logo
учебное пособие 1 Розничная торговля

1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности

С учетом наметившихся тенденций развития внутренней торговли выделяются ряд концептуальных основ развития торговли России.

Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли.

Разработка структурной политики на рынке оптовых услуг должна ориентироваться на условно-бесструктурную двухконтурную схему организации оптовой торговли.

Развитие оптового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Потребности рынка товаров должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:

Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня должны обеспечить оптовый оборот крупных партий товаров потребителям (оптовым предприятиям, крупным розничным структурам, предприятиям перерабатывающих отраслей) по всей территории страны.

Главное их целевое назначение: сформировать структуру каналов товародвижения для отечественных производителей товаров, создать условия для выхода на российский рынок зарубежных поставщиков товаров. Их ассортиментная концепция должна формироваться с учетом перечня товаров закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также отражать специфику развития отдельных регионов и труднодоступных местностей.

Представляя собой внешний контур оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически должны образовывать буферную зону на рынке оптовой торговой деятельности, обеспечивающей устойчивость всей национальной оптовой торговой системы, гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры регионального уровня. Они формируются независимыми оптовыми структурами, а также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий и оптовыми структурами местных крупных розничных организаций («зависимыми» оптовыми структурами).

Главным приоритетом их деятельности должно явиться обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом никаких ограничений на формирование хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться.

Главной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование таких видов организаций, которые максимально бы удовлетворяли требования товаропроизводителей.

Опыт стран рыночной экономики показывает, что в структуре оптового звена выделяются:

Основным видом оптовых структур должны стать независимые оптовые торговцы, доля которых может составлять 60-65%.

Самостоятельное значение должны занять структуры, условно именуемые посредниками – предприятия-агенты, предприятия-брокеры, действующие по поручению клиента и за его счет.

Предприятия-агенты выполняют сбытовые операции по поручению производителей готовой продукции, а предприятия-брокеры одновременно выступают агентами как продавца, так и покупателя. Доля таких структур может достигать 15-20%

Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки( для расширения потребительского рынка и установления связей между регионами), аукционы (для стимулирования отдельных производителей), товарные биржи (для обслуживания крупно-оптового оборота стандартизированных товаров), оптовые продовольственные рынки (для обеспечения свободного выхода на рынок всех поставщиков продовольствия).

В числе организаторов оптового оборота могут быть:

Доля этих структур может достичь 25%.