31.Глобализация информационных процессов; понятие информационного общества.
Глобализация — это процесс все возрастающего воздействия различных факторов международных сил (экономические и политические связи, культурный и информационный обмен) на социальные действия в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации — экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих исторические условия в своих интересах.
Что же касается прессы, то крупнейшие медиаконцерны, стремясь освоить возможности мирового информационного рынка, уже давно перешагнули национальные границы, их деятельность приобрела транснациональный характер. Их периодические издания распространяются большими тиражами за рубежом во многих странах мира. Речь, в первую очередь, идет об американских, британских германских, французских изданиях («USA Today», английская Financial Times», французская «Le Monde» м др.). Одна из причин, порождающих глобализацию, — расширение масштабов продаж и повышение прибыльности деловой активности. В то же время этому способствуют и международные правовые нормы: еще в 1989 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла «новую стратегию коммуникации», цель которой стоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».
Стремясь противостоять глобализации, некоторые государства стремятся вы-работать альтернативу растущему конкурентному давлению. Так, во Франции телекомпании, превысившие квоту на показ американских фильмов, подвергаются штрафам. Китай в 2002 г. объединил ведущие вещательные системы страны (в частности, центральное телевидении и радиостанции) в гигантскую медиакорпорапию. Однако спутниковое телевидение, радио, Интернет позволяют оказывать информационное воздействие на реципиентов независимо от их удаленности от источника распространения информации.
ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Результатом произошедшей в конце XX в. информационной революции ста-нет в XXI в. новый тип общества — информационное общество.
Основой его становится компьютерная технология, ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, политической системой — демократия участия», а основной целью «ценности времени». Так писал в 1983 г. японский ученый Й. Масуде в своей книге «Информационное общество как постиндустриальное общество». В работе «Сдвиг власти» (1990) американский теоретик О. Тоффлер утверждает, что в основании доиндустриальной эпохи лежит сила, в основании индустриальной — деньги, а в основании современного ускоряющегося общества — знание. По мнению другого американца Д. Белла, высказанном в книге «Социальные рамки информационного общества» (1980), информационное общество обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, определяющая роль теоретического знания, ориентированность в будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии).
Итак, в информационном обществе создается глобальное информационное пространство; обеспечивается доступ людей к мировым информационным ресурсам; рынок информации и знаний создается и развивается как фактор производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала; в системе общественного производства возрастает роль инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной); благодаря расширению возможностей информационного обмена в национальном и международном масштабе повышается уровень образования, возрас¬тает роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда. Наконец, создается эффективная система обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшения взаимодействия населения с органами власти.
Движение к информационному обществу — это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно это фиксирует «Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества», подписанная в июле 2000 г. руководителями семи ведущих стран и Президентом России В. В. Путиным.
В России решение проблем информационного общества рассматривается как необходимое условие для устойчивого развития страны и вхождение ее в мировую экономику. С этой целью были приняты такие документы, как «Закон об информатизации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Концепция единого информационного пространства России» и другое. Эти документы позволили выработать «Концепцию формирования информационного общества в России» (одобрена Госкомитетом РФ по связи и информатике в 1999 г). Разработаны стратегические концепции перехода Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга к информационному обществу. Опубликованы Концепции федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 гг.».
Российский путь к информационному обществу определяется, как и для других государств, его сегодняшними политическими, социально-экономическими и социально-культурными особенностями. В «Концепции формирования информационного общества России» перечисляются эти особенности:
нестабильность политического и экономического положения в стране;
рост уровня регионализации страны и снижение возможностей централизо¬ванного управления;
экономические условия, характерные для переходной экономики России: отсутствие свободных инвестиций для финансирования проектов связанных с переходом к информационному обществу, общий застой в экономической деятельности и снижение уровня жизни населения
снижение потребности в информации в государственном секторе и рост информационных потребностей населения и общества в целом;
недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникативной инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие у государства средств для их модернизации и расширения;
вялое проведение рыночных реформ в экономике страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг;
предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации, слабая подконтрольность обществу системы формирования общественного сознания;
опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами создание различных систем связи — каналов передач информации, коммутирующих комплексов, средств связи и т. д. — и индустрии предоставления информационных услуг;
наличие, в основном, высокого научного, образовательного и культурного потенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России;
сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая еще способна ставить и решать сложные научно-технические проблемы, движущей силой которой в большей степени является энтузиазм.
С учетом этих условий переход России к информационному обществу будет происходить, согласно Концепции, в течение 10-15 лет, причем избирается не европейский путь (короткий, но требующий больших капиталовложений и изменения российского менталитета), а не апробированный, нетрадиционный, российский.
Основой российского пути должны явиться:
информатизация всей системы общего и специального образования — от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;
формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;
обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.
ВЫВОДЫ
На Западе периодическая печать в XVI-XVIII вв. проявляется в трех основных типах — еженедельная и ежедневная газета, журнал. В XIX в. происходит разделение прессы на качественную и массовую, усиливается роль рекламы, идут процессы, связанные с индустриализацией газетно-журнального производства, коммерциализацией журналистики в странах Западной Европы и США, создаются и выходят на международный рынок информационные агентства; в связи с изобретением фотографии, телеграфа, телефона и радио возникают новые коммуникационные технологии. Но особенно насыщен судьбоносными для журналистики событиями XX в.: появление радиовещания и телевидения, применение компьютеров, углубление информационно-коммуникационных процессов, создание национальных монополий и транснациональных корпораций в сфере масс-медиа и т.д.
Ко времени появления радиовещания и телевидения газеты уже рассматривались многими издателями как коммерческие предприятия, призванные приносить доход от продажи тиража и главным образом от публикации рекламы. Эфирная пресса — новый мощный отряд журналистики — стимулировала дальнейшую концентрацию средств массовой информации, разделение их на государственные, общественные и частные, покупку влиятельных СМИ компаниями и концернами. В последние десятилетия покупка эта уже на связана государственными границами, возникли транснациональные корпорации.
- Оглавление
- 1.Содержание, цели и основные структурные элементы связей с общественностью.
- 2.Формы, методы и средства связей с общественностью.
- 3.Основные принципы осуществления связей с общественностью организацией.
- 4.Основные этапы становления и развития связей с общественностью.
- 5.Правовые основы связей с общественностью.
- 6.Нравственно-этические правила и нормы проведения кампаний в сфере связей с общественностью.
- 7.Имиджмейкинг в системе связей с общественностью.
- 8.Правила подготовки информационных материалов в интересах связей с обхественностью.
- 9.Процесс влияния паблик рилейшнз на общественное мнение.
- 10.Связи с общественностью в органах государственной власти.
- 11.Связи с общественностью в коммерческих структурах.
- 12.Порядок проведения пресс-конференции и брифинга.
- 13.Базы данных как источник медиа-планирования
- 14.Корпоративная культура как объект паблик рилейшнз.
- 15.Виды и особенности специальных мероприятий в связях с общественностью.
- 16.Планирование и проведение специальных мероприятий.
- 17.Разработка сценария церемонии открытия.
- 18.Разработка сценария проведения приема.
- 19.Разработка программы проведения презентации.
- 20.Разработка сценария церемонии посещения объекта.
- 21.Связи с общественностью в политических структурах
- 22.Цели и задачи выставок. Основные этапы организации выставки.
- 23.Связи с общественностью и управление кризисными ситуациями.
- 24.Виды информационных матералов в связях с общественностью.
- 25. Основы теории коммуникации в связях с общественностью.
- 26.Основные функции информационного обеспчения в коммерческих структурах.
- 27.Изучение эффективности продвижения товаров методом обратной связи.
- 28.Количественная и качесвенная оценка экспозиционной деятельности.
- 29.Практика работы службы связей с общественностью с радио и телевидением.
- 30. Основные подходы к изучению массовых информационных процессов в обществе.
- 31.Глобализация информационных процессов; понятие информационного общества.
- 32.Современная система сми россии и ее инфраструктура.
- 33.Законодательное обеспечение свободы слова и информации в постсоветский период.
- 34. Сми как предприятие; рынок современной прессы; позиционирование издания; распространение издания.
- 35.Проблема барьеров («фильтров») восприятия информации.
- 36. Сущность и механизм информационного взаимодействия в системе «масс-медия – общество».
- 37.Работа пресс-службы по налаживанию двустороней активной связи «организация – население».
- 38. Организация публичных акций в работе пресс-службы.
- 39.Практика организации и проведения аккедитации иностранных журналистов в рф.
- 40.Оптимальная модель работы пресс-служб общественных организаций и политических партий.
- 41.Взаимодействие пресс-служб со сми и журналистами.
- 42.Функции и основные направления работы пресс-секретаря.
- 43. Пресс-служба как элемент управления.
- 44. Пресс-службы в системе массовой коммуникации.
- 46.Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью.
- 47.Общая характеристика современных российских пресс-служб.
- 48. Формы и методы взаимодействия пресс-служб.
- 49.Коммуникативная, информационная и организационная функции пресс-служб.
- 50.Основные направления работы дип мид рф.
- 51. Пресс-службы российских загранпредставительств.
- 52. Проблемы информационной безопасности в работе пресс-служб.
- 54. Анализ и прогноз в деятельности пресс-служб
- 56. Роль Союза журналистов России в координации деятельности пресс-служб.
- 57.Работа пресс-службы администрации президента рф.
- 58. Подготовьте новостной пресс-релиз (не более 4 абзацев), посвященный предстоящему началу подготовки специалистов по связям с общественностью в филиале РосНоу.
- 59. Предложите программу пресс-конференции (тема, дата, место, участники) руководителя органа местного самоуправления (района г. Москвы или Подмосковья).
- 61. В РосНоу прошел день открытых дверей. Подготовьте пресс-релиз для журнала «Куда пойти учиться».
- 62. Сформулируйте основные факторы анализа и оценки политической обстановки в регионе в ходе предвыборной кампании.
- 63. Определите основные пункты заявления для прессы в связи с вводом в строй нового учебного корпуса РосНоу.
- 64. Разработайте предложения (2-3 пункта) по продвижению издания, посвященного компьютерным и телекоммуникационным технологиям.
- 65. Предложите план действий пресс-службы банка в случае кризисной ситуации в банковской сфере.
- 66. Сформулируйте концепцию рекламной кампании нового телефонного тарифа «Молодежный».
- 67. Определите перечень возможныхPr– мероприятий по позиционированию на рынке кампании по продаже детских игрушек.
- 68. Разработайте план проведения специального события для привлечения посетителей фитнес-клуба.
- 69. Подготовьте краткое (до 0,5 стр.) информационное письмо о вашем факультете или одной из профилирующих кафедр.
- 70. Определите состав медиа-кита (пресс-пакета) для журналистов, приглашенных на мероприятие, посвященное чествованию выпускников РосНоу.
- 71. Подготовьте краткий обзор целевых аудиторий для проведенияPr–кампании по продвижению нового программного продукта.
- 72. Предложите перечень основных мероприятий по работе со сми в ходеPr-кампании по продвижению молодежного клуба.
- 73. Напишите приглашение на 15-летний юбилей факультета гТиИя РосНоу.
- 74. Предложите краткий сценарий церемонии открытия студенческой конференции по проблемам связи с общественностью в РосНоу.
- 75. Определите основные пункты плана проведения презентации нового фильма молодого режиссера.
- 76. Предложите основные методы работы с молодыми избирателями в ходе проведения предвыборной кампании.
- 77. Определите основные аргументы листовки, подчеркивающей единство молодого по возрасту кандидата и аудитории.
- 78. Разработайте план видеоролика (продолжительность 2–3 мин.), который может быть использован в ходе реализации проекта «Остановите наркоманию».
- 79. Предложите рекомендации по подготовке обращения к журналистам в случае техногенной аварии на «вашей» фабрике.
- 80. Определите основные характеристики, которые могут быть использованы при формировании корпоративного имиджа завода по производству минеральной воды.
- 85. Разработайте структуру презентационной листовки кандидата в депутаты, преподавателя высшего учебного заведения.
- 86. Определите возможный состав предвыборного штаба кандидата в депутаты и порядок его работы.
- 87. Разработайте функциональные обязанности руководителя отдела по связям с общественностью коммерческой фирмы среднего размера.