39.Практика организации и проведения аккедитации иностранных журналистов в рф.
Зарубежные корреспонденты, в том числе из государств - участников СНГ, аккредитуются при Государственной Думе через пресс- центр Министерства иностранных дел Российской Федерации по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации Правилам аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации. Аккредитованные зарубежные корреспонденты получают удостоверение иностранного корреспондента.
Достаточно важным пунктом взаимодействия пресс-службы и СМИ является аккредитация иностранных журналистов. Участие в мероприятиях представителей СМИ из других стран особо актуально для крупных компаний, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.
Иностранные журналисты могут работать на территории государственных учреждений в России, если имеют аккредитацию Министерства иностранных дел Российской Федерации (процесс её получения будет более подробно рассмотрен в главе 3 раздела 3). Наличие этого документа позволяет им принимать участие в открытых пресс- конференциях, брифингах, симпозиумах и т.д. К примеру, на территорию Государственной Думы РФ иностранный журналист может попасть, если имеет аккредитацию МИД РФ, при этом, не уведомляя о своём визите отдел пресс-службы Государственной Думы.
Те иностранные журналисты, которые не имеют аккредитацию МИД РФ, если хотят попасть на территорию государственного учреждения, должны в общем порядке обращаться в пресс-службу того органа власти, в который они планируют свой визит.
Если иностранный гость хочет посетить мероприятие, проходящее на частной территории какой-нибудь компании, то ему также необходимо обращаться в пресс-службу и там получать аккредитацию. В этом случае ему могут быть заданы вопросы о цели визита и причинах, привлёкших его внимание к проводимому мероприятию, о том, как он узнал информацию о планируемом событии. Вполне возможно, что от него потребуют заполнить анкету на двух языках: русском, английском или его родном языке.
Таким образом, процесс аккредитации можно оценивать с двух точек зрения. С одной стороны, аккредитация является своеобразным кастингом журналистов, проверкой степени целесообразности их участия в работе организации, после прохождения которой он получает официальное разрешение на работу на территории принимающей стороны. С другой точки зрения, аккредитацию можно рассматривать как процесс заключения официального договора между сторонами на оказание услуги по информационному освещению события, на котором будет присутствовать журналист. Сторонами в данном вопросе выступает редакция, как институт, направляющий своего представителя – журналиста, и принимающая сторона в лице пресс-службы, представляющей организацию, на территории которой проходит мероприятие.
Работа пресс-службы осуществляется на основе документов, которые
разработаны и утверждены руководством организации. Однако сами эти
документы и деятельность пресс-службы в целом не могут противоречить
общероссийским законам. В качестве примера предлагается Положение о пресс-службе мэрии г. Москвы.
Одной из функций пресс-службы органа власти является аккредитация
СМИ. В Законе РФ "О средствах массовой информации" институту аккредитации посвящена специальная статья (ст. 48). Однако само понятие в законе не определено. Согласно словарям, аккредитация, аккредитование в переводе с латинского (acredere - оказывать доверие) использовались первоначально: 1) в международном праве - как процедура назначения и принятия (признания) представителя страны (организации) при иностранном государстве или международной организации, и 2) как процедура представления (признания полномочий) журналистов опять-таки при международных организациях (см.: Краткий словарь современных понятия и
терминов. М., 1995; Словарь новых слов русского языка 1950-1980. С-Пб., 1995. Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. Толковый словарь. М., 1995). В дальнейшем это понятие стало использоваться как процедура признания полномочий журналистов применительно не только к международным организациям, но и к любым государственным органам, организациям, учреждениям, органам общественного объединения.
В соответствии со статьей 48 Закона "О СМИ" редакция имеет право подать
заявку в государственный орган, организацию, учреждение на аккредитацию
при них своих журналистов. Отметим, однако, что это не означает обязанность администрации, должностных лиц аккредитовать журналистов в соответствии с поданной заявкой.
Процедура аккредитации призвана регламентировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более
благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности
журналистов. Соответствующие правила должны определять порядок
аккредитации представителей средств массовой информации, основные формы работы с аккредитованными работниками СМИ в целях создания необходимых условий для обеспечения их информацией о деятельности аккредитующей организации.
В организации должно быть разработано и утверждено Положение об аккредитации СМИ, разработаны формы заявки.
Эти правила, как и любые нормативные акты, должны соответствовать
российскому законодательству, не вступать в противоречие с принципами
Конституции РФ, общепризнанными нормами международного права, Законом РФ"О средствах массовой информации", не могут ущемлять свободу массовой информации и права журналистов.
На практике происходит порой иначе. Нередко принятые в регионах правила
нарушают права журналистов, предоставленные им федеральным
законодательством. Идеи, которые закладываются в эти правила, порой имеют целью не облегчить журналистам доступ к информации, а расширить перечень ограничений их прав.
Основания для ограничений в аккредитации могут быть объективного
характера. Так, у аккредитующей организации нет безграничных технических возможностей. Организационные трудности, отсутствие или неподготовленность помещения, отсутствие соответствующих условий для одновременной работы большого числа представителей средств массовой информации вынуждают устанавливать нормативы (квоты) при аккредитации
журналистов. Однако при этом должны быть соблюдены принципы открытости и справедливости, позволяющие через различные СМИ обеспечить информацией все категории граждан, что в значительной степени определяется критериями, по которым происходит квотирование
В ходе развития пресс-служб сложилась практика аккредитации следующих
видов:
• постоянная (на весь срок объявленной аккредитации - для журналистов,
постоянно освещающих деятельность аккредитующего органа и
специализирующихся на этой тематике);
• временная (ограниченная меньшим сроком для выполнения
журналистами конкретного задания своих редакций по освещению работы аккредитующего органа);
• специальная (при особом режиме мероприятия).
Некоторые руководители пресс-служб, опасаясь (по разным мотивам)
повышенного интереса и критической оценки деятельности своих организаций со стороны СМИ, возражают против введения у себя аккредитации. Не желая создавать себе дополнительные сложности, они устанавливают различные барьеры на пути доступа к информации, используют организационные способы ее дозирования, устраивают своеобразную цензуру, осуществляя по своему усмотрению отбор "фаворитов" для предоставления информации.
Как показал анализ, пресс-службы и пресс-секретари зачастую не столько
заинтересованы в обеспечении журналистов информацией, сколько в отстаивании интересов ведомств, которые они представляют. Фактически они выполняют функции не проводников информации, а ее фильтров.
- Оглавление
- 1.Содержание, цели и основные структурные элементы связей с общественностью.
- 2.Формы, методы и средства связей с общественностью.
- 3.Основные принципы осуществления связей с общественностью организацией.
- 4.Основные этапы становления и развития связей с общественностью.
- 5.Правовые основы связей с общественностью.
- 6.Нравственно-этические правила и нормы проведения кампаний в сфере связей с общественностью.
- 7.Имиджмейкинг в системе связей с общественностью.
- 8.Правила подготовки информационных материалов в интересах связей с обхественностью.
- 9.Процесс влияния паблик рилейшнз на общественное мнение.
- 10.Связи с общественностью в органах государственной власти.
- 11.Связи с общественностью в коммерческих структурах.
- 12.Порядок проведения пресс-конференции и брифинга.
- 13.Базы данных как источник медиа-планирования
- 14.Корпоративная культура как объект паблик рилейшнз.
- 15.Виды и особенности специальных мероприятий в связях с общественностью.
- 16.Планирование и проведение специальных мероприятий.
- 17.Разработка сценария церемонии открытия.
- 18.Разработка сценария проведения приема.
- 19.Разработка программы проведения презентации.
- 20.Разработка сценария церемонии посещения объекта.
- 21.Связи с общественностью в политических структурах
- 22.Цели и задачи выставок. Основные этапы организации выставки.
- 23.Связи с общественностью и управление кризисными ситуациями.
- 24.Виды информационных матералов в связях с общественностью.
- 25. Основы теории коммуникации в связях с общественностью.
- 26.Основные функции информационного обеспчения в коммерческих структурах.
- 27.Изучение эффективности продвижения товаров методом обратной связи.
- 28.Количественная и качесвенная оценка экспозиционной деятельности.
- 29.Практика работы службы связей с общественностью с радио и телевидением.
- 30. Основные подходы к изучению массовых информационных процессов в обществе.
- 31.Глобализация информационных процессов; понятие информационного общества.
- 32.Современная система сми россии и ее инфраструктура.
- 33.Законодательное обеспечение свободы слова и информации в постсоветский период.
