logo
Основы образовательной программы_031600_УП

5.5. Функции pr

Выделим следующие четыре группы функций:

1) экономические функции PR, реализующиеся в рамках хозяйственной системы общества (бизнес-PR);

2) политические функции, преимущественно связанные с функционированием политического PR;

3) специфические социальные функции, присущие PR, целенаправленно ориентированному на социальную систему;

4) внутренние функции, характерные для PR-индустрии как самодостаточной сферы деятельности, преследующей прежде всего цели собственного развития и процветания.

В соответствии с четырьмя основными элементами корпоративной структуры выделяем и четыре группы экономических функций PR: маркетинговые; производственные; финансовые; кадровые («персональные»).

Маркетинговые функции PR являются ведущими среди функций данной группы. Кроме того, генетически именно маркетинг является «родным» полем PR-деятельности. Поэтому данная функциональная группа наиболее многочисленна и разнообразна. Производственные и финансовые функции PR связаны с задачами эффективной работы производственной структуры предприятия и обеспечения его финансовой устойчивости. Это достигается за счет формирования благоприятного публичного климата как внутри корпорации, так и в окружающей ее социальной среде. Наконец, кадровые («персональные») функции PR ориентированы на задачи максимально эффективного использования человеческого капитала.

Классифицируя политические функции PR, выделяем следующие основные группы функции, связанные

1) с реализацией государственной власти;

2) с обеспечением демократического процесса;

3) с формированием политической элиты;

4) с выражением общественного мнения;

5) с разрешением политических конфликтов.

Кроме того, политические функции PR в зависимости от сферы реализации могут подразделяться на функции внутренней и внешней политики.

В качестве основных социальных функций PR следует указать на функции:

1) формирования публичной среды;

2) трансляции и трансформации культуры;

3) формирования социальных общностей;

4) социальной мобилизации;

5) инновационную;

6) компенсации.

Отметим, что социальные функции PR чаще других реализуются латентно, в качестве дополнительного или побочного PR-эффекта.

Внутренние функции PR могут быть разделены на две группы – технологические и собственного продвижения. Технологические функции PR связаны с инструментарием данного вида деятельности.

Основными технологическими функциями PR являются:

1) исследовательская,

2) информационная,

3) аналитическая,

4) прогностическая,

5) планирования,

6) организационная,

7) консультативная,

8) методическая,

9) педагогическая

10) массовой коммуникации,

11) специализированной коммуникации,

12) создания имиджа.

Функции собственного продвижения обращены к целям развития, рыночного роста и укрепления социальных позиций PR как специфического вида деятельности. Они подразделяются на две группыпервые ориентированы на продвижение PR как особой отрасли и вида деятельности, вторые – на продвижение отдельных технологических субъектов PR.

К числу функций второй группы могут быть отнесены практически все экономические функции (поскольку технологический субъект PR выступает в данном случае как субъект экономической системы), а также все или часть политических и социальных функций в зависимости от специфики отраслевого позиционирования технологического субъекта PR.

Основные функции первой группы:

1) развитие рынка PR;

2) формирование и продвижение отраслевого имиджа PR;

3) противодействие некомпетентным технологическим субъектам и распространению приемов недобросовестной конкуренции на профессиональном рынке;

4) создание и поддержка отраслевого информационного пространства, развития профессиональных баз данных и иных доступных источников специальной информации;

5) поддержка и развитие внутриотраслевой коммуникации между технологическими субъектами PR, организации специализированных СМИ, проведения выставок, конференций;

6) лоббирование интересов отрасли в структурах власти, формирования благоприятного правового режима функционирования PR;

7) развитие системы PR-образования, формирование профессионального корпуса и профессиональной элиты PR;

8) научно-исследовательское обеспечение PR, развития фундаментальных отраслей знания;

9) создания творческих, профессиональных, общественных и общественно-политических организаций, объединяющих работников предпринимателей отрасли и/или представляющих их интересы.