1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности
С учетом наметившихся тенденций развития внутренней торговли выделяются ряд концептуальных основ развития торговли России.
Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой торговли.
Разработка структурной политики на рынке оптовых услуг должна ориентироваться на условно-бесструктурную двухконтурную схему организации оптовой торговли.
Развитие оптового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Потребности рынка товаров должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:
Крупными оптовыми структурами общенационального (федерального) масштаба (оптовые предприятия первого уровня)
Оптовыми предприятиями регионального масштаба (оптовые предприятия второго уровня)
Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня должны обеспечить оптовый оборот крупных партий товаров потребителям (оптовым предприятиям, крупным розничным структурам, предприятиям перерабатывающих отраслей) по всей территории страны.
Главное их целевое назначение: сформировать структуру каналов товародвижения для отечественных производителей товаров, создать условия для выхода на российский рынок зарубежных поставщиков товаров. Их ассортиментная концепция должна формироваться с учетом перечня товаров закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также отражать специфику развития отдельных регионов и труднодоступных местностей.
Представляя собой внешний контур оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически должны образовывать буферную зону на рынке оптовой торговой деятельности, обеспечивающей устойчивость всей национальной оптовой торговой системы, гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.
Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры регионального уровня. Они формируются независимыми оптовыми структурами, а также сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий и оптовыми структурами местных крупных розничных организаций («зависимыми» оптовыми структурами).
Главным приоритетом их деятельности должно явиться обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом никаких ограничений на формирование хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться.
Главной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование таких видов организаций, которые максимально бы удовлетворяли требования товаропроизводителей.
Опыт стран рыночной экономики показывает, что в структуре оптового звена выделяются:
специализирующие на оптовой торговле предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену (независимые оптовые торговцы)
посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры)
организаторы оптового оборота, абсолютно не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки)
Основным видом оптовых структур должны стать независимые оптовые торговцы, доля которых может составлять 60-65%.
Самостоятельное значение должны занять структуры, условно именуемые посредниками – предприятия-агенты, предприятия-брокеры, действующие по поручению клиента и за его счет.
Предприятия-агенты выполняют сбытовые операции по поручению производителей готовой продукции, а предприятия-брокеры одновременно выступают агентами как продавца, так и покупателя. Доля таких структур может достигать 15-20%
Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки( для расширения потребительского рынка и установления связей между регионами), аукционы (для стимулирования отдельных производителей), товарные биржи (для обслуживания крупно-оптового оборота стандартизированных товаров), оптовые продовольственные рынки (для обеспечения свободного выхода на рынок всех поставщиков продовольствия).
В числе организаторов оптового оборота могут быть:
склады гарантированного хранения - обеспечивают срочное ответственное хранение товаров различных товаровладельцев.
склады-отели – структуры, обеспечивающие срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев.
транспортно-экспедиционные склады - создаваемые на узловых станциях крупных магистралей.
Доля этих структур может достичь 25%.
- Введение
- Тема 1. Характеристика отрасли торговли Вопросы для изучения
- Роль и функции торговли
- Состояние торговли в современных условиях.
- Концепция развития внутренней торговли
- Роль и функции торговли
- 1.2. Состояние торговли в современных условиях
- Концепция развития внутренней торговли
- 1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности
- Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
- 1.2.3. Развитие интеграционных процессов в торговле
- 1.2.4. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли
- 1.2.5. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
- 1.2.6. Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей
- Тема 2. Услуги розничной торговли
- Классификация услуг розничной торговли.
- Методы контроля качества и безопасности услуг.
- 2.1. Классификация услуг розничной торговли
- 2.2. Общие требования к услугам торговли
- 2.3. Методы контроля качества и безопасности услуг
- Тема 3. Организация розничной торговой сети
- Виды розничной торговой сети.
- Специализация розничной торговой сети.
- Организация размещения розничной торговой сети в городах.
- Виды розничной торговой сети
- Специализация розничной торговой сети
- Классификация розничных торговых предприятий
- Организация размещения розничной торговой сети в городах
- Тема 4. Устройство и планировка розничных торговых предприятий
- Требования к устройству магазинов.
- Состав и взаимосвязь помещений магазина.
- 4.1. Требования к устройству магазинов
- 4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 4.3. Планировка торгового зала магазина
- 4.4. Определение эффективности использования торговой площади магазина
- Тема 5. Торгово-технологический процесс в розничной торговле Вопросы для изучения:
- 5.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 5.2. Организация приемки товаров в магазине
- 5.2.1. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании
- 5.2.2. Приемка товаров по качеству
- 5.2.3. Особенности приемки импортных товаров
- 5.3. Организация хранения товаров в магазине
- 5.4. Подготовка товаров к продаже
- 5.4.1. Подготовка к продаже продовольственных товаров
- 5.4.2. Подготовка к продаже непродовольственных товаров
- 5.4.3. Товарные потери в магазине
- 5.5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 5.5.1. Размещение товаров
- 5.5.2. Выкладка товаров.
- 5.6. Мерчендайзинг
- Тема 6. Организация и технология розничной продажи товаров Вопросы для изучения:
- Значение и классификация методов розничной продажи товаров
- Основные методы продажи товаров
- 6.2.1. Продажа товаров методом самообслуживания
- 6.2.2. Продажа товаров через прилавок обслуживания (с индивидуальным обслуживанием)
- Продажа товаров по образцам
- Продажа товаров по предварительным заказам
- Особые формы розничной продажи товаров
- Активные формы продажи товаров
- Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- Рекомендуемая литература Федеральные законы и нормативные документ:
- Основная
- Дополнительная
- Журналы