации. Здание должно обеспечивать эффективность торгового процесса.
Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем отопления, освещения, водоснабжения, вентиляции и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий.
Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин. Должна быть предусмотрена зона для посетителей и хозяйственная зона.
Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны должна быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные условия для покупателей. Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров. Необходимо отводить достаточную площадь для устройства площадок для стоянки автотранспортных средств покупателей.
Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона.
- Введение
- Тема 1. Характеристика отрасли торговли Вопросы для изучения
- Роль и функции торговли
- Состояние торговли в современных условиях.
- Концепция развития внутренней торговли
- Роль и функции торговли
- 1.2. Состояние торговли в современных условиях
- Концепция развития внутренней торговли
- 1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности
- Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
- 1.2.3. Развитие интеграционных процессов в торговле
- 1.2.4. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли
- 1.2.5. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
- 1.2.6. Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей
- Тема 2. Услуги розничной торговли
- Классификация услуг розничной торговли.
- Методы контроля качества и безопасности услуг.
- 2.1. Классификация услуг розничной торговли
- 2.2. Общие требования к услугам торговли
- 2.3. Методы контроля качества и безопасности услуг
- Тема 3. Организация розничной торговой сети
- Виды розничной торговой сети.
- Специализация розничной торговой сети.
- Организация размещения розничной торговой сети в городах.
- Виды розничной торговой сети
- Специализация розничной торговой сети
- Классификация розничных торговых предприятий
- Организация размещения розничной торговой сети в городах
- Тема 4. Устройство и планировка розничных торговых предприятий
- Требования к устройству магазинов.
- Состав и взаимосвязь помещений магазина.
- 4.1. Требования к устройству магазинов
- 4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 4.3. Планировка торгового зала магазина
- 4.4. Определение эффективности использования торговой площади магазина
- Тема 5. Торгово-технологический процесс в розничной торговле Вопросы для изучения:
- 5.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 5.2. Организация приемки товаров в магазине
- 5.2.1. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании
- 5.2.2. Приемка товаров по качеству
- 5.2.3. Особенности приемки импортных товаров
- 5.3. Организация хранения товаров в магазине
- 5.4. Подготовка товаров к продаже
- 5.4.1. Подготовка к продаже продовольственных товаров
- 5.4.2. Подготовка к продаже непродовольственных товаров
- 5.4.3. Товарные потери в магазине
- 5.5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 5.5.1. Размещение товаров
- 5.5.2. Выкладка товаров.
- 5.6. Мерчендайзинг
- Тема 6. Организация и технология розничной продажи товаров Вопросы для изучения:
- Значение и классификация методов розничной продажи товаров
- Основные методы продажи товаров
- 6.2.1. Продажа товаров методом самообслуживания
- 6.2.2. Продажа товаров через прилавок обслуживания (с индивидуальным обслуживанием)
- Продажа товаров по образцам
- Продажа товаров по предварительным заказам
- Особые формы розничной продажи товаров
- Активные формы продажи товаров
- Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- Рекомендуемая литература Федеральные законы и нормативные документ:
- Основная
- Дополнительная
- Журналы