logo
GOSY_otvety_na_voprosy

11.Связи с общественностью в коммерческих структурах.

В коммерческой организации уровень минимальной PR-достаточности определяется наличием не пресс-секретаря или пресс-центра, а менеджере по рекламе, реализующем наряду с рекламной и PR-функцию. Это обусловлено разными смыслами существования этих структур. Если государственный орган имеет цель что-то доказать, разъяснить, то коммерческая организация – продать.

В любой коммерческой структуре присутствует осознанная необходимость осуществления лоббистской функции. Отсюда возникает необходимость менеджера по связям с государственными организациями, от которого требуется постоянная работа по установлению и поддержанию соответствующих контактов.

Крупные коммерческие фирмы озабочены построением внутрифирменных (корпоративных) связей и с этой целью вводят должности менеджеров по персоналу.

Нужно сказать, что в PR-подразделении коммерческой структуры чаще по сравнению с государственными аналогами присутствуют социологи или даже целые исследовательские группы, а так же специалисты в области индивидуальной и групповой психологии. Встречаются менеджеры, специально отвечающие за спонсорскую деятельность и т. д.

Не существует некой единой схемы построения PR-службы для коммерческих учреждений, поскольку это зависит от размеров кампании, рода деятельности, понимания важности связей с общественностью со стороны высшего руководства. Тем не менее, можно вывести некоторую идеальную модель PR-службы в крупной коммерческой структуре. Курировать ее деятельность должен один из представителей высшего менеджмента (линейного руководства) – вице-президент фирмы, заместитель генерального директора и т.п. В структуре PR-службы можно выделить подразделения, каждое из которых занимается своим направлением работы:

Идеальная модель PR-службы в крупной коммерческой структуре

Рассмотрим идеальную модель PR-службы в крупной коммерческой структуре. Ее курирует один из представителей высшего менеджмента – вице-президент фирмы, заместитель генерального директора и т. п.

В PR-службе выделяются подразделения, занимающиеся следующими вопросами:

1. заказ маркетинговых, социологических, политологических и прочих исследований, их анализ и синтез, разработка программ по формированию общественного мнения или изменения его в пользу фирмы, организация тендеров и выбор специализированных PR-агентств для возможной совместной работы;

2. создание корпоративных связей с общественностью, формирование имиджа фирмы среди широких слоев населения, коммуникации с лидерами, создающими общественное мнение, официальными политиками, лоббистами, деятелями культуры, учеными и пр.;

3. взаимодействие со СМИ, организация пресс-конференций, подготовка пресс-релизов, статей, радио- и телепередач, брошюр, каталогов, бюллетеней, отчетов о коммерческой и общественной деятельности фирмы, включая спонсорство, благотворительность, пожертвования;

4. организация презентаций фирмы и производимых ею товаров и услуг, семинаров, экскурсий по фирме, юбилеев и других торжеств;

5. внутрифирменные PR: оптимизация кадровой политики фирмы, создание системы внутрифирменного статуса, поддержка программ по работе с молодыми сотрудниками, ветеранами, пенсионерами, представителями разных национальностей и конфессий, участие в разработке проведении акций социального, культурного, спортивно-оздоровительного характера, планирование и осуществление мероприятий на период нерабочего времени сотрудников фирмы.

Внутреннему подразделению PR присущи следующие преимущества:

1. Сотрудники подразделения являются служащими организации. В некоторых организациях офис руководителя службы PR расположен по соседству с офисом исполнительного директора организации. Частые контакты между отделом PR и высшим линейным руководством являются скорее правилом, чем исключением. Столь тесные рабочие контакты формируют доверительные взаимоотношения и обеспечивают поддержку со стороны руководства.

2. Специалисты, работающие в подразделении, хорошо знают свою организацию. Являясь частью организации, персонал внутреннего отдела PR может давать рекомендации, улаживать конфликты и предоставлять необходимые услуги с учетом истории и культуры данной организации.

3. Экономия средств, требуемых для реализации многих программ. Экономия вытекает, как правило, из более низких накладных расходов и эффективной интеграции в организации.

4. Доступность PR-специалиста для руководства организацией. Когда в организации возникают какие-то проблемы, эти специалисты всегда оказываются «под рукой» у руководства организации.

Внутреннему подразделению PR присущи следующие недостатки:

1. Утрата объективности может произойти незаметно и «нечаянно» в результате оказания на специалистов отдела PR повседневного давления со стороны коллег и руководства организации. Решая проблемы организации, они сами могут стать частью проблемы. Между тем их работа направлена на то, чтобы стать частью руководства организации.

2. Доминирование и угодничество являются результатом того, что сотрудников службы PR начинают воспринимать как тех, кто всегда готов «взять под козырек». Сотрудники PR вынуждены балансировать между предоставлением профессиональных услуг и обеспечением самой низкопробной поддержки, от которой бывает довольно легко отказаться.

3. Путаница относительно миссии и ролей может оказаться результатом чрезмерной доступности. Специалисты службы PR часто оказываются в роли дублеров высших руководителей организации, а потом не хотят или не могут их выполнять.