2.5. Реклама в период развития индустриального производства и капиталистической экономики
Середину XIX в. историки связывают с формированием индустриального производства и капиталистической экономики. Это период изобилия товаров, соответственно и жесткой конкуренции в её сбыте. В таких условиях развития общества реклама становится неотъемлемой частью производственного процесса.
Рекламная деятельность получает своеобразное развитие в различных государствах, в зависимости от экономического и политического состояния у культурных особенностей.
В начале XIX в. Англия занимает ведущие позиции в экономическом развитии, это влечет за собой активное использование периодической печати, появляются рекламные иллюстрации. Английский «Penny Magazine» стал журналом, ориентированным на массового читателя. Как отмечают специалисты, размещение рекламы в журнале стоило дорого, однако существенно увеличивались и доходы рекламодателей.
Появляющиеся на наших улицах подвижные рекламные приспособления, так называемые люди-сэндвичи, наблюдались еще в Англии в самом начале XIX в. Помимо этого щиты с изображением товаров крепились на конных повозках, однако эти процессии мешали уличному движению и в 1853 г. были запрещены английским парламентом.
Большую популярность во второй половине XIX в. получают настенные щиты, плакаты, афиши, а также развитие витринного жанра рекламы, связанное с искусством размещения товаров в магазинных витринах и их оформление. Появляются афишные тумбы, характеристика которых звучит так: «это устройство для различных заметок, объявлений, прокламаций и других текстов, обеспечивающих гласность днем и вечером, предохранит стены близлежащих строений в больших городах от искажения их облика надписями, нанесенными посредством краски или мела»47.
Такой способ размещения текстов активно использовался во Франции, с целью облагородить облик парижских улиц. Именно Франции специалисты причисляют лидерство по созданию многоцветных художественных плакатов. Их отличие от афиш заключалось в том, что плакат – это изобразительное произведение на общественно значимую тему, в то время как афиша дает сообщение о каком-либо событии или зрелище. Среди мастеров техники многокрасочного тиражирования называют имена Жюля Шере, Анри Тулуз-Лотрека, Теофиля Стейнлена и др.
Политические и экономические причины тормозили в Германии развитие рекламного дела вплоть до франко-прусской войны 1870–1871 гг. Несмотря на это опыт информационных листов периодического типа был подхвачен в 1727–1728 гг., а в 1802 г. в Веймаре вышло учебное пособие «Как писать рекламные объявления»48. В данной книге представлены образцы объявлений с комментариями, а также предлагался список информационных агентств, которые могут оказать содействие в публикации объявлений.
Еще одним важным направлением развития рекламной деятельности стало развитие выставок, истоки которых найдены во Франции середины XVII в. Это были события, когда с целью привлечения покупателей в одном месте собирались лучшие работы мастеров и ремесленников и демонстрировались всем желающим. В различных странах активно используется данный вид деятельности, проводятся экспозиции национальных достижений государств. Как отмечают специалисты49, преимущества выставочного жанра заключаются в возможности наглядного представления продукции, непосредственного контакта производителей и потенциальных потребителей и соответственно заключение контрактов на сотрудничество. К началу XX в. в организации выставок наблюдается стремление к более узкой специализации экспозиций и одновременной продажи предлагаемых товаров.
В последней трети XIX в. общепризнанным мировым лидером в области рекламы стали США, в этом не маловажную роль сыграла творческая изобретательность в новых видах рекламной подачи. К числу таких новшеств можно отнести деятельность Финиса Барнума, который предложил разместить рекламные призывы на оборотной стороне концертных билетов, на салфетках и скатертях ресторанов, обслуживающих гастроли. Помимо этого художники-профессионалы национальных еженедельников ищут все новые формы многоцветных рекламных объявлений, например, повтор более десятка раз одной и той же фразы или шрифтовые эксперименты. Активное развитие творческой изобретательности можно подтвердить следующим отрывком: «Появились сапоги с приспособлением для рекламы. На подошве помещена небольшая металлическая рама с набором любого короткого рекламного текста. Когда вы шествуете в этих сапогах по улице, особый механизм смазывает наборные литеры краской и реклама отчетливо отпечатывается на тротуаре…»50.
Активное развитие рекламной деятельности в США стимулировало и научные исследования в данной области. В конце 80-х гг. выходит труд Натаниэля Фаулера «Реклама и пресса», следующая работа «Осуществление бизнеса» (1982 г.), а в 1896 г. появляется «Искусная реклама» Чарльза Бейтса.
Таким образом, в связи с индустриальной революцией в середине XIX в. рекламная деятельность переживает переломный процесс и становится неотъемлемой частью производства. В каждом государстве закономерности в области рекламы преломляются в зависимости от экономических и политических особенностей. Появляется потребность в поиске новых способов подачи рекламной информации. Также возникает необходимость в теоретических научных исследованиях рекламной деятельности.
- Оглавление
- Введение
- Тема 1 Понятие рекламы в бизнесе и обществе
- 1.1. Понятие рекламы
- 1.2. Реклама как процесс коммуникации
- 1.3. Реклама в системе маркетинга
- 1.4. Классификация видов рекламы
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 2 Становление и развитие рекламной деятельности
- 2.1. Истоки рекламной деятельности
- 2.2. Реклама в античном мире
- 2.3. Реклама в средние века
- 2.4. Реклама Ренессанса и эпохи просвещения
- 2.5. Реклама в период развития индустриального производства и капиталистической экономики
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 3 Рекламная индустрия
- 3.1. Структура рекламной индустрии
- 3.2. Рекламодатели
- 3.3. Агентства по рекламе и продвижению
- 3.4. Внешние помощники
- 3.5. Целевая аудитория
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 4 Каналы распространения рекламы
- 4.1. Средства массовой информации
- 4.1.1. Газеты и журналы
- 4.1.2. Радио
- 4.1.3. Телевидение
- 4.2. Прямая почтовая реклама
- 4.3. Наружная реклама
- 4.4. Прочие каналы рекламы
- 4.4.1. Интернет
- 4.4.2. Выставки
- 4.4.3. Реклама в местах продаж
- 4.4.4. Рекламные сувениры
- 4.4.5. Спонсорство
- Контрольные вопросы и задания
- Практикум
- Тема 5 Теория public relation
- 5.1. Понятие Public Relation
- 5.2. Общественность, коммуникация, публичная коммуникация
- 5.3. Паблицитный капитал
- 5.4. Характер и содержание pr
- 5.5. Функции pr
- 5.6. Pr и близкая к ним деятельность
- 5.6.1. Пресс-посредничество и pr
- 5.6.2. Продвижение (содействие, promotion)
- 5.6.3. Общественные дела
- 5.6.4. Пропаганда и pr
- 5.6.5. Паблисити (Publicity)
- 5.6.6. Реклама
- 5.6.7. Маркетинг
- Контрольные вопросы и задания
- Тема 6 история возникновения и развития связей с общественностью
- 6.1. Четыре основные модели развития pr
- 6.2. История pr в сша
- IV. Четвертый период в истории pr (40–70-х гг. XX в.) оценивается как переход к сложным, двусторонним моделям pr-деятельности.
- 6.3. История возникновения и развития pr в России
- 6.4. Рr в различных сферах общественной жизни
- 6.5. Международные pr-ассоциации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 Реклама, pr и маркетинг (вместо заключения)
- Литература
- Глоссарий
- Основы образовательной программы
- Издано в авторской редакции
- Отпечатано в Издательстве тпу в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета