2.4. Реклама Ренессанса и эпохи просвещения
Революционным периодом в развитии общества является изобретение в году книгопечатного станка Иоганном Гуттенбергом. Тексты, написание которых было трудоемким, теперь могли готовиться очень быстро, да и такая технология печатания привела печатные листки к единому формату.
Бурное развитие книгопечатания повлекло за собой распространение типографских сообщений об имеющихся книжных новинках. Такие сообщения в Риме дополнялись данными о ценах и тираже, тем самым, введя в оборот жанр прейскуранта41.
Далее способом тиражирования появляются и так называемые летучие листки и афиши, которые готовились по заказам владельцев гостиниц, трактиров, организаторов театральных зрелищ.
В начале XVII в. происходит упорядочение массовой информации посредством образования периодической печати и информационных бюро. Информационные бюро, как правило, представляли небольшие группы людей, которые занимались сбором и распространением оперативной информации. Упоминание о таких бюро встречается в Европе и относится к Венеции 1530 г. Осведомительное бюро занималось сбором политических и торговых известий, информации о ценах на товары, сведений о каких-либо событиях42. В Англии первый королевский патент на организацию информационного агентства датируется 1611 г. А во Франции в 1629 г. появилось объявление: «С разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять и т.д. К сведению господ, желающих нанять прислугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место…просим обратиться в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра и до шести вечера…»43. Событие создания этого бюро Попов Ю.В. комментирует так: «Можно сказать, что Т. Ренодо заложил основу рекламного агентства, давая необходимое место для различных объявлений и предложений»44.
К одним из первых рекламных текстов во французской прессе относится объявление 1631 г. в «Gazett» следующего содержания: «Все еще продолжается печатание большой великолепной Библии в 9 томах на восьми языках, хотя она подготовлена к изданию уже более года тому назад. Мы приглашаем все нации принять участие в этом издании и вполне добросовестно можем уверить их, что они останутся, не менее довольны изданием, чем сибариты прекраснейшим пиршеством, обещанным за год вперед»45.
Среди рекламных обращений лондонских газет можно отметить объявление 1650 г., в котором говорилось о награде за указание местонахождения 12 украденных лошадей46. Немного позже в газетах стали появляться объявления частного характера, в основном оптово-розничной продажи продуктов питания.
В США расцвет рекламы исследователи связывают с именем Бенджамина Франклина, который основал в 1729 г. издание «Gazett», в котором разграничил рекламные столбцы гравюрными изображениями и окружил заголовки чистым пространством, тем самым реклама стала восприниматься эффективнее.
Подводя итог данному периоду можно отметить, что появление книгопечатания стало новым этапом в развитии рекламного процесса. Появились новые жанры – печатные объявления, каталоги, прейскуранты, печатные летучие листки и печатные афиши. В разных странах Западной Европы появляются информационные бюро, и реклама интенсивно размещается на страницах периодической печати.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1 Понятие рекламы в бизнесе и обществе
- 1.1. Понятие рекламы
- 1.2. Реклама как процесс коммуникации
- 1.3. Реклама в системе маркетинга
- 1.4. Классификация видов рекламы
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 2 Становление и развитие рекламной деятельности
- 2.1. Истоки рекламной деятельности
- 2.2. Реклама в античном мире
- 2.3. Реклама в средние века
- 2.4. Реклама Ренессанса и эпохи просвещения
- 2.5. Реклама в период развития индустриального производства и капиталистической экономики
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 3 Рекламная индустрия
- 3.1. Структура рекламной индустрии
- 3.2. Рекламодатели
- 3.3. Агентства по рекламе и продвижению
- 3.4. Внешние помощники
- 3.5. Целевая аудитория
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 4 Каналы распространения рекламы
- 4.1. Средства массовой информации
- 4.1.1. Газеты и журналы
- 4.1.2. Радио
- 4.1.3. Телевидение
- 4.2. Прямая почтовая реклама
- 4.3. Наружная реклама
- 4.4. Прочие каналы рекламы
- 4.4.1. Интернет
- 4.4.2. Выставки
- 4.4.3. Реклама в местах продаж
- 4.4.4. Рекламные сувениры
- 4.4.5. Спонсорство
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 5 Теория public relation
- 5.1. Понятие Public Relation
- 5.2. Общественность, коммуникация, публичная коммуникация
- 5.3. Паблицитный капитал
- 5.4. Характер и содержание pr
- 5.5. Функции pr
- 5.6. Pr и близкая к ним деятельность
- 5.6.1. Пресс-посредничество и pr
- 5.6.2. Продвижение (содействие, promotion)
- 5.6.3. Общественные дела
- 5.6.4. Пропаганда и pr
- 5.6.5. Паблисити (Publicity)
- 5.6.6. Реклама
- 5.6.7. Маркетинг
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 6 история возникновения и развития связей с общественностью
- 6.1. Четыре основные модели развития pr
- 6.2. История pr в сша
- IV. Четвертый период в истории pr (40–70-х гг. XX в.) оценивается как переход к сложным, двусторонним моделям pr-деятельности.
- 6.3. История возникновения и развития pr в России
- 6.4. Рr в различных сферах общественной жизни
- 6.5. Международные pr-ассоциации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 Реклама, pr и маркетинг (вместо заключения)
- Литература
- Глоссарий
- Основы образовательной программы
- Издано в авторской редакции
- Отпечатано в Издательстве тпу в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета