logo
Основы образовательной программы_031600_УП

2.4. Реклама Ренессанса и эпохи просвещения

Революционным периодом в развитии общества является изобретение в году книгопечатного станка Иоганном Гуттенбергом. Тексты, написание которых было трудоемким, теперь могли готовиться очень быстро, да и такая технология печатания привела печатные листки к единому формату.

Бурное развитие книгопечатания повлекло за собой распространение типографских сообщений об имеющихся книжных новинках. Такие сообщения в Риме дополнялись данными о ценах и тираже, тем самым, введя в оборот жанр прейскуранта41.

Далее способом тиражирования появляются и так называемые летучие листки и афиши, которые готовились по заказам владельцев гостиниц, трактиров, организаторов театральных зрелищ.

В начале XVII в. происходит упорядочение массовой информации посредством образования периодической печати и информационных бюро. Информационные бюро, как правило, представляли небольшие группы людей, которые занимались сбором и распространением оперативной информации. Упоминание о таких бюро встречается в Европе и относится к Венеции 1530 г. Осведомительное бюро занималось сбором политических и торговых известий, информации о ценах на товары, сведений о каких-либо событиях42. В Англии первый королевский патент на организацию информационного агентства датируется 1611 г. А во Франции в 1629 г. появилось объявление: «С разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять и т.д. К сведению господ, желающих нанять прислугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место…просим обратиться в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра и до шести вечера…»43. Событие создания этого бюро Попов Ю.В. комментирует так: «Можно сказать, что Т. Ренодо заложил основу рекламного агентства, давая необходимое место для различных объявлений и предложений»44.

К одним из первых рекламных текстов во французской прессе относится объявление 1631 г. в «Gazett» следующего содержания: «Все еще продолжается печатание большой великолепной Библии в 9 томах на восьми языках, хотя она подготовлена к изданию уже более года тому назад. Мы приглашаем все нации принять участие в этом издании и вполне добросовестно можем уверить их, что они останутся, не менее довольны изданием, чем сибариты прекраснейшим пиршеством, обещанным за год вперед»45.

Среди рекламных обращений лондонских газет можно отметить объявление 1650 г., в котором говорилось о награде за указание местонахождения 12 украденных лошадей46. Немного позже в газетах стали появляться объявления частного характера, в основном оптово-розничной продажи продуктов питания.

В США расцвет рекламы исследователи связывают с именем Бенджамина Франклина, который основал в 1729 г. издание «Gazett», в котором разграничил рекламные столбцы гравюрными изображениями и окружил заголовки чистым пространством, тем самым реклама стала восприниматься эффективнее.

Подводя итог данному периоду можно отметить, что появление книгопечатания стало новым этапом в развитии рекламного процесса. Появились новые жанры – печатные объявления, каталоги, прейскуранты, печатные летучие листки и печатные афиши. В разных странах Западной Европы появляются информационные бюро, и реклама интенсивно размещается на страницах периодической печати.