logo
GOSY_otvety_na_voprosy

32.Современная система сми россии и ее инфраструктура.

Современная медиаструктура (91 г. (з-н о СМИ) – наст. время)

Медиаструктура – строение системы СМИ. Система СМИ – совокупность изданий (печат., аудиовизуал.), ф-е кот. опред-ся с 1 стороны гос. политикой, а с др. потреб-ми аудитории на опред. историч. отрезке времени

Гос. политика – система законодательных актов, направленная на регулирование инф. сферы:

Конституия РФ (свобода слова, свобода печати, свобода МИ)

Закон «О СМИ» 91 г., СМИ определяется как «…периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации…»

З-н о рекламе

З-н об информации, информатизации и защите инф.

Доктрина инф. безопасности

СМИ - периодические (печатные, телевизионные, радио) каналы распространения инф., передающ. соц. значимую инф. СМИ выступают как средства формир-я общественного мнения, поведения, настроения и влияют на все сферы человеческой жизни.

Инф. пространство – сфера деят-ти инф., в кот. сущ. различ-е S’ы

Аудитория СМИ – в шир. смысле – все потребители медиапродукта данного СМИ Аудитория бывает: потенциальная, реальная, целевая

90е гг. - время развития независимых СМИ. Развитие гос. и частных СМИ привело к изм. в медиаструктуре. Отличия новой прессы от советской:

1. Разделение прессы и вещательных организаций закончилось, создание медиа-холдингов.

2. Исчезает подчиненность СМИ центральному контролю.

3. Ключевые позиции занимает ТВ, (в СССР – пресса).

4. Переход СМИ на самостоят. финансирование.

Происходят изменения в типологии СМИ: появление нового деления СМИ – в СССР – центральная, партийная, в России – региональная, общероссийская, муниципальная, корпорат. – переход от вертикальной и партийной к горизонтальной и коммерческой структуре.

Х-ка рынка периодич. печати: В рос. пространстве утвердились 3 самост. модели печат. СМИ

Пресса влияния – выражает интересы власти, ПР и пропаганды (более 80% печат. СМИ в РФ)

Пресса соучастия – на рос. рынке представлена слабо, в США – гражданская жур-ка – служит площадкой диалога м/д властью и общ-вом (2сторонний обмен инф.)

Пресса как бизнес – «Укреплять данную модель на рос. рынке тоже, что продавать наркотики» И. Дзялошинский, т.к. более 75% населения страны ожидают от прессы своих худших опасений, что равносильно нагнетанию соц. напряжения.

Пресса делится на кач. и массовую (желтую). Качественная – принцип профессиональности – только проверенные факты, инф. (по мнению Засурского, президента журфака МГУ, кач. издания – Известия, Коммерсантъ, Ведомости, + Чел. рабочий). Массовая – 6 принципов (6С): слухи, сплетни, скандалы, сенсации, секс, спорт. Квалоид – кач-во + массовость (б-во газет в РФ)

По региону распространения: транснациональные, Общенациональные, Региональные издания, радио и телевидение, Городские и местные СМИ.

Изменения, произошедшие в печати: С сер. 90-х обвал тиражей привел к ряду последствий:

сокращ. общего числа газет, возвращ. прессы к истор. ф-ции: инф. и анализ. событ. д/небольш. круга чит.;

регионализация прессы, перенесение интереса читат. интересов с общенац. на местный уровень;

развитие спец. моделей столичных газет для адаптации к инф-ым и реклам. рынкам региона;

повышение доли неоплач. или част. оплач. чтения прессы за счет усил. инф.-реклам. газет

неежедневное чтение, приводящее к разв. еженед. периодики.

Журналы. Со времен социализма в упадок пришли «толстые» литературные журналы. Симпатии сегодняшних читателей отданы политико-экономическим журналам «Деньги», «Власть» (изд. дом «Коммерсант»), «Эксперт», «Профиль» и др. Рынок еженедельных журналов занимают еженедельники телепрограмм («ТВ-парк»). Во второй половине 90-х прорыв ежемесячных глянцевых журналов. Прогрессу журнальной индустрии способ. и рекламный бизнес.

Аудиовизуальный рынок:

Д/радиовещания х-но преоблад. муз. формата (инф. – Эхо Москвы, Маяк, Радио Юж. Урал) НО наметилась традиция увелич-я кол-ва инф. на радио. Российское радио имеет тенденцию к локализации и сегментации аудитории, что идет на пользу их рекламным бюджетам.

Телевидение: гос., частное, общественное (нет в РФ) – «гибридная» модель

Гос. модель сущ. д/того, чтобы сдержать натиск коммерческого ТВ. В Рос. сетка вещания = коммерч

Совет-й период – манипулятивное. Рос.: ТВ отражает потребности аудитории. Развивается частное ТВ, рез-т, «эффект подушки». Т.О., ТВ рассчитано на массового зрителя – потребители ТВ инф-и, для которых хар-на многочисленность, неприт-ть, отход от политики. ТВ нах-ся в большой зависимости от политических интересов, чем др. СМИ. От совет. эпохи ТВ унаследовало практически полн. охват аудитории вещанием. Ключевая особенность ТВ-рынка – высокая оснащенность аудит. телевизорами и доступ к основным нац-ым телеканалам. Доминирование московских каналов в общенац. эфире абсолютно, единств. региональн. канал. имеющий статус федерального «Петербург – 5 канал». С 91 года стали акт. созд-ся частные телекомпании: негосударственные телеканалы конкурир. с центральными на общенац-ом уровне; частное ТВ эффективно проложило дорогу и в регионы, как ср-во местной инф-ии; традиционной монополии каналов на федер. уровне брошен вызов частными сетями - Рен-ТВ, СТС, ТНТ. Сетевая система орг-ии телеиндустрии подразумевает широкую сферу сотрудничества между центральными московскими каналами и региональными. Сегодня действуют, как минимум, три модели сетей, основанные на географическом сотрудничестве московских и региональный станций.

ТВ основное ср-во развлечения. Наблюдается широкое производство и перенасыщение отечественных худ. фильмов и сериалов. В структуре бюджета телеканалов доля от доходов рекламы и спонсорства яв. решающей. Осваивая науку рейтингов, телеканалы, зачастую, учитывая интересы большинства, попадают в ловушку низкопробности.

Тенденции развития географического рынка ТВ

Рост многоканальности

Расширение доступа аудитории к сигналу

Рост сетевой модели вещания

Гегемония столичных вещателей

Интеграция общенационального и региональных географических рынков

Интеграция с мировым географическим рынком

Формы собственности на телевизионном рынке

Государственная(Россия, К-ра, Спорт, регионал. ГТРК, Звезда, Вести, RussiaToday, ТВЦ)

Коммерческая (

CTC, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-3, МУЗ-ТВ, MTV-Рос., РБК-TV, ДТВ, регионал. ТК)

Смешанная («гибридная»)(1 канал, НТВ, ТНТ, Петербург-5 канал, 7-ТВ, регионал.ТК)

Крупнейшие медиахолдинги с телевизионными активами

ВГТРК (Правительство РФ) - Россия, РТР-Планета, К-ра, Спорт, Вести, регион. ГТРК, Euronews-Россия

Газпром-Медиа (Газпром) - НТВ, НТВ-Мир, НТВ-Америка, ТНТ, каналы НТВ-Плюс

СТС-Медиа (ModernTimesGroup, Альфа Групп) - СТС, Домашний

Проф-Медиа (Интеррос) - ТВ-3, Rambler-TV, 2х2

Экономические тенденции развития телевизионной индустрии

Рост оборота (выручки) отрасли

Рост капитализации компаний

Рост концентрации активов

nКоммерциализация вещания

Повышение транспарентности бизнеса

Разделение рынков вещателей и производителей контента

Интеграция с индустрией кино

Интеграция с индустриями развлечений и досуга

Развитие бизнес-планирования и маркетинга

Тенденции в программировании телевизионных каналов:

Нишевизация (специализация) каналов; Рост доли развлекательного вещания; Ориентация на массового зрителя; Деполитизация и кризис «рынка идей»;

Унификация и «парадокс разнообразия»; Увеличение доли отечественного контента; Адаптация иностранного контента; Региональная синдикация; Конкурентное программирование

Инф. агентство - организация, осуществляющая сбор, обработку и оперативное распространение инф. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информаци­онное агентство обязательна.

Типы инф. агентств:

Мировые: Америка – AssociatedPress (более 17 млн. слов ежедневно на 7 языках), UPI (UnitedPressInternational), + CNN - с 1980 г. раб. в режиме реал. t (Тэд Тернер); Фр. – FrancePress; Англия – Reiter;

Россия: ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА-Новости и др.

Региональные: Урал-пресс информ (Валерий Георгиевич Иванов), 74.ru, URA.кг

Из-за выс. конкуренции инф. агентства нач. обработ. инф.

Т.О., медиаструктура России весьма подвижна, многообразна, интересна с т.зр. теории и практики