logo search
Основы образовательной программы_031600_УП

1.3. Реклама в системе маркетинга

До сих пор мы говорили о рекламе как коммуникационном процессе, т.е. способе передачи убеждающей информации о товарах и услугах различным аудиториям. Теперь остановимся на другом аспекте рекламы, а именно её роли в комплексе маркетинга.

Одно из определений маркетинга звучит так, маркетинг – это совокупность процессов в планировании и реализации концепции, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг, направленных на осуществление такого обмена, который приносит выгоду и потребителям и организации. Реклама выступает частью общего процесса продвижения.

Реклама – это весьма важный инструмент маркетинга, помогающий создать осведомленность потребителей о торговой марке и их приверженность к ней, а также стимулировать спрос. Другими словами роль рекламы в маркетинге – выявить способность рекламы передать целевой аудитории ценность того, что предлагает бренд. Одно из простейших определений брендторговая марка, идентифицируемая в массовом сознании. Более расширенное определение: бренд – это набор осязаемых и неосязаемых выгод, которые несёт в себе потребление товара или услуги, обладающих конкретными идентификационными символами (знаками, марками и т.д.).

Так вот, ценность – не только в материальных аспектах самого брэнда, для потребителей также важно, например, удобное расположение торговой точки, условия кредитования, гарантий, доставки и т.д. Помимо этого, широкий спектр эмоциональных составляющих – безопасность, принадлежность, престиж и т.д. Потребители хотят иметь все эти ценности. Поэтому очень важен выбор факторов, которые будут учитываться при создании комплекса маркетинга.

Здесь стоит остановиться на известной концепции 4Р, применительно к маркетинговой стратегии она была предложена Э. Джеромом Маккарти и развита Филиппом Котлером16:

– функциональные характеристики;

– дизайн;

– сопутствующий сервис;

– гарантия и т.д.;

– расположение торговых точек;

– продажа по каталогу;

– доставка;

– установка и т.д.;

– уровень (максимальный, конкурентоспособный, политика низких цен);

– предлагаемые условия (только наличные, кредит, по карте и т.д.);

– тип рекламы;

– стимулирование сбыта;

– торговые ярмарки;

– акции паблик рилейшнз;

– коммуникации в Интернет и т.д.

Сегодня можно наблюдать изменение акцента, перенос маркетинговой деятельности предприятия с продукта на покупателя. В связи с этим предлагается формула 4С17. Общая схема преобразования формул представлена в табл. 1.

Таблица 1

4Р и 4 С

4 Р

4 С

Product (продукт)

Consumer (потребитель)

Place (место)

Convenience (удобство)

Price (цена)

Cost (стоимость)

Promotion (продвижение)

Communication (коммуникации)

Безусловно, подобное изменение ориентиров служит только доказательством повышения культуры взаимоотношений производителя и/или продавца и потребителя.

Для более точного представления процесса маркетинга стоит проследить все его этапы и связь рекламы с различными элементами маркетинга. Джефкинс Ф.18 представляет наиболее полную маркетинговую программу, которая включает 21 элемент (хотя не каждый товар или услуга включают в себя все перечисленные ниже составляющие):

  1. Концепция, замысел, нововведение или модификация товара или услуги. Стадия включает исследование и разработку.

  2. Стандартный жизненный цикл товара (внедрение, рост, зрелость, спад) и его вариации, например постепенные, периодические, скачкообразные изменения.

  3. Исследования рынка.

  4. Создание названия и торговой марки.

  5. Создание образа продукта и продвижение его потребителю.

  6. Определение целевой группы потребителей (сегментирование рынка).

  7. Определение цены.

  8. Создание товара, придание ему удобства и выработка стандарта.

  9. Разработка упаковки.

  10. Распространение (дистрибуция).

  11. Действия, способствующие продажам.

  12. Подготовка потребителей (обучение рынка).

  13. Связи с корпорациями и финансовыми организациями.

  14. Производственные связи.

  15. Пробные продажи (тестирование рынка).

  16. Рекламирование.

  17. Рекламные исследования.

  18. Продвижение товара (стимулирование продаж).

  19. Послепродажное обслуживание.

  20. Поддержание интереса к товару и приверженности ему со стороны потребителя.

  21. Дальнейшая работа по связям с общественностью (PR).

Практически на каждой из этих стадий необходима реклама, при этом на различных стадиях будет прослеживаться своя специфика рекламной деятельности, а именно:

Таким образом выглядит реклама в процессе маркетинга.

Подводя итог можно отметить, что основная цель маркетинга может быть выражена просто: приносить доход. Ученый и консультант по менеджменту Питер Друкер так определяет: «маркетинг и инновации дают результат, а все остальное – расходы». Под результатом в данном случае подразумеваются доходы. Маркетинг предполагает осуществление сбыта и таким образом формирует доходы предприятия. Реклама играет значительную роль в содействии сбыту. Когда у товара или услуг подходящие свойства, подходящая цена, подходящее продвижение, то сбыт не заставит себя ждать, и предприятие получит доход. В этом смысле реклама прямо попадает в цель маркетинга.