5.2.1. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании
Приемка товаров является важной составной частью ТТП. Она обеспечивает контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и предотвращает проникновение в торговую сеть недоброкачественных товаров. Все товары, поступившие в магазин, принимают по количеству и качеству в соответствии с инструкциями, утвержденными Госарбитражем:
« О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» № П-6 от 15 июня 1965 г. с последующими дополнениями и изменениями;
«О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» № П-7 от 25 апреля 1966 г. (с дополнениями и изменениями).
Инструкция об особенностях приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании №072-75 от 29 июня 1982 г.
Указанные инструкции применяются, если на них имеется ссылка в договоре поставки и в тех случаях, когда стандартами, ТУ или другими правилами и договорами не установлен другой порядок приемки товаров.
Приемку товаров начинают с ознакомления с сопроводительными документами, которые подразделяют на:
Основные сопроводительные документы: счет-фактура или накладная, сертификат. В них указывается: поставщик, наименование товара, количество, цена, сумма, стоимость тары, соответствие требованиям стандартов. | Вспомогательные сопроводительные документы: упаковочные листы, ярлыки, описи, кипные карты. Эти документы характеризуют содержание отдельных мест. |
Если товары поступили без сопроводительных документов, то их принимают на ответственное хранение и составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов.
Приемка по количеству – заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с данными сопроводительных документов и маркировкой.
Приемку осуществляют материально-ответственные лица. Приемка проводится:
в магазине - при доставке товаров поставщиком;
на складе поставщика- при вывозе товара транспортом магазина со склада поставщика.
На стации железной дороги (пристани) – при иногородней поставке.
Проверку количества товаров ведет в единицах измерения, указанных в сопроводительных документах.
Сроки приемки зависят от упаковки товаров:
товары поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре – в момент поступления в магазин или получения со клада;
товары, поступившие в исправной таре принимают в два этапа:
По массе брутто и количеству мест – в момент получения от поставщика. | По массе нетто и количеству единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента поступления, а скоропортящиеся товары – 24 часа |
Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и др. районов досрочного завоза установлены следующие сроки приемки товаров: продовольственные товары – 40 дней, непродовольственные товары- 60 дней, скоропортящиеся товары – 48 часов. Такими районами в Читинской области являются: Каларский, Тунгироолекменский, Тункогочинский, часть Сретенского и Красно Чикойского районов.
Если в момент поступления товаров нельзя определить массу нетто (например, сельдь бочкового посола), то вначале проверяют массу брутто, а после освобождения тары из-под товара – фактическую массу тары. Тогда масса нетто определяется путем вычитания из массы брутто фактической массы тары. Акт о фактической массе тары (на завес тары) составляется не позднее 10 дней, а из-под влажной продукции немедленно после освобождения тары.
При соответствии количества товаров данным сопроводительных документов и маркировке материально- ответственные лица подписывают накладную и ставят штамп магазина.
Если при приемке обнаружена недостача необходимо приемку приостановить, обеспечить сохранность товаров и принять меры к предотвращению их смешивания с однородной продукцией. Сохраняется тара и упаковка вскрытых мест. При этом составляется односторонний акт (первичный) за подписями лиц производивших приемку. Для участия в дальнейшей приемке вызывается представитель поставщика не позднее 24 часов после обнаружения недостачи, а по скоропортящимся товарам немедленно. В вызове (телеграмме, телефонограмме, факсе) указывают наименование товара, дату и номер счета-фактуры, количества недостающих товаров и характер недостачи, стоимость недостающего товара и назначенное время приемки.
Иногородний поставщик обязан не позднее следующего дня сообщить, будет ли направлен представитель для участия в приемке. В случае отсутствия такого сообщения получатель имеет право приступить к приемке товаров до истечения сроков установленных для явки представителя. Местный представитель должен явиться на следующий день, а по скоропортящимся товарам – в течение 4 часов; иногородний - в течение 3 дней после получения вызова (не считая времени для проезда), а по скоропортящимся товарам – в течение 24 часов.
В случае неявки представителя поставщика окончательная приемка осуществляется с участием:
представителя другого предприятия;
представителя общественности предприятия-получателя.
односторонне при согласии поставщика.
В качестве представителя общественности должны выделяться лица не связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей. Им выдается разовое удостоверение на право участия в приемке конкретной партии товаров. Представитель общественности выделяется решением профсоюзного комитета.
По результатам окончательной приемки составляются акты приемки. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товаров проводилось на исправных весах и другие сведения. К акту прилагают: копии сопроводительный документов; подлинный транспортный документ (накладная); упаковочные ярлыки из мест, в которых обнаружена недостача; пломбы тарных мест; удостоверения представителя, участвующего в приемке; и др. документы, определяющие причины недостачи. На основании акта предъявляется претензия поставщику в письменной форме. В претензии излагаются ее сущность, обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления, обоснование претензии, сумма претензии и ее расчет, почтовые и платежные реквизиты заявителя и т.д.
Приемка товаров может иметь некоторые особенности, которые зависят от способа их доставки. Так при поступлении товаров в почтовых посылках заведующий магазином должен в момент приема проверить правильность веса, исправность тары, состояние печатей, пломб и страховой перевязи. При расхождениях массы, недостаче или порче товаров следует потребовать от почтового отделения составления акта по установленной форме.
Порядок приемки товаров, поступивших в таре – оборудовании определен инструкцией «Об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании» № 072-75 от 29.06.82 г. каждая единица тары-оборудования должна быть опломбирована, зачехлена и иметь маркировку с указанием инвентарного номера, вместимости и массы тары-оборудования. При поступлении получатель обязан проверить соответствие единиц тары-оборудования данным сопроводительных документов, наличие и соответствие оттисков пломб, исправность тары-оборудования и чехлов. Приемка в исправной таре-оборудовании с исправными пломбами проводится в течение 1 часа с момента выгрузки путем визуального пересчета в соответствии с согласованной схемой выкладки, или при укладке навалом приемка проводится по массе брутто за вычетом массы тары-оборудования по трафарету. При обнаружении расхождений в течение часа извещается поставщик, который должен прибыть: одногородний – 3 час; иногородний – 24 часа после получения извещения. Установлены штрафные санкции к поставщику: за поставку товаров в неисправной или неопломбированной таре-оборудовании –5%, а при нарушении установленной схемы выкладки – 2% от стоимости товаров в такой таре-оборудовании.
- Введение
- Тема 1. Характеристика отрасли торговли Вопросы для изучения
- Роль и функции торговли
- Состояние торговли в современных условиях.
- Концепция развития внутренней торговли
- Роль и функции торговли
- 1.2. Состояние торговли в современных условиях
- Концепция развития внутренней торговли
- 1.2.1. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры торговой деятельности
- Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной торговли
- 1.2.3. Развитие интеграционных процессов в торговле
- 1.2.4. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования торговли
- 1.2.5. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества товаров и услуг.
- 1.2.6. Концептуальные основы интеграции внутреннего рынка в систему мирохозяйственных связей
- Тема 2. Услуги розничной торговли
- Классификация услуг розничной торговли.
- Методы контроля качества и безопасности услуг.
- 2.1. Классификация услуг розничной торговли
- 2.2. Общие требования к услугам торговли
- 2.3. Методы контроля качества и безопасности услуг
- Тема 3. Организация розничной торговой сети
- Виды розничной торговой сети.
- Специализация розничной торговой сети.
- Организация размещения розничной торговой сети в городах.
- Виды розничной торговой сети
- Специализация розничной торговой сети
- Классификация розничных торговых предприятий
- Организация размещения розничной торговой сети в городах
- Тема 4. Устройство и планировка розничных торговых предприятий
- Требования к устройству магазинов.
- Состав и взаимосвязь помещений магазина.
- 4.1. Требования к устройству магазинов
- 4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 4.3. Планировка торгового зала магазина
- 4.4. Определение эффективности использования торговой площади магазина
- Тема 5. Торгово-технологический процесс в розничной торговле Вопросы для изучения:
- 5.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине
- 5.2. Организация приемки товаров в магазине
- 5.2.1. Приемка товаров по количеству. Особенности приемки товаров, доставляемых в таре-оборудовании
- 5.2.2. Приемка товаров по качеству
- 5.2.3. Особенности приемки импортных товаров
- 5.3. Организация хранения товаров в магазине
- 5.4. Подготовка товаров к продаже
- 5.4.1. Подготовка к продаже продовольственных товаров
- 5.4.2. Подготовка к продаже непродовольственных товаров
- 5.4.3. Товарные потери в магазине
- 5.5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 5.5.1. Размещение товаров
- 5.5.2. Выкладка товаров.
- 5.6. Мерчендайзинг
- Тема 6. Организация и технология розничной продажи товаров Вопросы для изучения:
- Значение и классификация методов розничной продажи товаров
- Основные методы продажи товаров
- 6.2.1. Продажа товаров методом самообслуживания
- 6.2.2. Продажа товаров через прилавок обслуживания (с индивидуальным обслуживанием)
- Продажа товаров по образцам
- Продажа товаров по предварительным заказам
- Особые формы розничной продажи товаров
- Активные формы продажи товаров
- Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- Рекомендуемая литература Федеральные законы и нормативные документ:
- Основная
- Дополнительная
- Журналы