Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
Современные тенденции развития розничной торговли опираются на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. Концепция исходит из того, что большая доля розничного товарооборота должна приходиться на магазинные формы продажи.
Общие принципы развития розничной торговой сети:
универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;
развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;
организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;
формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;
восстановление розничной торговли через автоматы.
Инфраструктура розничной торговли должна обеспечить разнообразие форм торгового обслуживания, быть всегда ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.
1.2.2. Разнообразие форм торгового обслуживания может быть обеспечено в условиях функционирования:
магазинов с традиционной формой обслуживания (через прилавок);
магазинов самообслуживания;
магазинов салонной торговли;
магазинов посылочной торговли;
магазинов-складов с технологией «кеш энд кэрри»
«клубных» магазинов;
магазинов-автоматов.
Особенностью «клубного» магазина является то, что это предприятие самообслуживания, где товары отпускаются только потребителям, являющимся членами клуба магазинов и уплачивающих установленные членские взносы. Организационно-технологическая концепция данных магазинов позволяет им иметь самый низкий уровень цен за счет: минимизации издержек обращения, полного отказа от дополнительных услуг населению, высокой товарооборачиваемости, использования кредитных возможностей покупателей.
Развитие внемагазинных форм продажи предполагает:
ориентация вещевых рынков на сезонные распродажи, продажу товаров по технологии «секонд хэнд», реализацию изделий кустарного промысла, обеспечение частного импорта товаров.
развитие посылочной торговли, минимизация затрат на доведение товаров до покупателей.
расширение таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и совершает покупки, не выходя из своего жилища, с помощью телевизора, компьютера или иного оборудования.
распространение сетевого маркетинга, при помощи которого товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях, на транспорте, на улице.
- Введение
- Тема 1. Характеристика отрасли торговли Вопросы для изучения
- Роль и функции торговли
- Состояние торговли в современных условиях.
- Концепция развития внутренней торговли
- Роль и функции торговли
- 1.2. Состояние торговли в современных условиях
- Концепция развития внутренней торговли
- 1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности
- Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
- 1.2.3. Развитие интеграционных процессов в торговле
- 1.2.4. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли
- 1.2.5. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
- 1.2.6. Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей
- Тема 2. Услуги розничной торговли
- Классификация услуг розничной торговли.
- Методы контроля качества и безопасности услуг.
- 2.1. Классификация услуг розничной торговли
- 2.2. Общие требования к услугам торговли
- 2.3. Методы контроля качества и безопасности услуг
- Тема 3. Организация розничной торговой сети
- Виды розничной торговой сети.
- Специализация розничной торговой сети.
- Организация размещения розничной торговой сети в городах.
- Виды розничной торговой сети
- Специализация розничной торговой сети
- Классификация розничных торговых предприятий
- Организация размещения розничной торговой сети в городах
- Тема 4. Устройство и планировка розничных торговых предприятий
- Требования к устройству магазинов.
- Состав и взаимосвязь помещений магазина.
- 4.1. Требования к устройству магазинов
- 4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 4.3. Планировка торгового зала магазина
- 4.4. Определение эффективности использования торговой площади магазина
- Тема 5. Торгово-технологический процесс в розничной торговле Вопросы для изучения:
- 5.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 5.2. Организация приемки товаров в магазине
- 5.2.1. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании
- 5.2.2. Приемка товаров по качеству
- 5.2.3. Особенности приемки импортных товаров
- 5.3. Организация хранения товаров в магазине
- 5.4. Подготовка товаров к продаже
- 5.4.1. Подготовка к продаже продовольственных товаров
- 5.4.2. Подготовка к продаже непродовольственных товаров
- 5.4.3. Товарные потери в магазине
- 5.5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 5.5.1. Размещение товаров
- 5.5.2. Выкладка товаров.
- 5.6. Мерчендайзинг
- Тема 6. Организация и технология розничной продажи товаров Вопросы для изучения:
- Значение и классификация методов розничной продажи товаров
- Основные методы продажи товаров
- 6.2.1. Продажа товаров методом самообслуживания
- 6.2.2. Продажа товаров через прилавок обслуживания (с индивидуальным обслуживанием)
- Продажа товаров по образцам
- Продажа товаров по предварительным заказам
- Особые формы розничной продажи товаров
- Активные формы продажи товаров
- Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- Рекомендуемая литература Федеральные законы и нормативные документ:
- Основная
- Дополнительная
- Журналы