- 34. Сми как предприятие; рынок современной прессы; позиционирование издания; распространение издания.
- 35.Проблема барьеров («фильтров») восприятия информации.
- 36. Сущность и механизм информационного взаимодействия в системе «масс-медия – общество».
- 37.Работа пресс-службы по налаживанию двустороней активной связи «организация – население».
- 38. Организация публичных акций в работе пресс-службы.
- 39.Практика организации и проведения аккедитации иностранных журналистов в рф.
- 40.Оптимальная модель работы пресс-служб общественных организаций и политических партий.
- 41.Взаимодействие пресс-служб со сми и журналистами.
- 42.Функции и основные направления работы пресс-секретаря.
- 43. Пресс-служба как элемент управления.
- 44. Пресс-службы в системе массовой коммуникации.
- 46.Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью.
- 47.Общая характеристика современных российских пресс-служб.
- 48. Формы и методы взаимодействия пресс-служб.
- 49.Коммуникативная, информационная и организационная функции пресс-служб.
- 50.Основные направления работы дип мид рф.
- 51. Пресс-службы российских загранпредставительств.
- 52. Проблемы информационной безопасности в работе пресс-служб.
- 54. Анализ и прогноз в деятельности пресс-служб
- 56. Роль Союза журналистов России в координации деятельности пресс-служб.
- 57.Работа пресс-службы администрации президента рф.
- 58. Подготовьте новостной пресс-релиз (не более 4 абзацев), посвященный предстоящему началу подготовки специалистов по связям с общественностью в филиале РосНоу.
- 59. Предложите программу пресс-конференции (тема, дата, место, участники) руководителя органа местного самоуправления (района г. Москвы или Подмосковья).
- 61. В РосНоу прошел день открытых дверей. Подготовьте пресс-релиз для журнала «Куда пойти учиться».
- 62. Сформулируйте основные факторы анализа и оценки политической обстановки в регионе в ходе предвыборной кампании.
- 63. Определите основные пункты заявления для прессы в связи с вводом в строй нового учебного корпуса РосНоу.
- 64. Разработайте предложения (2-3 пункта) по продвижению издания, посвященного компьютерным и телекоммуникационным технологиям.
- 65. Предложите план действий пресс-службы банка в случае кризисной ситуации в банковской сфере.
- 66. Сформулируйте концепцию рекламной кампании нового телефонного тарифа «Молодежный».
- 67. Определите перечень возможныхPr– мероприятий по позиционированию на рынке кампании по продаже детских игрушек.
- 68. Разработайте план проведения специального события для привлечения посетителей фитнес-клуба.
- 69. Подготовьте краткое (до 0,5 стр.) информационное письмо о вашем факультете или одной из профилирующих кафедр.
- 70. Определите состав медиа-кита (пресс-пакета) для журналистов, приглашенных на мероприятие, посвященное чествованию выпускников РосНоу.
- 71. Подготовьте краткий обзор целевых аудиторий для проведенияPr–кампании по продвижению нового программного продукта.
- 72. Предложите перечень основных мероприятий по работе со сми в ходеPr-кампании по продвижению молодежного клуба.
- 73. Напишите приглашение на 15-летний юбилей факультета гТиИя РосНоу.
- 74. Предложите краткий сценарий церемонии открытия студенческой конференции по проблемам связи с общественностью в РосНоу.
- 75. Определите основные пункты плана проведения презентации нового фильма молодого режиссера.
- 76. Предложите основные методы работы с молодыми избирателями в ходе проведения предвыборной кампании.
- 77. Определите основные аргументы листовки, подчеркивающей единство молодого по возрасту кандидата и аудитории.
- 78. Разработайте план видеоролика (продолжительность 2–3 мин.), который может быть использован в ходе реализации проекта «Остановите наркоманию».
- 79. Предложите рекомендации по подготовке обращения к журналистам в случае техногенной аварии на «вашей» фабрике.
- 80. Определите основные характеристики, которые могут быть использованы при формировании корпоративного имиджа завода по производству минеральной воды.
- 85. Разработайте структуру презентационной листовки кандидата в депутаты, преподавателя высшего учебного заведения.
- 86. Определите возможный состав предвыборного штаба кандидата в депутаты и порядок его работы.
- 87. Разработайте функциональные обязанности руководителя отдела по связям с общественностью коммерческой фирмы среднего размера.