33.Законодательное обеспечение свободы слова и информации в постсоветский период.
Известность, доступность для широкого ознакомления и обсуждения; максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и обществен х организаций, действенная и активная форма общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны; политика государства, которая ; смене руководителя или под влиянием социально-экономических условий может измениться, — так обычно понимают гласность. Развитие гласности ведет к росту политической культуры граждан, расширению их участия в делах государства, вызывает необходимую психологическую перестройку должностных лиц. В атмо-т ере гласности журналистика лучше сможет реализовывать свои функции, роли, ли гласность характеризует качество социального климата в государстве, то свободное функционирование прессы зависит от качества демократии, характера взаимоотношений властных структур с населением, уровня социальной ответственности редакций и журналистов. Гласность, открытость может дать дорогу свободе печати, когда законодательными актами, Конституцией страны упраздняется предварительная цензура, и асть ни при каких ссылках на временную необходимость не может административными мерами ограничивать деятельность средств массовой информации.
Представители прогрессивных типов журналистики, возникавшие в ходе социальных преобразований оппозиционные силы постоянно вели борьбу за глас-:ть. «Задача печати, — писал К. Маркс, — превратить государство из таинственно жреческого дела в ясное, всем доступное и всех касающееся мирское вело...». В революционные периоды общественность привлекали проблемы свободы печати, защиты ее от светского или религиозного вмешательства. Свобода печати, например, была зафиксирована, наряду с правами на свободу слова и вероисповедания, на собрания и петиции, в двух важнейших документах XVIII в. — Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции (1789 г.), и Билле о правах (поправках к Конституции США, принятой в 1787 г.). В ходе дискуссий о свободе печати наблюдались различные подходы — революционно-демократический, классово-политический, предпринимательский, правовой.
В качестве доказательства революционно-демократического подхода исследователи неизменно ссылаются на первую публикацию К. Маркса в массовой прессе ♦Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания» (1842 г.). Называя прессу «зорким оком народного духа», «духовным зеркалом, служащим для познания народом самого себя», Маркс призывает устранить главное препятствие на пути к этому идеалу — цензуру и сделать прессу независимой от власти. Он полагает, что свобода печати революционна по настроению и целям, что революции народов совершаются сначала не в материальной, а духовной сфере, идейно готовятся при участии прессы, которую называет «самым свободным в наши дни проявлением духа».
Классово-политический подход к свободе печати проявляется в моменты острых социальных потрясений, когда на первый план ставятся привилегии одной социальной группы в ущерб другим, выдвигаются политические интересы и приобретает актуальность ленинский лозунг «Какая свобода печати? Для чего? Для какого класса?».
Согласно предпринимательскому подходу, журналистика должна приносить прибыль. Именно способность газеты давать доход ее владельцу или редакции свидетельствует о свободе печати. Но это может быть только экономической свободой, а Маркс в своей статье выступал за идейное раскрепощение журналистов и выдвигал тезис, что «главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом».
Конституция страны, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие взаимоотношения журналистики и журналистов с государством и массовой аудиторией, — такова суть правового подхода к свободе печати.
Не всегда и далеко не везде борьба за гласность и свободу печати была успешной. Так, во Франции официально предварительная цензура была введена в 1629 г. Людовиком XIII. Согласно ее предписаниям, «ничто не могло быть напечатано» без санкции полиции и цензора, категорически запрещалась печатная продукция, «враждебная религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц». За совершение «преступлений печати» в 1660-1756 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографщиков, книгопродавцов и «газетье»; смертная казнь практиковалась до конца XVIII столетия. Начиная с XVI в. власти Великобритании ввели строгий контроль за печатным делом. Все было в руках так называемой Звездной палаты. В 1641 г. она была упразднена, но законодательство о печати продолжало ужесточаться: были запрещены публикации о палате общин, в 1643 г. введена предварительная цензура. Становление печати Швеции проходило в условиях большей свободы. Изданное в 1766 г. и уточненное в 1812 г. правительственное распоряжение о «Свободе печати» входит в Конституцию страны, определяя объем прав печати, деятельность цензуры. Согласно ему, запрещалась предварительная цензура, но предоставлялось право суду определять нарушения закона о печати, особенно с точки зрения интересов государства и военной тайны. На этом основании в годы Второй мировой войны цензура нередко вмешивалась в дела антифашистски настроенной прессы, запрещая публикации антигитлеровского содержания.
В России со времен Ивана Грозного как главное орудие борьбы с гласностью цензура также стремилась не сдавать своих позиций. Она особенно затрагивала свободу российской прессы. До екатерининского времени в России не было частных типографий, книги и периодические издания подвергались цензуре тех учреждений, при которых состояли соответствующие типографии (сенат, академия наук, университет). В 1783 г. было разрешено свободное устройство частных типографий, но вместе с тем печать, в том числе и периодическая, была отдана под предварительную цензуру так называемых управлений благочиния. В последний год своего царствования Екатерина II закрыла все частные типографии, а цензура была сосредоточена в специальных учреждениях в Петербурге и Москве [61]. В начале своего царствования Александр I разрешил ввозить из-за границы книги и периодические издания, «распечатал» закрытые в 1796 г. частные типографии, но в 1804 г. ввел в действие первый в России Цензурный устав: допуская обсуждение в печати общественно-политических вопросов, он запрещал печатать произведения, «противные правительству, нравственности, закону божию и личной чести граждан».
А во второй половине XIX века был принят ряд законов, позволяющих запрещать розничную продажу газет, публикацию в них частных объявлений. Юридически положение прессы определялось Временными правилами о печати 1865 г., которые заменили все предшествующие законы и распоряжения. По этим правилам под предварительной цензурой находилась вся провинциальная печать, иллюстрированные, сатирические журналы, но освобождались столичные ежедневные газеты и журналы (правда, для них сохранялась цензура наблюдения). После третьего предостережения министра внутренних дел издание могло быть приостановлено на срок до полугода. Возможно было и судебное преследование издателя. Но полностью запретить издание мог только суд. Эти послабления в цензурной политике Александра II сменились годами «закручивания гаек» Александром III: Временными правилами о печати 1882 года контроль над прессой был усилен, право прекратить выпуск издания было предоставлено совещанию четырех министров.
Временными правилами о печати 24 ноября 1905 г. предварительная цензура была отменена, но печать оставалась бесправной. С 1907г. к периодическим изданиям стала применяться система административных взысканий (штраф, арест редактора). Общая сумма штрафов в первый же год составила полмиллиона рублей, только газета «Русские ведомости» выплатила 25 тысяч рублей.
Что же касается советского времени, то, по мнению Г. В. Жиркова, можно вы-делить пять периодов цензурной истории:
1917-1919 гг. — период комиссародержавия (первые декреты о печати, институт комиссаров печати, военная цензура «красной и белой» прессы;
1919-1922 гг. — Госиздат как основной центр цензуры (попытка централизовать цензуру в общегосударственном масштабе, что вызвало протесты частных издательств, пытавшихся отстоять свою автономию);
1922- 1927 гг. — период цензуры Главлита, ставшего новым государственным учреждением цензуры (постепенный переход Главлита в подчинение партийным структурам);
1928-1980 гг. — период полного господства партийной цензуры (в нем можно выделить начальный этап — до 1940 г., военный, послевоенный, время оттепели и время застоя — 1970-1980 гг.). Партийные структуры, органами которых являлось подавляющее большинство средств массовой информации использовали не только государственную, но и другие виды цензуры — общественное, экономическое давление, опираясь в этом на такие обществен¬ные организации, как Союз журналистов, Союз писателей и др.
1990-егг. — цензура на современном этапе с ее неопределенным характером.
Главлит — маленькое учреждение с крохотным штатом — уже к 1930 г. разросся до непомерных размеров и стал контролировать все — даже надписи на визитных карточках. В 80-е гг. XX в. термин «цензура» не применялся. Но Главное управление по литературе (Главлит) действовало весьма активно, в регионах же функции цензурного комитета осуществляло Управление по охране государственных тайн, в печати при облгорисполкомах (Горлит). Помимо сведений, представляющих действительно государственную тайну (например, о дислокации воинских частей или о новейших вооружениях), существовал целый пласт «тайн», которые, по сути, представляли собой информацию, закрытую какими-либо ведомствами, министерствами и ЦК партии (например, уровень смертности по регионам от тех или иных болезней, уровень неграмотности народов Севера и т.д.).
Работа советской цензуры состояла из предварительного контроля издаваемой литературы и последующего контроля поступающих в Горлит контрольных экземпляров всей полиграфической продукции. При этом цензоры руководствовались рядом нормативных документов, среди которых были: «Перечень сведений, не подлежащих к открытой публикации», «Единые правила печатания» и, наконец, «Тетрадь оперативных указаний» (например, указания — не допускать в печати упоминаний фамилий артистов, писателей, деятелей науки, культуры и искусства, выехавших на постоянное место жительства за границу и т.д.). В ленинградском Горлите 70 сотрудников работали в пяти отделах.
I отдел — предварительный контроль научно-технической литературы, мате¬
риалов выставок и т.п.
II отдел — предварительный контроль художественной, общественно-публи¬
цистической литературы.
IIIотдел — предварительный контроль газет, журналов, телевидения, радио, последующий контроль многотиражных газет предприятий.
IVотдел — последующий контроль, контроль фондов библиотек; предварительный контроль мелкопечатной литературы (листовки, проспекты и т.п.), проверка полиграфических предприятий.
V отдел — контроль за иностранной литературой, пересылаемой из-за рубежа советским гражданам.
В конце 80-х годов в результате начавшейся перестройки органы Главлита сменили принцип предварительного контроля на последующий контроль.
Таким образом, до августа 1990 г. продолжался непрерывный процесс развития однопартийной советской журналистики, превратившейся в единый пропагандистский комплекс КПСС. Так, в 1938 г. политико-идеологическому контролю по всему Советскому Союзу подвергались 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1200 радиоузлов, 1176типографий, 70 тыс. библиотек. Наконец, в июне 1990 г. был принят первый в истории отечественных СМИ Закон «О печати и других средствах массовой информации». А 27 декабря 1991 г. на смену ему пришел Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». С той поры в нашей стране началась реализация правового подхода к свободе печати.
Но и сегодня, в пору гласности, плюрализма мнений, свободы слова, существует несколько специфических видов цензуры: 1) ограничения на свободу информации, связанные с государственными, военными, медицинскими, коммерческими тайнами, этическими нормами; как и во всякой демократической стране, доля таких ограничений незначительна; 2) запрещения, связанные с тем, что через контроль над информацией над зависимым СМИ можно скрыть ошибки или отложить решение той или иной проблемы до благоприятного времени; 3) ведомственная цензура из-за боязни того, что выявится некомпетентность представителей управленческого аппарата.
Ни одно из прав, пожалуй, не защищено с такой юридической основательностью, как право на информацию, восходящее к естественным правам человека, гражданским свободам, свободе слова. Свобода искать, получать и распространять информацию и идеи, любыми способами и независимо от государственных границ, закреплена во Всеобщей декларации прав человека (статья 19) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 10). Заметим, что в Швеции еще в 1766 г. был принят закон «О свободе печати», по которому стали доступны гражданам все документы правительства и парламента, правосудия, архивов. В других государствах право на информацию как результат гласности документов было законодательно закреплено позднее: в Финляндии — 1951 г., США — 1966 г., Норвегии и Дании — 1971 г., Голландии и Франции — 1978 г., Австралии и Канаде — 1982 г.
В 1948 г. Организация Объединенных наций приняла «Хартию прав человека: Всеобщую декларацию прав человека», которой подчеркивается право каждого собирать информацию и передавать ее, минуя государственные границы. Через два года Совет Европы в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» уточняет, что свобода информации должна сопрягаться с необходимостью заботиться о государственной безопасности и нравственности общества, тайне частной жизни. Это требование было учтено и ООН — в принятом в 1968 г. «Международном пакте о гражданских и политических правах»
Конституция Российской Федерации провозгласила свободу каждого на высказывание мнений, в ней также подчеркнуто, что «цензура запрещается, и каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом» (ст. 29 ч. 1). Наконец, в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации» (1991) сказано: «В Российской Федерации поиск получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, а в ст. 3 говорится о недопущении цензуры массовой информации, т. е. требования от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым) и о том, что не допускается наложение запрета на распространение сообщений и материалов их отдельных частей.
В последние годы законодательная база журналистики заметно усилилась: в 1993 г. начали действовать федеральные законы «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г.), «О государственной тайне» (от 21 июля 1993 г.); в 1995-ом — «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (от 13 января 1995 г.); «О связи» (от 16 февраля 1995 г.); «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20 февраля 1995 г.); «О рекламе» (от 18 июля 1995 г.); «Об экономической поддержке районных (городских) газет» (от 24 ноября 1995 г.), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (от 1 декабря 1995 г.). Внесены поправки в кодексы Гражданский, Уголовный, Об административных нарушениях. Однако главный документ — закон «О средствах массовой информации» — вступил в силу 27 декабря 1991 г., и хотя в 1995-2001 гг. в текст четырежды вносились некоторые изменения и дополнения, он явно устарел и нуждается в существенной корректировке в соответствии с реалиями российской действительности. Следует определить финансовые условия самостоятельности и экономический статус СМИ, права редакций на приватизацию зданий, земельных участков, имущества; дифференцировать налоговые льготы; дать твердые гарантии на доступ журналистов к информации и в то же время усилить ответственность СМИ за недостоверность информации, вызывающую негативные последствия; предоставить журналисту статус неприкосновенности (подобно депутатскому), чтобы защитить его от шантажа и насилья. Предлагают также выработать механизм реализации закона «О средствах массовой информации» и устранить нестыковку его отдельных статей с другими законами, особенно с процессуально уголовным и процессуально гражданским кодексами Российской Федерации.
- Оглавление
- 1.Содержание, цели и основные структурные элементы связей с общественностью.
- 2.Формы, методы и средства связей с общественностью.
- 3.Основные принципы осуществления связей с общественностью организацией.
- 4.Основные этапы становления и развития связей с общественностью.
- 5.Правовые основы связей с общественностью.
- 6.Нравственно-этические правила и нормы проведения кампаний в сфере связей с общественностью.
- 7.Имиджмейкинг в системе связей с общественностью.
- 8.Правила подготовки информационных материалов в интересах связей с обхественностью.
- 9.Процесс влияния паблик рилейшнз на общественное мнение.
- 10.Связи с общественностью в органах государственной власти.
- 11.Связи с общественностью в коммерческих структурах.
- 12.Порядок проведения пресс-конференции и брифинга.
- 13.Базы данных как источник медиа-планирования
- 14.Корпоративная культура как объект паблик рилейшнз.
- 15.Виды и особенности специальных мероприятий в связях с общественностью.
- 16.Планирование и проведение специальных мероприятий.
- 17.Разработка сценария церемонии открытия.
- 18.Разработка сценария проведения приема.
- 19.Разработка программы проведения презентации.
- 20.Разработка сценария церемонии посещения объекта.
- 21.Связи с общественностью в политических структурах
- 22.Цели и задачи выставок. Основные этапы организации выставки.
- 23.Связи с общественностью и управление кризисными ситуациями.
- 24.Виды информационных матералов в связях с общественностью.
- 25. Основы теории коммуникации в связях с общественностью.
- 26.Основные функции информационного обеспчения в коммерческих структурах.
- 27.Изучение эффективности продвижения товаров методом обратной связи.
- 28.Количественная и качесвенная оценка экспозиционной деятельности.
- 29.Практика работы службы связей с общественностью с радио и телевидением.
- 30. Основные подходы к изучению массовых информационных процессов в обществе.
- 31.Глобализация информационных процессов; понятие информационного общества.
- 32.Современная система сми россии и ее инфраструктура.
- 33.Законодательное обеспечение свободы слова и информации в постсоветский период.
- 34. Сми как предприятие; рынок современной прессы; позиционирование издания; распространение издания.
- 35.Проблема барьеров («фильтров») восприятия информации.
- 36. Сущность и механизм информационного взаимодействия в системе «масс-медия – общество».
- 37.Работа пресс-службы по налаживанию двустороней активной связи «организация – население».
- 38. Организация публичных акций в работе пресс-службы.
- 39.Практика организации и проведения аккедитации иностранных журналистов в рф.
- 40.Оптимальная модель работы пресс-служб общественных организаций и политических партий.
- 41.Взаимодействие пресс-служб со сми и журналистами.
- 42.Функции и основные направления работы пресс-секретаря.
- 43. Пресс-служба как элемент управления.
- 44. Пресс-службы в системе массовой коммуникации.
- 46.Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью.
- 47.Общая характеристика современных российских пресс-служб.
- 48. Формы и методы взаимодействия пресс-служб.
- 49.Коммуникативная, информационная и организационная функции пресс-служб.
- 50.Основные направления работы дип мид рф.
- 51. Пресс-службы российских загранпредставительств.
- 52. Проблемы информационной безопасности в работе пресс-служб.
- 54. Анализ и прогноз в деятельности пресс-служб
- 56. Роль Союза журналистов России в координации деятельности пресс-служб.
- 57.Работа пресс-службы администрации президента рф.
- 58. Подготовьте новостной пресс-релиз (не более 4 абзацев), посвященный предстоящему началу подготовки специалистов по связям с общественностью в филиале РосНоу.
- 59. Предложите программу пресс-конференции (тема, дата, место, участники) руководителя органа местного самоуправления (района г. Москвы или Подмосковья).
- 61. В РосНоу прошел день открытых дверей. Подготовьте пресс-релиз для журнала «Куда пойти учиться».
- 62. Сформулируйте основные факторы анализа и оценки политической обстановки в регионе в ходе предвыборной кампании.
- 63. Определите основные пункты заявления для прессы в связи с вводом в строй нового учебного корпуса РосНоу.
- 64. Разработайте предложения (2-3 пункта) по продвижению издания, посвященного компьютерным и телекоммуникационным технологиям.
- 65. Предложите план действий пресс-службы банка в случае кризисной ситуации в банковской сфере.
- 66. Сформулируйте концепцию рекламной кампании нового телефонного тарифа «Молодежный».
- 67. Определите перечень возможныхPr– мероприятий по позиционированию на рынке кампании по продаже детских игрушек.
- 68. Разработайте план проведения специального события для привлечения посетителей фитнес-клуба.
- 69. Подготовьте краткое (до 0,5 стр.) информационное письмо о вашем факультете или одной из профилирующих кафедр.
- 70. Определите состав медиа-кита (пресс-пакета) для журналистов, приглашенных на мероприятие, посвященное чествованию выпускников РосНоу.
- 71. Подготовьте краткий обзор целевых аудиторий для проведенияPr–кампании по продвижению нового программного продукта.
- 72. Предложите перечень основных мероприятий по работе со сми в ходеPr-кампании по продвижению молодежного клуба.
- 73. Напишите приглашение на 15-летний юбилей факультета гТиИя РосНоу.
- 74. Предложите краткий сценарий церемонии открытия студенческой конференции по проблемам связи с общественностью в РосНоу.
- 75. Определите основные пункты плана проведения презентации нового фильма молодого режиссера.
- 76. Предложите основные методы работы с молодыми избирателями в ходе проведения предвыборной кампании.
- 77. Определите основные аргументы листовки, подчеркивающей единство молодого по возрасту кандидата и аудитории.
- 78. Разработайте план видеоролика (продолжительность 2–3 мин.), который может быть использован в ходе реализации проекта «Остановите наркоманию».
- 79. Предложите рекомендации по подготовке обращения к журналистам в случае техногенной аварии на «вашей» фабрике.
- 80. Определите основные характеристики, которые могут быть использованы при формировании корпоративного имиджа завода по производству минеральной воды.
- 85. Разработайте структуру презентационной листовки кандидата в депутаты, преподавателя высшего учебного заведения.
- 86. Определите возможный состав предвыборного штаба кандидата в депутаты и порядок его работы.
- 87. Разработайте функциональные обязанности руководителя отдела по связям с общественностью коммерческой фирмы среднего размера.