6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
Рыночные отношения уже вошли прочно в жизнь и деятельность АТО, но не все элементы этих отношений получают должное отражение и развитие в работе предприятий. Так важнейший элемент — конкуренция уже давно существенно сказывается на результатах деятельности АТО, но работа по изучению конкурентов, организации противодействия им, систематизированному определению, расширению, углублению своих конкурентных преимуществ носит в АТО случайный, бессистемный характер, либо не ведется совсем. Конкуренты почти не изучаются, их учет проводится спонтанно отдельными специалистами служб маркетинга, эксплуатации или коммерческой службы.
Одной из причин такого отношения к конкуренции в практической деятельности АТО является то, что общие подходы к конкуренции, применяемые во всех отраслях, из-за специфики работы автомобильного транспорта не всегда приемлемы для АТО, и проводимая работа не приносит должных результатов1.
Рекомендации по изучению и учету конкурентов в АТО нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
При классификации конкурентов на автомобильном транспорте необходимо использовать признаки, которые применяются при сегментировании рынка товаров производственного назначения и рынка товаров индивидуального пользования.
Транспортный рынок подразделяется на грузовой и пассажирский сегменты, каждый из которых характеризуется своими признаками. В пассажирском сегменте в пассажирских АТО преобладают перевозки физических лиц. Поэтому для формирования политики обслуживания пассажиров используются признаки рынка товаров индивидуального пользования или широкого потребления.
В грузовых АТО по общему объему преобладают ПРУ, предназначенные для предприятий (производственные ПРУ), а не для физических лиц. Эта специфика и учитывается далее.
Наиболее важными признаками, по которым должны классифицироваться, а после этого изучаться, анализироваться, прорабатываться конкуренты АТО, являются следующие.
Рис. 13. Доли АТО и конкурентов на рынке перевозок навалочных грузов (а) и топливно-смазочных материалов (б):
1—4 — 1—4-й конкуренты; 5— прочие конкуренты
1. Предмет перевозки — вид перевозимого груза. По наиболее распространенным в АТО видам перевозимых грузов или перспективным для завоевания рынка транспортно-экспедиционных услуг рассматриваются существующие либо потенциальные конкуренты. Примеры анализа конкурентов приведены на рис. 13 и в форме 3.
Такая классификация и выявление конкурентов могут проводиться как по наиболее важным для АТО отдельным грузам, так и по видам перевозимых грузов (навалочные, лесоматериалы, перевозки в контейнерах и т. д.).
2. Расстояние перевозки. Анализируются наиболее существенные, приоритетные конкуренты по сферам деятельности АТО в городском, междугородном, международном сообщениях. Фактически здесь анализируются конкуренты АТО по географическому принципу.
1 Абалонин СМ., Пономарева Е.В. Классификация и анализ конкурентов АТП//Автомобильный транспорт. 1998. № 3. С.15-16
3. Направление перевозки. По городским перевозкам здесь дополняется и расширяется анализ конкурентов по расстояниям перевозок, наиболее существенному анализу подвергаются конкуренты по наиболее предпочтительным и перспективным для АТО направлениям междугородных и международных перевозок.
4. Весомость заказчика. Анализируются конкуренты АТО в зависимости от объемов перевозок клиентов: договорная, не договорная клиентура; с большими, средними, малыми (разовыми) объемами перевозок.
Форма 3
Анализ конкуренции
Наименование показателя | Характеристика показателя |
1. Основные конкуренты АТО |
|
1.1. По видам перевозимых грузов |
|
навалочные строительные | 1. ЗАО АТО №3 |
| 2. ОАО "Автокомбинат № 1" |
топливно-смазочные материалы | 1. Нефтебаза |
| 2. ИЧП "Трансэкс" |
1.2 По расстояниям и |
|
направлениям перевозки: |
|
по городу | 1. ЗАО АТО №3 |
| 2. ОАО "Автокомбинат № 1" |
в междугородном сообщении | 1. ОАО "Автокомбинат № 2" |
| 2. ОАО АТО № 6 |
в международном сообщении | 1. ЗАО "Дортехсерсис" |
| 2. ОАО "Автокомбинат № 1" |
1.3. По диверсифицированным | 1. ОАО "Автокомбинат № 1" |
видам деятельности |
|
(ТО и ТР автомобилей) |
|
2. Характеристика основных |
|
конкурентов |
|
2.1. Сильные стороны | 1. Применение большегрузных |
| автопоездов на дальние расстояния |
| 2. Гарантированный срок доставки грузов |
| 3. Скорость реагирования на заказ — |
| выделение автомобилей в день получения |
| заявки |
2.2. Слабые стороны | 1. Постоянные тарифы, не зависящие от |
| условий перевозок |
| 2. Предусмотрена только предоплата |
| наличными или перечислением |
| 3. Низкая проходимость подвижного |
| состава в осенне-зимний период |
| и на грунтовых дорогах |
3. Стратегии маркетинга, | 1. Разработка и реализация мероприятий |
используемые конкурентами | по укреплению имиджа АТО |
| 2. Привлечение клиентуры с помощью |
| рекламы |
| 3. Предоставление сервисных |
| транспортно-экспедиционных услуг |
Форма 3 (окончание)
Наименование показателя | Характеристика показателя |
4. Какие аргументы и | 1. Применение скидок к тарифам |
маркетинговые стратегии можно | постоянной договорной клиентуре |
предложить использовать, | 2. Применение тарифов, |
исходя из слабых сторон | дифференцированных по маркам |
конкурентов | подвижного состава, расстояниям |
| перевозки, уровню рентабельности, в |
| зависимости от экономического |
| положения клиента |
| 3. Широкий выбор моделей |
| подвижного состава |
| 4. При оплате перевозок |
| возможны комбинация |
| предоплаты перечислением, |
| наличными, оплата векселями |
| 5. Привлечение на свою сторону клиента, |
| который в значительной степени |
| формирует мнение о качестве |
| перевозок АТО |
| 6. Более широкое проникновение |
| в сегмент международных перевозок, |
| который конкуренты недооценивают |
| 7. Использование делового опыта и |
| связей руководства АТО, а также его |
| имиджа для расширения |
| диверсифицируемых видов деятельности |
5. Какие новые конкуренты |
|
могут появиться |
|
5.1. При перевозке горюче- | 1. ИЧП "ГСМ-транс" (пополнился |
смазочных материалов | новыми бензовозами) |
5.2. При перевозке навалочных | 1. ОАО АТО № 5 (много автомобилей |
строительных грузов | простаивает в АТО из-за отсутствия |
| работы) |
| 2. ОАО "Автокомбинат № 1" (пополнил- |
| ся самосвальными автопоездами) |
5.3. При международных | 1. ЗАО "Волгамост" (пополнился авто- |
перевозках | поездами немецкого производства для |
| международных перевозок) |
Такой анализ конкурентов будет дополнять ранее проведенную работу по классификации конкурентов по видам перевозимых грузов. Этот анализ конкурентов позволяет АТО более четко расставить акценты и выработать стратегию по противодействию конкурентам в наиболее привлекательных секторах рынка транспортно-экспедиционных услуг.
При классификации и анализе конкурентов могут быть применены и другие признаки, например, классификация конкурентов в зависимости от обслуживаемых АТО отраслей (торговля, строительство, машиностроение), секторов экономики (государственные, частные), по диверсифицированным видам деятельности АТО (техническое обслуживание и ремонт, окраска, мойка, диагностирование, организация платных автостоянок и заправки автомобилей на коммерческой основе).
Классификация и анализ конкурентов в соответствии с названными признаками позволяют более детально и адресно провести обобщенное, сводное исследование конкурентов и продумать целенаправленное противодействие им. Пример такого анализа конкурентов приведен в форме 3.
- Абалонин с.М. Конкурентоспособность транспортных услуг
- Введение
- 1. Классификация и характеристика конкуренции
- 1.1Определение конкуренции
- 1.2 Классификация конкуренции
- 1.3. Функции конкуренции
- 1.4. Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы
- 1.5. Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 2. Конкурентная среда фирмы
- 2.1. Среда функционирования фирмы
- 2.2. Чистая или совершенная конкуренция
- 2.3. Монополистическая конкуренция
- 2.4. Олигополистаческая конкуренция
- 2.5. Чистая монополия
- 2.6. Обобщенная характеристика типов рынков, ценообразования, конкурентной среды
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 3. Конкурентоспособность и качество продукции, работ, услуг
- 3.1. Методологические основы конкурентоспособности
- 3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью
- 3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг
- 3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара
- 3.5 Конкурентоспособность предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 4. Конкурентные преимущества
- 4.1 Понятие конкурентного преимущества
- 4.2 Основные стратегии достижения конкурентных преимуществ
- 4.3 Подходы м. Портера к конкуренции и конкурентным преимуществам
- 4.4 Стратегические рекомендации по применению конкурентных преимуществ
- 4.5 Недостатки и риски применения стратегий конкурентных преимуществ
- 4.6 Удержание и развитие конкурентных преимуществ
- 4.7 Коммерческие тайны предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 5.2 Отслеживание стратегий конкурентов
- 5.3 Исследование конкурентоспособности пру и эффективности маркетинговой деятельности
- 5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
- 5.5 Swot-анализ деятельности предприятия
- 5.6 Прогноз поведения конкурентов
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 6. Особенности конкуренции на автомобильном транспорте
- 6.1 Конкурентоспособность транспортной продукции
- 6.2Как изучать конкурентов ато
- 6.3 Классификация и анализ конкурентов ато
- 6.4 Углубление исследований и оценка конкурентов ато
- 6.5. Анализ и оценка конкурентоспособности пкф "Старт"
- 6.6 Применение экспертного метода для оценки конкурентоспособности автотранспортных услуг ато г. Саратова
- 6.7 Имидж предприятия
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 7. Конкурентные стратегии предприятия
- 7.1 Общая характеристика конкурентных стратегий предприятия
- 7.2 Классификация конкурентных стратегий в зависимости от типа функционирования
- 7.3 Стратегия малых предприятий (коммутанты)
- 7.4 Нишевая специализация (патиенты)
- 7.5 Большой бизнес (виоленты)
- 7.6 Стратегии венчурных, новаторских фирм (эксплеренты)
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Приложение задачи по конкурентоспособности транспортных услуг
- Список литературы