logo
учебное пособие 1 Розничная торговля

5.5.1. Размещение товаров

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Эффективность работы магазинов, качество торгового обслуживания покупателей во многом зависят от размещения и выкладки товаров в торговом зале.

Под размещением понимают систему расположения товаров в торговом зале. В магазинах товары могут быть размещены по группам или по потребительским комплексам. Рациональная система размещения товаров позволяет:

Поэтому размещение товаров в торговом зале следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

Основными правилами размещения товаров являются:

При размещении товаров необходимо соблюдать товарное соседство. За каждой товарной группой закреплять постоянную зону размещения. Крупногабаритные товары размещают рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары частого спроса следует размещать ближе к источникам пополнения.. товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, выбора, примерки располагают в глубине торгового зала , чтобы не создавать помехи движению покупательских потоков. Однородные товары лучше размещать концентрированно. Для обеспечения импульсных, т.е. непреднамеренных , покупок, занимающих большой удельный вес в общем объеме покупок , целесообразно вместе с новыми товарами размещать и товары, представляющие определенный интерес как для покупателей, так и для магазина (например, товары, требующие активизации продажи). Располагают такие товары в местах наиболее интенсивных потоков покупателей (в центре зала, с правой стороны в начале движения покупателей). Для товаров-новинок лучше оборудовать специальные стенды.

При наличии в магазине нескольких этажей, размещение должно обеспечивать равномерный поток покупателей на каждом этаже. На первом этаже размещают товары массового спроса, вызывающие интенсивное движение покупателей, и товары, не требующие длительного выбора, приобретаемые импульсивно, а также крупногабаритные и тяжелые товары. Это позволяет сократить потоки покупателей на верхних этажах и снять напряженность потоков на лестницах и эскалаторах.

При продаже товаров по потребительским комплексам все товары, входящие в состав комплекса, размещаются на одном этаже, в одном торговом зале или одной зоне. Товары наиболее частого спроса, дорогостоящие и мелкие располагают ближе к контролеру-кассиру. Сопутствующие товары необходимо размещать рядом с основными.

Запасы товаров, находящиеся в магазине, условно делят на три части.

Табл.9

Виды товарных запасов в магазине

Рабочий запас

Выставочный запас

Резервный запас

Служит для непосредственной продажи и выложен открыто на оборудовании в магазине самообслуживания, или размещен на рабочем месте продавца при индивидуальной обслуживании.

Предназначен для информации покупателей об ассортименте товаров в магазине. В магазинах самообслуживания рабочий запас является одновременно и выставочным. В магазинах с индивидуальным обслуживанием его размещают в витринах, на стендах, подиумах.

Предназначен для пополнения рабочего запаса. Его хранят с подсобных помещениях магазина, нижних ящиках прилавков или пристенного оборудования.