1.1. Понятие рекламы
Сегодня понятие «реклама» присутствует в жизни каждого человека. Хотим мы того или нет, изо дня в день мы сталкиваемся с данным термином. Однако для разных людей реклама имеет разное значение. Для продавца или производителя – это способ привлечь покупателей. Для потребителей – это информация о товарах и услугах. Для представителей бизнеса – это важный инструмент маркетинга. Для специалистов в области рекламы – это реализация творческой задумки.
В лучшем случае среднестатистический человек воспринимает рекламу как что-то развлекательное, информативное, полезное. Часто реклама помогает потребителям увидеть возможности и назначение товаров, которые они покупают, и услуг, которыми они пользуются. В худшем случае реклама рассматривается как нечестное манипулирование, воздействие на сознание или откровенная ложь. В любом случае реклама присутствует в повседневной жизни, одновременно выступая и как сложный коммуникационный процесс и как динамичная часть предпринимательства.
Реклама от лат. «reclamare» – кричать. А для того чтобы дать рекламе наиболее точное и полное определение необходимо рассмотреть существующие точки зрения ученых и практиков в области рекламной деятельности. Приведем некоторые определения, имеющиеся в трудах зарубежных и отечественных исследователей:
1. Реклама – это оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей1.
2. Платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации или другие виды связи, агитирующее в пользу какого-либо товара, марки, фирмы2.
3. Оплаченная, не персонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить к чему-то аудиторию или повлиять на неё3.
4. Создание и/или распространение таких сведений о товаре, которые заставят потребителя купить его4.
5. Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования5.
6. Непрямая форма убеждения, базирующаяся на информационном или эмоциональном описании преимуществ продукта. Её задача – создать у потребителей благоприятное впечатление о продукте и «сосредоточить их мысли» на совершении покупки6.
7. Ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные тексты, адресованные группе людей, с целью побудить их к нужным рекламодателю выбору и поступку7.
Можно продолжать ряд определений, однако на основе представленных можно выделить ряд важных характеристик, как отмечает Медведева Е.8, к ним относятся:
-
принадлежность рекламы к коммуникации в целом и к массовой коммуникации, в частности, что подразумевает распространение рекламных сообщений в основном через средства массовой информации и соответственно для массовой аудитории;
-
оплаченное сообщение – в данном случае реклама – это вид текста, за передачу которого должен заплатить отправитель;
-
идентификация рекламодателя, т.е. в подавляющем большинстве случаев отправителю рекламного сообщения невыгодно анонимное послание, и он указывает в рекламе свое имя или название своей фирмы;
-
распространение информации о чем-либо, чаще всего о товаре, услуге, компании, событии или каком-либо лице;
-
конечная цель рекламы состоит в том, чтобы побудить аудиторию к нужным рекламодателю выбору и поступку, например, к покупке или участию в какой-либо акции.
Таким образом, на основе приведенных определений и характеристик в данном пособии предлагается следующее рабочее определение:
Реклама – это оплаченная, распространяемая в средствах массовой информации попытка убедить аудиторию.
Простое на первый взгляд определение на наш взгляд наделено необходимыми характерными особенностями, позволяющими отличать рекламное сообщение от других видов сообщений. А именно:
Во-первых, реклама это сообщение, оплаченное компанией, фирмой, (на языке рекламной индустрии клиент, заказчик) которая хочет распространить информацию.
Во-вторых, реклама распространяется через массмедиа. Это значит, она передается средствами массовой информации и предназначена не для одного человека, а для массы людей.
В-третьих, реклама содержит попытку убедить аудиторию. То есть реклама информирует потребителя с какой-то целью, и эта цель состоит в том, чтобы убедить его отдать предпочтение определенной марке, покупать товары именно этой марки.
Остановимся теперь на функциях рекламы. Среди основных выделяются следующие9:
-
Коммуникативная – заключается в установлении контакта между рекламодателем и целевой аудиторией с целью передачи информации о рекламируемом объекте и убеждения потребителей в его преимуществах в сравнении с другими объектами того же класса.
-
Экономическая функция направлена на повышение спроса, стимулирование товарооборота, а также участие в ценообразовании и создании условий для конкуренции между производителями.
-
Социальная функция проявляется в интеграции общества посредством создания определенных ценностей и формирования потребительской культуры. Постоянные призывы к приобретению товаров и услуг, с экранов телевизоров, из радиоприемника, из почтового ящика и т.д., приводят в итоге к формированию особой потребительской культуры. Иными словами, «самоутверждение человека в сформированной потребительской культуре происходит не через трудовую деятельность, а посредством потребления товаров, которые становятся своеобразными показателями социального статуса их потребителей»10.
-
Идеологическая функция заключается в том, что реклама отражает и внедряет в обществе определенную идеологию, соответствующую интересам влиятельной социальной группы, её целям и способам их реализации. Другими словами идеологическая функция – это создание материального, политического и социального «эталона». Реклама – «всегда инструмент политики, используемый либо для консервации, либо для создания общества с определенными характеристиками. Для того чтобы судить о рекламе, необходимо обращаться к идеологии или же к социальной морали, которые стоят за рекламой и которым она более или менее верно служит»11.
-
Брендосоздающая и имиджобразующая направлена на создание бренда и образование имиджа рекламируемого объекта. Как отмечает генеральный директор рекламной компании «GRK-Россия» Демидов А.12 – реклама, содержащая в себе исходную идею, должна при каждом контакте формировать и подкреплять в сознании потребителя привлекательный образ товара, отличный от образов, предлагаемых конкурентами. Иными словами, задача рекламы заключается в целенаправленном и методичном создании бренда – торговой марки, идентифицируемой в массовом сознании.
Таким образом, мы дали рабочее определение рекламы, рассмотрели её основные характеристики и функции.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1 Понятие рекламы в бизнесе и обществе
- 1.1. Понятие рекламы
- 1.2. Реклама как процесс коммуникации
- 1.3. Реклама в системе маркетинга
- 1.4. Классификация видов рекламы
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 2 Становление и развитие рекламной деятельности
- 2.1. Истоки рекламной деятельности
- 2.2. Реклама в античном мире
- 2.3. Реклама в средние века
- 2.4. Реклама Ренессанса и эпохи просвещения
- 2.5. Реклама в период развития индустриального производства и капиталистической экономики
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 3 Рекламная индустрия
- 3.1. Структура рекламной индустрии
- 3.2. Рекламодатели
- 3.3. Агентства по рекламе и продвижению
- 3.4. Внешние помощники
- 3.5. Целевая аудитория
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 4 Каналы распространения рекламы
- 4.1. Средства массовой информации
- 4.1.1. Газеты и журналы
- 4.1.2. Радио
- 4.1.3. Телевидение
- 4.2. Прямая почтовая реклама
- 4.3. Наружная реклама
- 4.4. Прочие каналы рекламы
- 4.4.1. Интернет
- 4.4.2. Выставки
- 4.4.3. Реклама в местах продаж
- 4.4.4. Рекламные сувениры
- 4.4.5. Спонсорство
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 5 Теория public relation
- 5.1. Понятие Public Relation
- 5.2. Общественность, коммуникация, публичная коммуникация
- 5.3. Паблицитный капитал
- 5.4. Характер и содержание pr
- 5.5. Функции pr
- 5.6. Pr и близкая к ним деятельность
- 5.6.1. Пресс-посредничество и pr
- 5.6.2. Продвижение (содействие, promotion)
- 5.6.3. Общественные дела
- 5.6.4. Пропаганда и pr
- 5.6.5. Паблисити (Publicity)
- 5.6.6. Реклама
- 5.6.7. Маркетинг
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 6 история возникновения и развития связей с общественностью
- 6.1. Четыре основные модели развития pr
- 6.2. История pr в сша
- IV. Четвертый период в истории pr (40–70-х гг. XX в.) оценивается как переход к сложным, двусторонним моделям pr-деятельности.
- 6.3. История возникновения и развития pr в России
- 6.4. Рr в различных сферах общественной жизни
- 6.5. Международные pr-ассоциации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 Реклама, pr и маркетинг (вместо заключения)
- Литература
- Глоссарий
- Основы образовательной программы
- Издано в авторской редакции
- Отпечатано в Издательстве тпу в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета