2.3. Реклама в средние века
Среди характерных черт рекламной деятельности данного периода исследователи38 отмечают следующее:
-
ведущей формой рекламирования являются устные и фольклорные тексты;
-
изобразительная реклама воплощена геральдикой, цеховой и торговой эмблематикой, гравировкой;
-
развитие церковной и светской живописи;
-
наращивание вербальной письменной рекламы, развитие на этой основе жанров листовки, афиши и каталога манускриптов.
Рассмотрим более подробно эти направления.
Для развитого Средневековья характерно укрепление феодализма и активное развитие торговли. Большую роль в городской жизни продолжают играть глашатаи. «В средневековом городе, не менее, чем в античном, со специально уполномоченными официальными вестниками соперничало разноголосье «вольных» торговцев и ремесленников. Роль «криков Парижа» в площадной и уличной жизни города была громадной. Улицы и площади буквально звенели от этих разнообразнейших криков. Для каждого товара – еды, вина или вещи – были свои слова и своя мелодия крика, своя интонация, т.е. свой словесный и музыкальный образ»39.
Среди «криков улицы» можно выделить несколько направлений. Это массовое информирование административно-правового характера; «крики» торговцев и стационарных зазывал; «крики» трупп бродячих артистов со звуками барабанов, пением, декламацией.
Во Франции с XII в. известны профессиональные объединения глашатаев в корпорации. К числу обязанностей глашатаев относились публичные сообщения на всех перекрестках городов и пригородов под звуки трубы. Помимо этого информация наносилась на пергаментные листы большими буквами и расклеивалась в самых людных местах.
Призывные крики торговцев нередко сопровождались музыкальным дополнением, характерной одеждой, наличием предметов торговли в руках или на лотках. Как правило, пешеходу трудно было пройти, каждый норовил привлечь его своим товаром на лотке или завлечь в лавку.
Результатом активного развития товарооборота стали ярмарки. Первоначально они созывались раз в год, но завершение ярмарки в одном месте продолжалось открытием новой в соседнем городе. Ярмарочная сутолока рождала собой эмоциональное возбуждение продавцов и покупателей, а также приемы обманной рекламы, которая встречалась и за пределами ярмарки. Нередко для получения большей прибыли продавцы старались ублажить покупателя разными вещицами небольшой ценности, придумывали всяческие средства, чтобы их товар покупали.
Стремление людей к демонстрации своих отличий от себе подобных реализуется благодаря применению символов, знаков отличия. Геральдика – совокупность знаков отличия, которые составляются по определенным правилам и присваиваются государствам, частям их территорий, корпорациям, родам или отдельным лицам40. Именно создание своих отличительных знаков было целью репрезентации товаров, цеховых объединений, купеческих гильдий и т.д. Мастера ставили отличительные знаки на своей продукции. Как правило, подмастерья, проучившись определенное время, получали свой знак, который были обязаны ставить на свои изделия, что служило своего рода также и знаком для контроля качества.
Наряду с развитием цеховых объединений наблюдается процветание монастырей и приходских храмов. Много внимания уделялось архитектуре и украшению храмов настенными художественными росписями, фресками. Появляются и так называемые записки на дверях храма, в которых предлагается обучение слову Божьему или педагогические услуги.
Несколько позже на стенах домов стали наклеивать тексты с оповещением, где и когда состоятся какие-либо события, например выступления бродячих артистов. Такие афиши можно было увидеть на постоялых дворах и почтовых станциях.
Таким образом, для средневековья характерна устная форма рекламной деятельности в виде призывных криков торговцев и ремесленников, а также развитие изобразительной формы рекламы в виде церковной и светской живописи, листовок и афиш.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1 Понятие рекламы в бизнесе и обществе
- 1.1. Понятие рекламы
- 1.2. Реклама как процесс коммуникации
- 1.3. Реклама в системе маркетинга
- 1.4. Классификация видов рекламы
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 2 Становление и развитие рекламной деятельности
- 2.1. Истоки рекламной деятельности
- 2.2. Реклама в античном мире
- 2.3. Реклама в средние века
- 2.4. Реклама Ренессанса и эпохи просвещения
- 2.5. Реклама в период развития индустриального производства и капиталистической экономики
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 3 Рекламная индустрия
- 3.1. Структура рекламной индустрии
- 3.2. Рекламодатели
- 3.3. Агентства по рекламе и продвижению
- 3.4. Внешние помощники
- 3.5. Целевая аудитория
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 4 Каналы распространения рекламы
- 4.1. Средства массовой информации
- 4.1.1. Газеты и журналы
- 4.1.2. Радио
- 4.1.3. Телевидение
- 4.2. Прямая почтовая реклама
- 4.3. Наружная реклама
- 4.4. Прочие каналы рекламы
- 4.4.1. Интернет
- 4.4.2. Выставки
- 4.4.3. Реклама в местах продаж
- 4.4.4. Рекламные сувениры
- 4.4.5. Спонсорство
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 5 Теория public relation
- 5.1. Понятие Public Relation
- 5.2. Общественность, коммуникация, публичная коммуникация
- 5.3. Паблицитный капитал
- 5.4. Характер и содержание pr
- 5.5. Функции pr
- 5.6. Pr и близкая к ним деятельность
- 5.6.1. Пресс-посредничество и pr
- 5.6.2. Продвижение (содействие, promotion)
- 5.6.3. Общественные дела
- 5.6.4. Пропаганда и pr
- 5.6.5. Паблисити (Publicity)
- 5.6.6. Реклама
- 5.6.7. Маркетинг
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 6 история возникновения и развития связей с общественностью
- 6.1. Четыре основные модели развития pr
- 6.2. История pr в сша
- IV. Четвертый период в истории pr (40–70-х гг. XX в.) оценивается как переход к сложным, двусторонним моделям pr-деятельности.
- 6.3. История возникновения и развития pr в России
- 6.4. Рr в различных сферах общественной жизни
- 6.5. Международные pr-ассоциации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 Реклама, pr и маркетинг (вместо заключения)
- Литература
- Глоссарий
- Основы образовательной программы
- Издано в авторской редакции
- Отпечатано в Издательстве тпу в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета