3.5. Целевая аудитория
Следующий уровень структуры, представленной на рис. 3, содержит каналы распространения информации об этом речь пойдет в теме 4. А здесь рассмотрим целевую аудиторию, поскольку без неё поток коммуникации будет неполным. Если вспомнить схему массовой коммуникации, то в ней помимо отправителя обязательно присутствует и получатель информации.
В рекламной деятельности аудитория – это группа людей, которая может получать и интерпретировать сообщения, посланные рекламодателем посредством массмедиа. Целевая аудитория – это особая группа потребителей, выбранная на основе различных переменных параметров (географических, демографических, социопсихологических и т.д.) для воздействия на неё рекламного сообщения или рекламной кампании. Для того, чтобы рекламная кампания была более результативной необходимо разделить потребителей на узкосегментированные аудитории.
Специалисты57 отмечают, что рекламодатели могут выделять десятки разных целевых аудиторий, однако общепризнанны и описаны пять больших аудиторий:
-
индивидуальные потребители;
-
деловой мир;
-
торговля;
-
специалисты-профессионалы;
-
государственные организации.
Индивидуальные потребители – это самый заметный вид аудитории. Большинство рекламы направленно именно на эту категорию. Внутри данной группы, которая объединена общим названием «потребительская реклама» рекламодатели выделяют подгруппы. Например, мужчины от 25 до 45 лет, живущие в крупных городах, с доходом выше 25 000 руб. в месяц и т.д. Эти уточнения очень важны для выбора формы рекламы, рекламного носителя и т.д. Думается, что реклама женских туфель, размещенная в журнале «За рулем» не достигнет максимума своей потенциальной аудитории. По статистике в России женщины-водители составляют всего 30 % от общего числа владельцев автотранспорта, да и те, кто читает журнал «За рулем» вряд ли открывают его в поиске новой обуви.
Деловой мир. На данную категорию целевой аудитории направлена реклама фирм – производителей промышленных товаров и услуг, например, производственного и офисного оборудования, деталей, сырья. Такие товары требуют персональной продажи, реклама создает осведомленность и благоприятное отношение среди потенциальных покупателей. Специфика размещения такой рекламы – это чаще всего специализированные издания.
Торговля. Данная аудитория представлена розничными и оптовыми организациями, дистрибьюторами. Это аудитория для рекламирования как потребительских. Так и деловых товаров и услуг. Пока производитель не добьётся соответствующего распределения через торговые каналы, его товары не дойдут до потребителя. Поэтому важно направлять рекламу на торговый уровень рынка. Различные формы рекламы и стимулирования сбыта способствуют формированию спроса среди представителей торгового канала.
Специалисты-профессионалы образуют особую целевую аудиторию, в которую обычно включают врачей, юристов, бухгалтеров, учителей, аудиторов и других специалистов, получивших специальное образование. У данной аудитории особые потребности и интересы. Поэтому реклама выдвигает на первый план товары и услуги, которые часто специально разработаны для этих более узко определенных потребностей. Кроме того язык и образы в рекламе для данной аудитории основаны на профессиональной терминологии, не понятных для широкой аудитории.
Государственные организации. Выделены в отдельную группу благодаря большим объемам закупок, которые осуществляются на уровне государственных органов власти. Государственные учреждения – школы, больницы, жилищно-коммунальные организации – закупают различные товары в больших количествах. Предприятия, производящие такие товары, как стройматериалы, транспорт, мебель, компьютеры направляют свою рекламу на данную целевую аудиторию.
Об аудитории можно также говорить языком географии и выделить:
-
глобальную рекламу;
-
межнациональную рекламу;
-
национальную рекламу;
-
региональную рекламу;
-
местную рекламу;
-
совместную рекламу.
Глобальная реклама может быть использована для некоторых брендов, обычно это марки, узнаваемые гражданами всего мира, и их исполнение не слишком переосмысляется местными культурами. Поскольку из-за культурных различий совсем немногие объявления могут быть эффективными для потребителей всего мира. Глобальное представление возможно только тогда, когда рекламные обращения имеют общее содержание для разных культур. Например, удобство авиалиний или сотовой связи.
Межнациональная реклама имеет место, когда организации разрабатывают и размещают рекламу на межнациональных рынках государств. В данном случае рекламное обращение специально приспосабливают для данного рынка. Например, американская компания Unilever разрабатывает различные версии рекламы для стиральных машин почти для каждого рынка из-за разницы культурных привычек относительно стирки. Потребители в США используют большие и мощные стиральные машины с сушкой и большим количеством затрачиваемой горячей воды. В Бразилии предпочитают использовать мало горячей воды и сушить бельё на улице.
Национальная реклама действует в границах одного государства. Под данным термином обычно имеют ввиду ту рекламу, которую мы чаще всего получаем через массмедиа на отечественном рынке.
Региональная реклама осуществляется производителями, оптовыми, розничными торговцами, которые сосредоточивают свои усилия на одном регионе.
Также работает и местная реклама, которая направлена на аудиторию в отдельном торговом районе – области или городе.
Совместная реклама – это когда расходы на рекламу делят между собой национальные рекламодатели и местные торговцы.
Как видно, существуют различные критерии для сегментации аудитории. Для большего эффекта сегменты могут быть сужены по более дробным критериям. М.Дж. Крофт в книге «Сегментирование рынка» предложил матрицу для сегментирования потенциальных покупателей товаров индивидуального потребления, в зависимости от товарной группы (табл. 258).
Таблица 2
Сегментирование рынка
База сегментирования | Типичные продукты |
Возраст | Страхование, товары для маленьких детей, игрушки, туристические услуги |
Лояльность торговой марке | Продукты питания, сигареты, туалетные принадлежности |
Размер семьи | Товары длительного пользования (например, холодильник) |
География | Бензин, смягчители воды |
Доход | Дома, мебель для дома |
Стиль жизни | Алкогольные напитки, автомобили, банковские услуги |
Личность | Одежда, продукты высоких технологий |
Причина совершения покупки | Кондитерские изделия, поздравительные открытки, авиаперевозки |
Пол | Велосипеды, клюшки, парикмахерские услуги |
Социальный класс | Антиквариат, частные образовательные услуги |
Как видно из предложенной концепции, если компания занимается продажей недвижимости, то ей необходимо сегментировать аудиторию по критерию «доход», обращаясь к сегменту, который имеет достаточно средств для покупки дома.
Помимо этого возможна сегментация аудитории по психографическому фактору. Как отмечает А. Кочеткова59: стиль совершения покупки будет зависеть также и от существующих личностных установок, классификация которых представлена в табл. 3.
Таблица 3
Характеристики психотипов
Психотип | Его основные характеристики |
доверяющий | Считает, что рекламное сообщение известных компаний-производителей не может содержать лживой информации. Высокая степень доверия к озвученной рекламе |
Предпочитающий товары определенной марки | Из множества товаров выбирает те, которые произведены определенной компанией. Предпочтение отдается проверенному им бренду |
осторожный | Не покупает товары малоизвестных компаний из стремления сэкономить |
конформист | Покупает, основываясь на мнении и советах друзей и знакомых |
экономист | Рассматривает товар, прежде всего с точки зрения выгодности покупки. Предпочитает дождаться сезонных скидок или распродаж |
экспериментатор | Покупает товары, произведенные различными компаниями, стремясь апробировать новую, неизвестную широкому кругу продукцию |
импульсивный | Покупает продукцию под влиянием настроения. Процесс покупки происходит неосознанно. Известность бренда не является решающим фактором при совершении покупки |
Отслеживающий изменения моды | Основным критерием при выборе товара становится фактор его популярности в данный момент. Предпочтение отдается продукции известных фирм-производителей |
Учет психографического сегмента важен, однако, как отмечают специалисты сегментирование целевой аудитории по данному критерию приносит наибольший эффект в сфере услуг. В остальных случаях он может быть использован в качестве дополнительного средства. Например, целевая аудитория была определена по демографическому принципу, однако те критерии отбора, которые использовались для выявления ключевой аудитории, все же не дали полной картины. В таком случае в качестве уточняющего, дополняющего средства рассматриваются психографические особенности аудитории, и происходит более узкое сегментирование.
Таким образом, выделение целевой аудитории очень важно в рекламной деятельности, поскольку от этого будет зависеть форма, содержание, каналы распространения рекламного сообщения и т.д. Причем при выделении целевой аудитории возможно использование как одного, так и нескольких критериев сразу.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1 Понятие рекламы в бизнесе и обществе
- 1.1. Понятие рекламы
- 1.2. Реклама как процесс коммуникации
- 1.3. Реклама в системе маркетинга
- 1.4. Классификация видов рекламы
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 2 Становление и развитие рекламной деятельности
- 2.1. Истоки рекламной деятельности
- 2.2. Реклама в античном мире
- 2.3. Реклама в средние века
- 2.4. Реклама Ренессанса и эпохи просвещения
- 2.5. Реклама в период развития индустриального производства и капиталистической экономики
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 3 Рекламная индустрия
- 3.1. Структура рекламной индустрии
- 3.2. Рекламодатели
- 3.3. Агентства по рекламе и продвижению
- 3.4. Внешние помощники
- 3.5. Целевая аудитория
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 4 Каналы распространения рекламы
- 4.1. Средства массовой информации
- 4.1.1. Газеты и журналы
- 4.1.2. Радио
- 4.1.3. Телевидение
- 4.2. Прямая почтовая реклама
- 4.3. Наружная реклама
- 4.4. Прочие каналы рекламы
- 4.4.1. Интернет
- 4.4.2. Выставки
- 4.4.3. Реклама в местах продаж
- 4.4.4. Рекламные сувениры
- 4.4.5. Спонсорство
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 5 Теория public relation
- 5.1. Понятие Public Relation
- 5.2. Общественность, коммуникация, публичная коммуникация
- 5.3. Паблицитный капитал
- 5.4. Характер и содержание pr
- 5.5. Функции pr
- 5.6. Pr и близкая к ним деятельность
- 5.6.1. Пресс-посредничество и pr
- 5.6.2. Продвижение (содействие, promotion)
- 5.6.3. Общественные дела
- 5.6.4. Пропаганда и pr
- 5.6.5. Паблисити (Publicity)
- 5.6.6. Реклама
- 5.6.7. Маркетинг
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 6 история возникновения и развития связей с общественностью
- 6.1. Четыре основные модели развития pr
- 6.2. История pr в сша
- IV. Четвертый период в истории pr (40–70-х гг. XX в.) оценивается как переход к сложным, двусторонним моделям pr-деятельности.
- 6.3. История возникновения и развития pr в России
- 6.4. Рr в различных сферах общественной жизни
- 6.5. Международные pr-ассоциации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 Реклама, pr и маркетинг (вместо заключения)
- Литература
- Глоссарий
- Основы образовательной программы
- Издано в авторской редакции
- Отпечатано в Издательстве тпу в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета