logo
GOSY_otvety_na_voprosy

31.Глобализация информационных процессов; понятие информационного общества.

Глобализация — это процесс все возрастающего воздействия различных факторов международных сил (экономические и политические связи, культурный и информационный обмен) на социальные действия в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации — экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих исторические условия в своих интересах.

Что же касается прессы, то крупнейшие медиаконцерны, стремясь освоить возможности мирового информационного рынка, уже давно перешагнули национальные границы, их деятельность приобрела транснациональный характер. Их периодические издания распространяются большими тиражами за рубежом во многих странах мира. Речь, в первую очередь, идет об американских, британских германских, французских изданиях («USA Today», английская Financial Times», французская «Le Monde» м др.). Одна из причин, порождающих глобализацию, — расширение масштабов продаж и повышение прибыльности деловой активности. В то же время этому способствуют и международные правовые нормы: еще в 1989 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла «новую стратегию коммуникации», цель которой стоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».

Стремясь противостоять глобализации, некоторые государства стремятся вы-работать альтернативу растущему конкурентному давлению. Так, во Франции телекомпании, превысившие квоту на показ американских фильмов, подвергаются штрафам. Китай в 2002 г. объединил ведущие вещательные системы страны (в частности, центральное телевидении и радиостанции) в гигантскую медиакорпорапию. Однако спутниковое телевидение, радио, Интернет позволяют оказывать информационное воздействие на реципиентов независимо от их удаленности от источника распространения информации.

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Результатом произошедшей в конце XX в. информационной революции ста-нет в XXI в. новый тип общества — информационное общество.

Основой его становится компьютерная технология, ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, политической системой — демократия участия», а основной целью «ценности времени». Так писал в 1983 г. японский ученый Й. Масуде в своей книге «Информационное общество как постиндустриальное общество». В работе «Сдвиг власти» (1990) американский теоретик О. Тоффлер утверждает, что в основании доиндустриальной эпохи лежит сила, в основании индустриальной — деньги, а в основании современного ускоряющегося общества — знание. По мнению другого американца Д. Белла, высказанном в книге «Социальные рамки информационного общества» (1980), информационное общество обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, определяющая роль теоретического знания, ориентированность в будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии).

Итак, в информационном обществе создается глобальное информационное пространство; обеспечивается доступ людей к мировым информационным ресурсам; рынок информации и знаний создается и развивается как фактор производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала; в системе общественного производства возрастает роль инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной); благодаря расширению возможностей информационного обмена в национальном и международном масштабе повышается уровень образования, возрас¬тает роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда. Наконец, создается эффективная система обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшения взаимодействия населения с органами власти.

Движение к информационному обществу — это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно это фиксирует «Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества», подписанная в июле 2000 г. руководителями семи ведущих стран и Президентом России В. В. Путиным.

В России решение проблем информационного общества рассматривается как необходимое условие для устойчивого развития страны и вхождение ее в мировую экономику. С этой целью были приняты такие документы, как «Закон об информатизации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Концепция единого информационного пространства России» и другое. Эти документы позволили выработать «Концепцию формирования информационного общества в России» (одобрена Госкомитетом РФ по связи и информатике в 1999 г). Разработаны стратегические концепции перехода Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга к информационному обществу. Опубликованы Концепции федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 гг.».

Российский путь к информационному обществу определяется, как и для других государств, его сегодняшними политическими, социально-экономическими и социально-культурными особенностями. В «Концепции формирования информационного общества России» перечисляются эти особенности:

С учетом этих условий переход России к информационному обществу будет происходить, согласно Концепции, в течение 10-15 лет, причем избирается не европейский путь (короткий, но требующий больших капиталовложений и изменения российского менталитета), а не апробированный, нетрадиционный, российский.

Основой российского пути должны явиться:

ВЫВОДЫ

На Западе периодическая печать в XVI-XVIII вв. проявляется в трех основных типах — еженедельная и ежедневная газета, журнал. В XIX в. происходит разделение прессы на качественную и массовую, усиливается роль рекламы, идут процессы, связанные с индустриализацией газетно-журнального производства, коммерциализацией журналистики в странах Западной Европы и США, создаются и выходят на международный рынок информационные агентства; в связи с изобретением фотографии, телеграфа, телефона и радио возникают новые коммуникационные технологии. Но особенно насыщен судьбоносными для журналистики событиями XX в.: появление радиовещания и телевидения, применение компьютеров, углубление информационно-коммуникационных процессов, создание национальных монополий и транснациональных корпораций в сфере масс-медиа и т.д.

Ко времени появления радиовещания и телевидения газеты уже рассматривались многими издателями как коммерческие предприятия, призванные приносить доход от продажи тиража и главным образом от публикации рекламы. Эфирная пресса — новый мощный отряд журналистики — стимулировала дальнейшую концентрацию средств массовой информации, разделение их на государственные, общественные и частные, покупку влиятельных СМИ компаниями и концернами. В последние десятилетия покупка эта уже на связана государственными границами, возникли транснациональные корпорации.